РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методика организации повторения на уроках математики в 5 классе в первой четверти учебного года

Учить детей так, чтобы они добывали знания с помощью уже имеющихся знаний, - значит дарить им радость творческого поиска. Самый скучный материал становится увлекательным для обучающихся, если они собственными усилиями открывают неизвестное. Каждое открытие вызывает у ребят азарт труда, пробуждает желание много знать, прибавляет им уверенности в своих силах.

В 5 класс приходят ребята с разным уровнем подготовки: хорошо и отлично усвоившие материал математики в начальной школе и учащиеся с недостаточной подготовкой. Причины отставания могут быть самые разные и не всегда они связаны с отсутствием общих или специальных способностей, а могут объясняться и слабым здоровьем ребенка, не позволяющим ему в полную силу включаться в работу, и психологической неподготовленностью ребенка к школе, и индивидуальным темпом его развития. Эти учащиеся не умеют организовать свою умственную деятельность, не могут сконцентрировать внимание на поставленной задаче, часто отвлекаются, многие из них имеют плохую память.

Обучение математике в 5 классе, как правило, осложняется еще и тем, что эти дети плохо читают и не умеют вникнуть в смысл текста. Низкий уровень общего развития, серьезные пробелы в математической подготовке за курс начальной школы, не позволяют им овладеть содержанием курса 5 класса даже на минимальном уровне, что исключает возможность нормального изучения математики в последующих классах. Поэтому и уроки повторения на математике в 5 классе я строю используя дифференцированный подход к каждому ребенку.

Основное содержание уроков повторения в курсе математики 5 класса составляет материал арифметического и геометрического характера. При изучении арифметики основное внимание уделяется формированию широкого круга практических навыков вычислений, а также обучению решению разнообразных по ситуациям задач. Вообще, текстовые задачи, решаемые арифметическим способом, выступают как важнейшее средство развития школьников и становятся одним из основных видов упражнений. При этом задача может решаться по вопросам, по действиям с пояснением, составлением выражения. Не надо жалеть времени на то, чтобы вопрос или пояснения были записаны.

Полезный прием, который следует практиковать, - предлагать детям пересказывать задачи своими словами. Это помогает лучше уяснить связи между данными, удержать условие в памяти. Следует поощрять решение задачи разными способами. Полезно также предлагать детям придумывать задачи, добавлять к задаче вопрос: «А что еще можно было бы узнать?» иными словами, хорошо, чтобы каждая задача стала предметом обсуждения.

В 5 классе отводится достаточно времени на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, которая осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. В то же время выполняются задания, разнообразные по форме и содержанию, позволяющие применить получаемые знания в большом многообразии. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности – дети учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать несложные обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, обучаются приемам организации мыслительной деятельности.

Важнейшее условие, позволяющее правильно строить учебный процесс, сделать обучение эффектным и доступным, заключается в том, чтобы в каждой теме выделять главное и, исходя из этого, четко дифференцировать материал: вычленять те задачи, которые должны отрабатываться и выполняться многократно, и те, которые служат другим целям (развитие, пробуждение интереса) и в соответствии с этим не должны дублироваться.

Важным для достижения успеха является стиль работы, который установится в классе. Все возникающие проблемы надо спокойно и детально обсуждать с учениками. Надо убедительно показать, что ответ неверен, обязательно выяснить, в чем ошибка, как сделать правильно, что было бы, если бы так или иначе было изменено условие. Мотивация учения должны быть не наказание и страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия.

Значительное место, особенно при изучении геометрического материала должны занимать упражнения, в которых требуется начертить, перерисовать, измерить, найти на рисунке или предмете, вырезать, разрезать, составить фигуру и др. Это позволит стимулировать развитие у учащихся наглядно – действенного мышления и на его основе в дальнейшем образное мышление.

Важным и непременным принципом работы является внимание к речевому развитию: учащиеся в классе должны много говорить и записывать. Они должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы. Желательно, чтобы вопросы и замечания типа: «почему, как можно объяснить, как ты думаешь» - постоянно звучали на уроках. Систематическое решение несложных нестандартных задач является обязательным элементом обучения, т.к. при этом обучающиеся овладевают разнообразными приемами мыслительной деятельности.

Известно, что обучающиеся проявляют большой интерес, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Во время любой презентации дети очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированы, т.к. им необходимо четко запомнить интересно представленный материал, маленький шум может помешать ответить на вопросы по данной теме. Использование презентаций повышают интерес учащихся к математике. Дети с большим интересом ожидают презентации на уроках, любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя. Презентация по математике помогает развивать познавательную активность обучающихся, вносит разнообразие в учебную работу на уроке, а также снимает утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков математики по новой программе. Кроме того, развивает внимание и сообразительность.

В заключение следует сказать, что описанный метод изложения новой темы с использованием новых информационных технологий оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Поэтому рекомендую использовать его как можно чаще на уроках.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены