РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Способствует ли преподавание курса ОРКСЭ в духовно-нравственном воспитании младших школьников?

Хорошее воспитание надежнее всего защищает
человека от тех, кто плохо воспитан.
Ф. Честерфилд

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности. Каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.

Научить видеть духовные ценности, ориентироваться в них, культивировать их в своей жизни - это ключ к успешной самореализации юного гражданина общества.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка.

Данную проблему необходимо решать в младшем школьном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели».
Необходимо наполнить внутренний мир младших школьников новым содержанием идеалов и представлений о добре и зле.

Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  • Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  • В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.

Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина».Или обратимся к темам уроков: «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Золотое правило этики», «Дружба», «Подвиг», «Зачем творить добро?». Сами темы говорят о высоком воспитательном значении.

В нашем лицее как и в других школах ведется курс «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4-х классов. Я считаю, что данный курс сегодня необходим. Он позволяет решать проблемы духовно-нравственного воспитания, укреплять семейные ценности.

С переходом на новые стандарты, необходимо создать условия, при которых школьник мог бы научиться рассуждать, формировать собственное мнение. В новых стандартах особая роль уделяется духовно-нравственному воспитанию.

Курс ОРКСЭ направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях, что главной целью духовно-нравственного образования является «… приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья»

Конечно же, только благодаря усилиям школы и семьи, могут создаться условия для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Если школа и родители станут союзниками, совместно будут находить наиболее эффективные способы решения проблемы, определят содержание и формы педагогического просвещения, то это поможет в формировании ценностных жизненных ориентиров.

Общие задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования определены на основе национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии (культурологические представления о религиозных идеалах);
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Цель курса – приобщение школьников к нравственным и духовным ценностям в целях воспитания, становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Задачи:

  • создание условий для духовно-нравственного становления обучающихся
  • развитие представлений учащихся о нравственных идеалах и ценностях, составляющих многонациональную культуру России
  • формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, значении для жизни человека
  • сохранение духовно-нравственного здоровья и преображение духовного облика ребёнка.
  • Разработка системы занятий по курсу ОРКСЭ, способствующих духовно-нравственному воспитанию школьников.
  • Вовлечение родителей в творческую деятельность, обеспечивающую сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания.

Уроки ОРКСЭ призваны способствовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания, оказанию своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Эти положения должны быть исходными при определении методики нравственного воспитания. Нравственное воспитание влияет на развитие духовно-нравственного потенциала воспитанника, на то, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства.

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных ценностях и идеалах, лежащих в основе религиозных и светских традиций, а также на понимание их значения в жизни современного общества.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в связи с религиозными, общечеловеческими ценностями.

ОРКСЭ – это единственный предмет в школе, который предназначен для выполнения функции воспитания.

Учащийся приобретает навыки толерантного поведения с людьми другой национальности. Курс играет важную роль, как в расширении кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования достойного гражданина России.

Курс ОРКСЭ – это настолько «спорная новинка» в школе, что вызывает настороженность у всех поколений семей учащихся. Каждое задание подвергается критическому осмыслению.

Каждый урок ОРКСЭ – это авторский и неповторимый урок, который проникает в душу учащегося и затрагивает её.

Ребята стали более терпимо относиться друг к другу и окружающим, привлекают своих домочадцев к проблемам, возникшим на уроке.

Дети проявляют активность на уроках, материал курса расширяет кругозор детей, учащиеся получают большое количество важной информации. На каждом уроке использую информационно - коммуникационные технологии (презентации, тестовый тренажер, видеоролики и т.д.), стараюсь устанавливать связь изучаемого материала с жизнью детей. На таких уроках чувствуется заинтересованность детей, ощущается особая атмосфера общей мотивации на разговор о вечных ценностях. Практически на каждом уроке проводим словарную работу со словами-символами (например, Христос, Богоявление, Боговоплощение и т.д.), названиями религиозных праздников, священных книг (Библия, Тора, Танах, Коран, Трипитака) и сооружений (например, храм, монастырь синагога, мечеть, пагода). Толкование слов осуществляется с помощью иллюстративного материала, чтения статьи учебника с правильной расстановкой ударения, записи слов в рабочие тетради. Для закрепления знаний использую тренажёрные тесты, кроссворды, раздаточный материал (например, изображён рисунок креста. Дети должны расшифровать и написать, что означают сокращения на его перекладинах).

Практически всегда на уроках читаем христианские притчи, которые передавались из поколения в поколения, но не утратили своей мудрости и простоты. Притчи всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия.

Притчи играют особую рoль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притчи являются одним из древнейших спoсобов передачи мысли и обучения молодежи.

Нравственное здоровье каждого человека и каждой семьи анализируется и комментируется народным фольклором. Поэтому на своих уроках всегда использую произведения устного народного творчества. У каждого народа есть колоссальный по объему фонд пословиц, поговорок и о совести, и о чести, и о достоинстве. Например, «В кoм стыд, в том и совесть» (русская),:«Терпеливый достигнет мечты, а нетерпеливый опозорится», «Сделаешь добро – получишь добро, сделав другому зло - не жди от него добра», «Добром на добро может ответить каждый, добром на зло – только истинный мужчина», «Помоги даже врагу, если ему нужна помощь».

Народная и религиозная мудрость – неиссякаемый источник знаний, достойный подражания. У всех народов во все времена воспитанием подрастающего поколения занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авторитет пожилых людей и у христиан, и у мусульман, у иудеев, у буддистов. «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» (абхазская).

Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, ведь первым трудовым навыкам учатся не только у родителей, но и у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

Часто задания носят творческий характер: нарисовать рисунок, составить кроссворд, составить задания-почемучки.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению предмета, применяются различные методы: метод дискуссий, исследовательский метод, проектирование.
На уроках организуются следующие формы работы: взаимные вопросы и задания групп, взаимо -объяснение, беседа, составление словаря терминов и понятий, составление галереи образов, использование информационно-коммуникационных технологий.

Все обозначенные выше формы организации деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

Обучающиеся отмечают, что предмет интересный, изучают его с удовольствием, нравится предмет и его преподавание, вызывает интерес содержание учебника; нравится, что многие задания, предусмотренные учебником, нужно выполнять всей семьёй.

Очень важно на уроках ОРКСЭ использовать игровые технологии. На одном из уроков «Основы православной культуры» ребятам была предложена игра «Спасибо». Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за…» Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

Несмотря на то, что отметки по ОРКСЭ не выставляются, дети к уроку всегда готовы, материал знают, трудности у обучающихся вызывает совершенно новая терминология.

На занятиях внедряется проектная деятельность учащихся. Последние уроки предполагают презентацию творческих работ учащихся на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Безотметочная система оценивания курса все - таки предусматривает контроль знаний обучающихся. Это – итоговое тестирование после 1 и 2 тематических разделов. И, как я отметила выше – защита проектов обучающихся в конце изучений предмета в каждом классе.

Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «Моя малая Родина», «Герoи России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. Но многие ребята, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Добро и зло в русских сказках», «Моя маленькая Родина», «Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др.

И каждая тема решает определённые воспитательные задачи:

  • укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Во внеурочной деятельности применяются следующие виды: экскурсии, заочные путешествия,(Макаровский монастырь) викторины, проекты, праздники (традиционные – «Рождество Христово» и «Пасха». Я считаю, что предмет ОРКСЭ способствует духовно-нравственному воспитанию, воспитанию толерантности, способствует формированию УУД.
За небольшой период преподавания «Основ светской этики» мои ученики делились своими впечатлениями о более тесном общении с родными, некоторым открылись семейные тайны, а кто-то узнал о героическом прошлом своих предков.

Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.
Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

Перед Вами список вопросов, нужно письменно ответить кратко на каждый из них.
1. Кем ты станешь, когда вырастешь?
2. Каким ты был раньше?
3. На кого бы ты хотел быть похожим?
4. Нравится ли тебе быть среди людей?
5. Каким ты видишь себя через пять лет?
6. Кого ты уважаешь?
7. Легко ли тебе сосредотачиваться на работе, учёбе?
8. Любишь ли ты всё новое, как ты относишься к изменениям?
9. Назови своего любимого героя фильма или книги?
10. Какой ты сейчас?

Анкета для родителей учащихся 4 класса МОУ «Лицей №31» г.о.Саранск по изучению курса ОРКСЭ

1. Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса?

  • Положительно
  • Скорее положительно
  • Безразлично
  • Скорее отрицательно
  • Отрицательно

2. Что повлияло на Ваш выбор модуля курса?

  • Уклад семьи
  • Интерес ребёнка к изучению этого модуля
  • Мнение классного руководителя или других педагогов
  • Затрудняюсь ответить

3. В чем Вы видите положительное значение введения курса?

  • Расширение кругозора детей
  • Духовное и культурное развитие детей
  • Формирование уважительного отношения к различным религиям
  • Повышение нравственности детей
  • Формирование уважительного отношения к старшим
  • Формирование ценности здорового образа жизни
  • Формирование патриотизма и гражданской солидарности
  • Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде
  • Приобщение молодежи к вере

4. В чём Вы видите риски, связанные с введением курса?

  • Дополнительная нагрузка школьника
  • Формирование формального отношения к религии, вере
  • Затрудняюсь ответить

5. По Вашему мнению, носит ли воспитательный, нравственно-развивающий характер модуль курса?

  • Да
  • Скорее да, чем нет
  • Скорее нет, чем да
  • Нет

6. Хотели бы вы, чтобы курс ОРКСЭ продолжал изучаться?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

Анкета для учащихся 4 класса МОУ «Лицей №31» г.о.Саранск по изучению курса ОРКСЭ

1. Было ли тебе интересно на уроках по новому курсу?

  • Да, очень интересно
  • Не очень интересно
  • Не интересно

2. Что тебе понравилось на уроках по новому курсу

  • Беседы о хороших и плохих поступках людей
  • Изучение праздников и традиций
  • Беседы о нравственных качествах человека
  • Знакомство с памятниками культуры
  • Работа на компьютере
  • Игры и театральные инсценировки
  • Другое

3. Если тебе не было интересно на уроках по новому курсу, то почему?

  • На уроках было скучно
  • Непонятно, много незнакомых слов
  • Я многое уже знал
  • Не хочу учиться по этому предмету

4. Отметь, как обычно проходят уроки по новому курсу в твоем классе.

  • Учитель беседует с нами
  • Слушаем и обсуждаем рассказы учителя
  • Читаем учебник
  • Смотрим фильмы, слайды
  • Отмечаем праздники, знакомимся с традициями
  • Посещаем музеи, святые места
  • Встречаемся с интересными людьми

5. Хотел бы ты продолжать изучать этот курс?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены