РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Особенности детско-родительских отношений в период кризиса у детей 7 лет

Главная роль семьи – удовлетворение социальных, групповых и персональных потребностей. Являясь общественной ячейкой, семья удовлетворяет множество его основных потребностей, в числе которых - воспроизведение потомства. В то же время она удовлетворяет индивидуальные потребности каждого из членов, а также коллективные социальные нужды.

Семья – ведущий фактор формирования личности ребенка, от которого зависит его будущая судьба.

Характер ребенка 7 лет, поступившего в школу, имеет определенные особенности:

  • импульсивность, склонность неотлагательно действовать, не подумав, не взвесив всех моментов (причина – имеющаяся у семилеток слабость волевого поведения);
  • общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

Изменчивость характера и упрямство в поведении объясняются изъянами семейного воспитания, это особая форма протеста против тех запросов, которые предъявляет к нему школа, против надобности жертвовать тем, чего «очень хочется», во имя того, что «очень надо»

Возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей и микросоциальных условий. Суть возрастного кризиса в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте строится новая. Таким образом, кризис является специфическим этапом развития, способствующим переходу человека на качественно новый уровень развития.

Рассмотрим три основных стиля детско-родительских отношений:

1. Демократический стиль характеризуется партнерскими началами отношений. За ребенком остается право на свободу и собственное мнение. Родители стремятся словами показать надобность действий, а не наказывают за неповиновение силой. Ребёнок при этом энергичен, бодр, независим, он способен защищать свое мнение, показывает инициативу, иногда вынуждает родителей считаться с его взглядами. Но часто данные характеристики ребенка приобретают положительную оценку со стороны родителей. Так ребенку показывают, что его мнение для них значимо. Такое отношение к своему ребенку помогает ему найти адекватную его возрастному периоду позицию в обществе, в структуре взаимоотношений.

2. В авторитарном стиле общения свободы у ребенка намного меньше, уменьшена возможность участвовать в семейных решениях, родители дают оценку действиям ребенка критично, что сводит к нулю возможность ребёнка проявить свое мнение.

Самостоятельность также сильно ограничена, у ребенка, по сути, нет собственного пространства, т.к. оно полностью находится под неусыпным взглядом родителей. Идёт основательная борьба за контроль обстановки – каждая сторона настаивает на собственном мнении, при этом сам ребенок не только протестует, но изо всех сил старается поменять ситуацию в собственную сторону. Он меняет виды общения с родителями, старается управлять ими.

3. Смешанный тип.

Бесспорно, что это смешивание двух рассмотренных выше типов воспитания.

Если тщательно рассматривать связь между самооценкой ребенка и формой общения в семье, то демократическому типу будет соответствовать адекватная самооценка, а авторитарному, наоборот, низкая, при невозможности ребенка скомпенсировать воздействия родителей. При демократическом типе общения может появиться и завышенная самооценка, если не сдерживать границы нормы.

Таким образом, условием, положительно воздействующим на развитие положительной, адекватной самооценки является душевная вовлеченность родителей в жизнь и развитие своего ребенка, не мешающая развитию его самостоятельности и независимости в его мнениях и принимаемых им решениях. Каким станет их ребенок, будет во многом зависеть от отношения к нему родителей, их искренности, заботы и поддержки.

Для изучения характера детско-родительских отношений в семье в период кризиса у детей 7 лет нами было проведено исследование.

Целью является исследование особенностей детско-родительских отношений в период кризиса детей 7 лет.

База исследования: МБОУ «Усть-Сертинская средняя общеобразовательная школа». В исследовании принимали 13 обучающихся 1 класса и их родители.

Гипотеза: мы предполагаем, что определенные характерологические черты детско-родительских отношений влияют на психическое развитие ребенка и его эмоциональное состояние, и как следствие – на оптимизацию кризиса 7 лет.

Практическая работа по изучению характера детско-родительских отношений в семье проводилась при помощи методики «Рисунок семьи».

При обычном задании «Нарисуй свою семью» ребенок в большинстве случаев рисует статическую картину, в которой все члены семьи размещены в ряд, друг с другом и повернуты лицом прямо. Хотя полезная информация и может быть приобретена, некинетические инструкции обычно ведут к относительно статичным, однозначным рисункам. В кинестетических инструкциях: «Нарисуй действия членов твоей семьи» дети изображают родителей, братьев и сестер, и себя, занимающихся каким-либо действием.

В виду возраста детей, мы использовали статический метод рисунка семьи. Несмотря на это, многие дети изобразили членов семьи в действии. Поэтому оценка результатов проводилась по двум типам: кинетическому (по действиям) и статическому (процесс и методика самого рисования).

Интерпретация:

Благоприятная семейная ситуация у большинства детей превышает средний показатель – 0,7. Чем выше данный показатель, тем благополучнее семейная ситуация. У двух детей - этот показатель очень низкий. Так, Екатерина,изобразила на рисунке только дом и себя рядом с ним. А Даша вообще не нарисовала свою семью, только большой дом, что, возможно, говорит об обесценивании людей в своей семье.

Тревожность. Данный показатель очень четко показывает наличие тревожности у испытуемых детей. Детей с очень высоким показателем тревожности обнаружено не было, но и с минимальной тревогой отмечен всего один ребенок. В остальных же 12 рисунках показателем тревожности явилась большая степень штриховки. Один ребенок стер одну из фигур и заново нарисовал ее на том же месте, что говорит о недоверии к данной фигуре и тревоге перед ним. Некоторые дети подчеркивали отдельные фигуры жирными линиями.

Конфликтность. Конфликтность у большинства детей ниже среднего уровня, хотя в идеале она должна быть приближена к нулю. У двоих детей (№ 2 и 12) показатели тревожности повышены. На рисунках это проявилось в виде отсутствия членов семьи, отсутствием отдельных частей тела (рук, лица, ушей), а также в изоляции отдельных членов семьи.

Чувство неполноценности в семейных ситуациях. Восемь детей из тринадцати расположили фигуры своей семьи очень близко к нижней части листа, что говорит о том, что эти дети не чувствуют себя «в центре» семьи. Чем ближе ребенок рисует себя к центру листа, тем увереннее он ощущает свою значимость. Двое из детей, как было сказано выше – вообще не нарисовали свои семьи или себя. И только трое детей изобразили себя с родителями (взявшись за руки и улыбающихся) в самом центре листа. На самом деле показатель неполноценности в семейных ситуациях очень настораживает, так как при переходе из детсада в школу ребенок должен ощущать и видеть поддержку взрослых. Ведь кризис 7 лет очень тяжело переносится детьми.

Враждебность в семейных ситуациях. Средний показатель по этому параметру составляет 0,5-0,6 баллов. Только у троих детей этот показатель стремится к нулю, что говорит об отсутствии враждебности в семейных ситуациях или незначителен. У остальных детей этот показатель чуть ниже среднего (0,3-0,4), что говорит о наличии агрессии в семье. Эта агрессивность может не быть обращена прямо на ребенка, а быть направлена на другого члена семьи или во вне, но ребенок все равно является свидетелем этой агрессии, она пугает его и, следовательно, накладывает отпечаток на его эмоциональное состояние и отношения внутри семьи. Отдельно хочется отметить рисунки детей. Эти рисунки очень похожи между собой. Фигуры имеют прямоугольные тела и части тела, которые сильно заштрихованы. У фигур очень большие руки, раскинутые в стороны с большими растопыренными пальцами. Количество пальцев не соответствует реальности, их очень много. У некоторых фигур вообще нет лица. Все это - показатель наличия агрессии в семье, которая отражается на ребенке. Может быть, даже в таких семьях присутствует рукоприкладство (даже в виде шлепков).

Безусловно, кризис 7 лет отражается на детско-родительских отношениях. Родителям сложно переживать детское упрямство, капризы, истерики, лень, либо, наоборот, их настораживает излишняя детская тревожность, инфантильность, ипохондрическое настроение. Но родителям стоит обратить внимание на общее состояние ребёнка в это время. Возможно, что его капризность, нарушение саморегуляции поведения, жалобы на головные боли, отсутствие аппетита объясняются вовсе не тем, что он не хочет учиться. Надо постараться пережить этот период без особых потерь для здоровья, и тут задача родителей не заставлять, а помогать справляться с очень трудной задачей адаптации ребенка в новой социальной среде. Ведь основная нагрузка кризиса 7 лет приходится на детей, а родители лишь «пожинают» их плоды. Но именно в этот период детям так нужна родительская поддержка.

Литература

  1. Шапарь, В. Б. Психология кризисных ситуаций / В. Б. Шапарь. – 2-е изд., – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 452 с.
  2. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие / Р. В. Овчарова. – Москва: Московский психолого-социальный институт , 2010. - 495 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.