РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль устных упражнений на уроке математики в 5-6 классах

Челядина Светлана Анатольевна
Учитель математики
МОУ «Тираспольская средняя школа № 15»

«Счет и вычисления – основа порядка в голове»
Песталоцци.

Математика является важнейшей из наук. Поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке. Развивать интерес можно с помощью использования различных видов устного счета, устных упражнений. Они способствуют более сознательному усвоению предмета, приучая учащихся понимать сущность математических понятий, определений, теорем. Выполнение устных упражнений развивает память, внимание, наблюдательность, умение сосредоточиться, способность воспринимать сказанное на слух, речь, точность, быстроту реакции учащихся.

Устные упражнения на уроках математики преследуют следующие цели, стоящие перед учителем при подготовке к уроку:

  • повторение изученного материала;
  • задания и упражнения для подготовки к изучению нового материала;
  • развитие вычислительных умений и навыков.

В содержание устной работы, также можно включать следующие упражнения:

  • с элементами творчества;
  • развивающего характера (так же нестандартные, занимательные задачи, задачи на сообразительность).

Устная работа должна быть разнообразной, так как она направлена не только на активизацию мыслительной деятельности учащихся, но и на развитие интереса к математике.

Устные упражнения должны соответствовать теме урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала и готовят к изучению нового, то их можно провести в начале урока, если закрепить изученное на данном уроке, то устный счет можно провести после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже устали, а устный счет требует внимания, памяти и мышления. Проводя устные упражнения, учитель должен быть уверен, что работают все ученики.

Чтобы гарантировать участие в работе всех учащихся, нужно соблюдать ряд условий:

  • Задачи для устных упражнений должны быть заранее выписаны (доска, проектор), чтобы ученик на протяжении всего процесса видел задания;
  • Условия геометрически задач, решаемых устно, изобразить на рисунке;
  • Устные упражнения необходимо чередовать с письменным выполнением упражнений аналогичного типа на самостоятельных и контрольных работах. Если это условие нарушатся, то многие учащиеся через какое - то время на контрольной работе не смогут справиться с такими же задачами;
  • Во время устных упражнений надо тщательно соблюдать паузы, чтобы учащиеся успевали обдумать решение задач.

Существуют различные формы организации устной работы на уроках математики:

  • Математический диктант;
  • Лесенка;
  • Расшифруй слово или фразу;
  • Математический марафон;
  • Восстанови пример;
  • Найди ошибку.

Применяя в организации устной работы в 5 - 6 классах задания вычислительного характера, учитель затем экономит время на вычисления при решении задач, уравнений, неравенств. Существует ряд приемов устного счета, которые полезно показать учащимся, и применять их при решении заданий, требующих арифметических вычислений.

Приемы умножения и использование распределительного свойства умножения:

Умножения на числа близкие к 10, 20,...  25 • 12 = 25(10 + 2) = 250+50 = 300.

Приемы умножения на 5, 25, 125. 5 = 10/2; 25 = 100/4; 125 = 1000/8. Используя свойства чисел при умножении на 25 достаточно разделить на 4 и приписать два нуля, на 125 – число делим на 8 и приписываем 3 нуля. Дети должны понимать, что приписать два нуля, значить умножить число на 100.

Приемы деления на 5, 25, 125. Операция алгоритма выполняется в обратном порядке, т. е., например, при делении на 25, число умножаем на 4 и делим на 100.

Приемы умножения чисел на 9, 99, 999. 56 • 9 = 56 • 10 - 56 = 560 - 56 = 504

Метод разложения на множители: 25 • 22 = 25 • 2 • 11 = 550; 148 • 35 = 148 • 5 • 7 = 740 • 7 = 5180.

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5: 352= 1225. Число десятков 3 умножаем на соседнее с ним по натуральному ряду число 4 и приписываем 25.

Есть целая серия примеров на применение признаков делимости на 2,3, 4,5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13,…, которые увеличат информационный объём учащихся, закрепит навыки устных вычислений.

Приведу еще несколько практических рекомендаций по проведению устной работы на уроке:

  • Начинать устную работу следует с простого задания, постепенно их усложняя. Это делается для того, чтобы учащиеся постепенно втянулись в быстрый ритм устной работы, не подавляя их инициативу и активность.
  • Продолжительность не должна превышать 8 минут.
  • Задания для устной работы лучше планировать в конце подготовки конспекта, чтобы «видеть» весь урок в целом, с его целями и задачами.
  • Кризис внимания учащихся наступает в середине урока, и здесь можно предложить несколько устных упражнений.
  • Чтобы стимулировать активность, инициативу учащихся, дать возможность проявить себя, можно ввести систему оценок во время устной работы (например, фишки).

Список литературы:

  1. Кузнецов Б.Н. «Воспитание интереса к урокам математики в школе», Иркутск, 1989.
  2. Беримец В.И. «Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к урокам математики».
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены