РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Развитие у младших школьников самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе полученных знаний по безопасности жизнедеятельности

Ежедневно события нашей жизни доказывают нам необходимость изучения основ безопасности жизнедеятельности. С первых лет жизни ребенок проявляет любознательность и активность в вопросах познания окружающего мира. И реальность, с которой сталкивается ребёнок, нередко представляет для него опасность. Задача взрослых, как родителей, так и учителей - уберечь ребенка и помочь ему разобраться в жизненных ситуациях.

Не всякий родитель сумеет грамотно объяснить своему чаду, почему для него опасна та или иная ситуация. Проще запретить или направить внимание ребенка в иное русло. Такой подход не всегда срабатывает и, движимый любопытством и тягой к познаниям, маленький человек часто снова и снова тянется к неведомому и незнакомому (людям, предметам, явлениям и механизмам). Так или иначе, родители и воспитатели детского сада справляются с этой задачей.

С поступлением же ребенка в школу, в обучении безопасному поведению, по моему мнению, создается огромный пробел. В начальной школе классный руководитель ограничивается несколькими обязательными классными часами, а школа – единичными мероприятиями в год. Обычно это мероприятия, посвященные пожарной безопасности и правилам дорожного движения, как правило, развлекательного, нежели обучающего и практического характера - театрализованные утренники с чтением стихов, разгадыванием загадок, пением песен и конкурсов, очень слабо отражающих реальный комплекс знаний и умений вести себя при возникновении опасных ситуаций. После таких мероприятий у детей остается ощущение праздника, а не багаж необходимых накопленных навыков безопасного поведения. Если ребёнок знает ответы на загадку об огне или дорожном знаке, это не значит, что он подготовлен и может правильно повести себя в опасной ситуации. На самом деле изучение такого важного вопроса, как безопасность, не должно рассматриваться как развлечение, необходимо давать младшим школьникам теоретические знания о конкретных явлениях, об их природе, процессах и ситуациях, которые могут их застать в любой момент, подробно разъяснять детям правила, которые они должны выполнять.

В нашем регионе в школьной программе предмет «ОБЖ» появляется уже в средних классах, но здесь уже приоритет отдается военно-патриотическому воспитанию.

По моему мнению, для решения этого вопроса необходимо внедрять в школьных учреждениях Амурского района в частности, дополнительные образовательные программы по обучению безопасному поведению у младших школьников с проведением обучающих занятий как минимум два раза в неделю.

Развитие у младших школьников самостоятельности и личной ответственности за свои поступки должно осуществляться на основе интересов ребёнка, его желания познавать новое, любознательности, наглядно-образном мышлении и непосредственности восприятия.

Цель данной работы - развитие у младших школьников самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе полученных знаний по безопасности жизнедеятельности.

Реализовать эту цель возможно через решение следующих задач:

  • ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной жизни;
  • изучение методов и приемов защиты от опасностей;
  • изучение основ медицинских знаний;
  • обучение практическим навыкам оказания само- и взаимопомощи в экстремальных ситуациях;
  • изучение и освоение здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование;
  • расширение кругозора;
  • развитие воображения детей;
  • стимулирование развития самостоятельности и ответственности у детей.

Формы и методы, которые обеспечивают хорошее качество подготовки обучающихся:

  • нетрадиционные формы проведения занятий (деловая игра, конкурсы, экскурсии, интегрированные занятия);
  • игры;
  • проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации);
  • чередование форм работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные);
  • интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий);
  • использование дидактических средств (тесты, кроссворды, ребусы, загадки);
  • использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).

Младшие школьники воспринимают материал наглядно, поэтому занятия носят зачастую демонстрационный характер. Таким образом, для качественного обучения в распоряжении педагога имеется огромный арсенал таких средств обучения, как: макеты, муляжи растений и плодов, игрушки, изображающие машины, людей, животных, плакаты, таблицы, фотографии, схемы, рисунки, фильмы, энциклопедии, игры и т.д.

К сожалению современных учеников все труднее чем-то привлечь и удивить. В наше время самым действенным методом является использование ИКТ технологий. Это презентации, тесты и электронные игры и программы, которые очень нравятся детям. Целесообразно привлекать обучающихся к созданию и распространению мультимедийных продуктов: видеороликов и слайдовых презентаций по тематике безопасности жизнедеятельности.

Реализация поставленных целей предусматривает:

  • разработку системы планирования
  • определение содержания работы
  • основные разделы (Домашние опасности. Улица. Природные опасности.)
  • формы организации деятельности с родителями и педагогами
  • подготовка методического обеспечения данного направления работы.

Также необходимо тесное взаимодействие с родителями. Важно объяснить им проблему безопасности их детей, повышать образовательный уровень родителей в этом вопросе путем проведения родительских собраний, бесед, обсуждения проблемных ситуаций с приглашением сотрудников МЧС, полиции и здравоохранения.

Эффективность работы может быть отражена:

  • через оценку знаний детей (количественная диагностика);
  • через оценку изменений в поведении детей (качественная диагностика).

Для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения детей могут использоваться такие диагностические приемы, как наблюдение, опрос, тестирование, сочинение историй, рисование, творческие задания.

Внедрение данного вида педагогической деятельности целесообразно и своевременно включать в начальной школе, поскольку существует потребность в обучении детей предвидеть возможные опасные ситуации, правильно анализировать и адекватно вести себя, то есть грамотно действовать в тех условиях, которые могут встретиться на жизненном пути каждого.

Список используемой литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  2. Белая К.Ю. и др. Твоя безопасность. – М.: Просвещение, 1998.
  3. Петров С.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: К учебнику М.П. Фролова. М.: АСТ: Астрель, Владимир, 2008
  4. Потапов Сергей. Учебное пособие по основам безопасности жизни./ Для начальной школы.— /Худ. Е. Савельев, — М.: Аквариум, 1998
  5. Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. \1 -4 классы / авт.-сост. Г. Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2006
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.