РАЗРАБОТКИ
|
Обучение будущих учителей информатики основам робототехникиНа сегодняшний день современные технологии охватывают все области управления информационными потоками. Успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Промышленные, обслуживающие и домашние роботы успешно используются на благо экономик ведущих мировых держав: выполняют работы более дёшево, с большей точностью и надёжностью, чем люди, используются на вредных для здоровья и опасных для жизни производствах. Интенсивное внедрение «умных» помощников в нашу повседневную жизнь требует современных знаний пользователей в области управления роботами. Разумное использование робототехнических комплексов позволит быстро развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы [4]. В последнее десятилетие значительно увеличился интерес к образовательной робототехнике. В школы закупается новое учебное оборудование: конструкторы новых поколений, системы программирования роботов, ресурсные комплекты, датчики и дополнительные материалы для соревнований. Робототехника в образовании — это междисциплинарные занятия, интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело и математику, основанные на активном обучении обучающихся. Робототехника представляет учащимся технологии современности, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал [1]. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. Такую стратегию обучения сегодня помогают реализовать образовательные наборы Lego, Arduino, Vex и другие. Одной из основных проблем, затрудняющих широкое внедрение образовательной робототехники в российских школах, является нехватка учителей, готовых к преподаванию основ робототехники. В связи с этим актуальной является задача подготовки будущих учителей информатики в области образовательной робототехники, формирование у них готовности к встраиванию элементов робототехники в школьный курс информатики, ведению факультативных и элективных курсов, организации внеклассной деятельности учащихся по робототехнике [2]. С 2014 года в рабочий учебный план Алтайского государственного педагогического университета направления «Педагогическое образование», профиль подготовки «Информатика и математика» включена дисциплина «Образовательная робототехника», которая являлась курсом по выбору программ бакалавриата. С 2018 года включена в профиль подготовки магистратуры «Методика обучения математике и информатике». Для обеспечения получения студентами устойчивых навыков работы с образовательными конструкторами различных учебных наборов программа курса содержит в себе большое количество тем, посвященных методическим аспектам ведения данного направления в образовательных организациях. Дисциплин «Образовательная робототехника» рассчитана на учебный год и для него отведено 106 часов, львиная доля которых отводится на лабораторные и практические занятия. По завершению курса студенты сдают дифференцированный зачет. В рамках лекционных занятий рассматриваются следующие темы:
Во время практических занятий студенты учатся анализировать информационные ресурсы по робототехнике, находить сайты с действительно стоящими разработками и актуальными новостями в данной области. За время занятий конструируется большое количество моделей роботов, которые затем студенты пытаются интегрировать в различные темы курса информатики школьной программы. Подготовленные уроки проигрываются. Студенты получают возможность потренироваться ведению уроков перед педагогической практикой и обсудить все неудавшиеся и удавшиеся моменты со своими одногруппниками. Также уделяется время виртуальной среде конструирования LEGO Digital Designer и разработке различной документации, в частности положения о проведении соревнований по робототехнике и др. Работа с образовательными конструкторами на первый взгляд кажется очень простой, а для студентов и вовсе не должна приносить никаких трудностей. Однако, владение технологией с точки зрения учителя, умение правильно преподнести материал и объяснить ученикам, как, что и зачем использовать, оказалось нелегкой задачей. Интегрировать реального исполнителя в какой-либо урок и вовсе породило большое количество вопросов и непонимания. Поэтому нельзя не отметить тот факт, что появление дисциплины «Образовательная робототехника» позволило заметно расширить кругозор будущих педагогов в данной области и составить представление о возможности введения робототехники в образовательный процесс. В течение учебного года в крае организуется большое количество мероприятий по робототехнике, в частности, краевая олимпиада, дистанционная олимпиада, фестиваль робототехники, круглые столы и семинары. Огромная удача в том, что на эти мероприятия может попасть любой заинтересованный человек, увидеть достижения других, поставить для себя цель в освоении новых вершин. Для студентов, в рамках изучения дисциплины «Образовательная робототехника», очень полезно выступление на такой «сцене»: они охотно посещают фестивали и олимпиады, участвуют и помогают в организации. Дисциплина «Образовательная робототехника» не является чем–то однажды написанным и далее живущим в законченном виде. Он может видоизменяться из года в год, корректироваться, дописываться. Непрерывность модификации материалов этого курса – естественный процесс. Это требования времени, ведь информационные и компьютерные технологии, в частности версии конструкторов, переживают бурное развитие. Поэтому изменения и дополнения в эти материалы вносятся, и будут вноситься, постоянно. С 2016 года более ста выпускников института физико-математического образования АлтГПУ получили дипломы о высшем образовании, где указана дисциплина «Образовательная робототехника», подтверждающая их научную и методическую готовность обеспечить инновационную работу со школьниками в области робототехники [3]. А педагогический университет развивает лабораторию по робототехнике, что позволяет значительно повысить уровень организации занятий и открывает студентам новые горизонты в изучении новой технологии. Библиографический список
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены