РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Применение современных образовательных технологий в обучении школьников шахматам

Технологический подход в образовании способствует решению проблемы согласования целей, средств и методов учебного процесса. Соответственно, его реализация требует от педагога дополнительного образования внедрения разнообразных подходов к организации учебно-познавательной деятельности. Использование широкого спектра образовательных технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения.

Рассмотрим применение современных образовательных технологий в обучении школьников шахматами на примере реализации авторами углубленной дополнительной общеобразовательной программы «Шахматный клуб» в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Дом творчества «Измайловский» адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Игра в шахматы напрямую связана с умственной деятельностью человека, и для успешной игры необходимо постоянно развивать умение производить действия в уме: непрерывно вести расчет вариантов, анализировать и оценивать позицию, составлять план игры.

При реализации дополнительной общеобразовательной программы «Шахматный клуб» авторами применяются следующие образовательные технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • игровая технология;
  • информационно-коммуникационная технология.

Шахматные позиции изначально носят проблемный характер выбора хода, и учащийся все время сталкивается с ситуацией инвариантности решения, поэтому ключевой технологией при обучении шахматам является проблемное обучение.

Во время шахматной партии или разыгрывании учебных позиций учащимся все время необходимо анализировать множество факторов, влияющих на оценку позиции, выстраивать план игры и рассчитывать в уме варианты на много ходов вперед (на 7-8 году обучении глубина расчета может доходить до 10 ходов). Поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию умения оценивать и анализировать проблемные теоретические позиции, партии ведущих гроссмейстеров и своих соперников. Для этого используется частично-поисковый метод.

Вторая технология – технология развития критического мышления, в основе которой лежит теория осмысленного обучения известного советского психолога Льва Семеновича Выготского.

Одним из и приемов данной технологии, используемых педагогом, является дидактический синквейн.

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает учащимся самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Для учащихся составление синквейна является своего рода «творческой паузой», вносящей в занятие разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, оценивает их знание и понимание темы, и может внести коррективы в планы дальнейших занятий.

Для развития комбинационных способностей и мышления учащихся основной формой обучения является решение задач.

При реализации программы на 1-2 годах обучения учащиеся решают задачи алгоритмического типа, имеющие тактическое решение, которое включает оценку позиции, нахождение типовых идей и расчет вариантов, развивающие пространственное и тактическое мышление.

На 3-8 годах обучения в системе практических занятий применяются задачи, в решении которых сочетаются действия алгоритмического и креативного типа. Для развития креативных способностей учащихся педагогом были разработаны нетиповые шахматные задачи. Это задачи на движение за пределы информационного поля (привлечь фрагменты, порой видимые, но не замечаемые многими), на стимулирование фантазии (в том числе позиций с элементами ретро анализа), на ломку устоявшихся стереотипов,

Такие задачи дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся и способствуют развитию креативного мышления.

При обучении шахматам учащиеся сталкиваются с необходимостью запоминания большого объема абстрактной шахматной информации, необходимостью овладения сложной шахматной терминологией. Для эффективного решения этих задач используется игровая технология, позволяющая учащимся запомнить шахматные термины и понятия, типовые тактические приемы, названия дебютов, точные позиции.

Педагогом с помощью программы SMART Notebook разработан комплекс дидактических игровых заданий: игры «Поле чудес», «Своя игра», «Веселые гонки», задание на сопоставление или сортировку терминов и понятий, викторины по истории шахмат, кроссворды.

Активное внедрение компьютерных и информационных технологий во всех областях человеческой деятельности повлияло, в том числе, и на игру в шахматы, на методику подготовки юных шахматистов.

На смену бумажным носителям информации пришли электронные базы данных. Возрос объем абстрактной, сложной для запоминания, шахматной информации, необходимой шахматисту для успешной игры.

Стандартным способом транслирования информации в обучении шахматам всегда являлся показ шахматных позиций и партий на демонстрационной доске.

Недостатки такого способа:

  • педагог при расстановке позиций, которые могут включать в себя и все 32 фигуры, вынужден стоять спиной к учащимся, теряя визуальный контакт;
  • неэффективно расходуется время занятия;
  • большая умственная нагрузка на педагога, который должен помнить наизусть и правильно воспроизводить большой объем информации (особенно это сложно в группах разрядников, когда проводятся разбор партий и анализ позиций).

Эффективным способом решения этих проблем является использование информационно-коммуникационных технологий.

Развитие информационных технологий сильно повлияло на современные шахматы: произошла оцифровка всей теоретической шахматной информации, разработаны игровые компьютерные шахматные программы, играющие сильнее топ-гроссмейстеров и позволяющие производить глубокий анализ позиций, созданы информационно-поисковые программы, служащие для работы с объемными шахматными базами данных. И, конечно, компьютерные шахматные программы широко используются в обучении.

При реализации программы Стяжкиным Вячеславом Николаевичем используем 8 компьютерных лицензионных шахматных программ.

Это игровые программы Fritz и Rybka, которые используются для обеспечения игровой практики учащихся с компьютером. В связи с временным ограничением использования компьютера на занятии играются только блиц и быстрые шахматы.

Также используются обучающие программы: электронные шахматные решебники «СТ-АRT 4.0» и «Шахматные этюды», «Энциклопедия миттельшпиля и Стратегия шахмат», «Шахматные окончания: теория и практика». Все обучающие программы встроены в единую оболочку, имеют однотипный интерфейс и возможность переключения между собой.
Это: игровые и обучающие программы и Информационно-поисковые шахматные программы Chess Assistant (российская программа) и немецкая программа Chess Base, применение которых, на мой взгляд, является наиболее эффективным. Существует возможность введения любого количества пользователей (для группового или индивидуального решения задач). Для каждого пользователя отслеживается изменение рейтинга в соответствии с результатами решения задач.

Представленные обучающие программы позволяют экономить время педагога при подготовке к занятию и используются при проведении конкурсов решения задач по тактике и разыгрывании позиций.

При подготовке к теоретическим занятиям педагогом используются информационно-поисковые шахматные программы: российская Chess Assistant и немецкая Chess Base, предназначенные для работы с электронными шахматными базами данных.

На данный момент для этих программ созданы базы более 8000000 партий, которые ежемесячно обновляются. Данные программы позволяют педагогу самостоятельно подбирать и транслировать на занятии учебный материал с помощью различных поисковых ключей, производить анализ позиций с помощью встроенных аналитических модулей.

При сопровождении участников соревнований городского и выше уровней, в том числе одаренных детей, с помощью этих программ осуществляется подготовка учащихся к конкретному сопернику: из базы данных делается выборка партий соперника, анализируется и определяется его дебютный репертуар. На основании этого готовятся специальные дебютные варианты для данной партии.

Для эффективного взаимодействия с учащимися используются цифровые средства дистанционного взаимодействия:

  • онлайн-сервис Google Форма для быстрых опросов учащихся (или их родителей) с возможностью автоматического получения результатов в требуемой табличной форме, что позволяет уменьшить временные затраты педагога при организации мероприятий;
  • многофункциональный мессенджер Discord для оказания консультационной помощи учащимся на расстоянии (удаленно) во время подготовки и участия в соревнованиях. Эта программа была разработана для геймеров и очень популярна среди подростков. В общении или видеоконференции могут участвовать до 10 человек, есть возможность одновременного использования видеочата и демонстрации экрана. В отличии от более известной программы Skype, Discord потребляет минимум мощностей гаджета, что помогает сохранить плавную и качественную связь. Программа Discord совместима со всеми современными устройствами и операционными системами и предъявляет невысокие требования к процессору.
  • игровые шахматные порталы chessking и lichess для организации игровой практики учащихся.

Применение цифровых технологий позволяет добиться динамичность и наглядности при транслировании учебного материала, позволяет эффективно расходовать время занятий, снижает умственную нагрузку на педагога, предоставляет возможность дистанционного взаимодействия с учащимися.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.