РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Детско-родительские отношения в подростковом возрасте

Детско-родительские отношения в подростковом возрасте

Главной проблемой подросткового возраста являются отношения между детьми и родителями. В этот период формируются взаимоотношения, которые основаны на доверии, уважении и равенстве. Во многих семьях этот процесс проходит безболезненно. Но есть и семьи, в которых протекание данного процесса проходит на достаточно тяжелом уровне, так как родители предъявляют к подросткам жестокий контроль и не освобождают от своей опеки.

Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

В этот период подростки начинают противостоять родителям, отделяться от них. Они становятся грубыми, раздражительными, часто не слушают родителей, ставят свое «я» превыше всего. Резки, критикуют взрослых. Это происходит вследствие того, что «пубертатный период» - это период когда подросток «уже не ребенок, но еще и не взрослый». Происходят физиологические, психологические и социальные изменения в жизни ребенка. [2, с.493]

В подростковом периоде часто происходит «бунт» отношений, барьеры в отношениях с родителями, которые приводят к конфликтам. Родители в этот период занимают, в глазах детей, несколько позиций и выступают как:

  • как источник эмоционального тепла, без которого подросток беспомощен и беззащитен;
  • как власть, которая устанавливает наказание и поощрения;
  • как образец для подражания;
  • как воплощение мудрости и человеческих качеств;
  • как старший друг и советник, которому они доверяют.

По Немову Р.С., существуют характерные отличия в оценках воспитания матерей и отцов девочек-подростков. При позитивном интересе у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость.

У отцов доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, исключается силовое давление. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. Автономность мамы отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца - выражается в лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми. [3, с.129]

Существуют парадоксы детско-родительских отношений:

  1. Парадокс слушания: когда ожидания родителей не совпадают с наблюдением за ребенком. Отсутствует агрессия, вспыльчивость, грубость, взамен которым приходит «молчаливый протест», самобичевание, аутоагрессия. [1, с.27-28]
  2. Парадокс независимости: это демонстрация автономии и самостоятельности в симбиозе с потребностью в понимании, поддержке и заботе со стороны родителей. [4, с.721]
  3. Парадокс конфликтности: наличие пубертатного скачка и взрослого, который в данный момент находится с подростком, его влияние на ребенка. [5, с.110]

Парадоксы в отношениях подростков и родителей не являются барьерами в гармоническом развитии подростков. Это лишь основания взаимоотношений между детьми и их родителями. Поэтому трудности подросткового периода нужно рассматривать как совместное развитие детско-родительских отношений.

Литература

  1. Кохут Х. Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2003.
  2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2004.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  4. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии / Пер. с англ. О. Кондрашовой и др. М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. 5. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика