РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Личностно-ориентированный подход в обучении школьников французскому языку в свете требований ФГОС

Актуальность данной проблемы проявляется в том, что в процессе обучения французскому языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося. По мнению И.С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

Развивающее воздействие французского языка на познавательные функции учащихся заключается также и в том, что работа над иноязычным высказыванием способствует формированию логики мышления.

Знание французского языка есть результат большого личного труда учащегося. Процесс изучения французского языка способствует развитию важных черт характера личности.

Овладение иноязычной речью помогает формировать целеустремленность школьников. Упражнения в иноязычной речевой деятельности развивают терпение. Преодоление трудностей формирует настойчивость. Развиваются усидчивость, аккуратность, самостоятельность и другие черты характера.

В младшем школьном возрасте вместе с опорой на игровые формы организации урока создаются предпосылки для развития отвлеченного языкового мышления школьников: язык осознается как предмет изучения, учебная деятельность постепенно становится ведущей. Уже в этот период изучение иностранного языка способствует развитию специфической ведущей деятельности подросткового возраста - межличностного общения. Эта деятельность наиболее полно реализуется в среднем школьном возрасте. Овладевая межличностным общением, подростки одновременно знакомятся с культурными и нравственными ценностями, говорят о своем месте в жизни, думают об идеале.

Таким образом, готовится переход к ведущей деятельности юношеского возраста - социальному самоутверждению. В этот период учебная работа по французскому языку может быть профессионально направленной, готовящей школьников к ведущей деятельности взрослого человека - профессиональному труду.

Изучение французского языка является важным средством подготовки учащихся к практической деятельности.

Практическая направленность преподавания есть основное условие появления смысла учебной деятельности, понимаемого и принимаемого школьниками. Диапазон учебно-практических целей достаточно широк и необязательно связан с узкопрофессиональной подготовкой.

Главное - научить школьников ориентироваться в типичных ситуациях общения, в печатной и музыкальной продукции страны изучаемого языка, в реалиях своей страны, в реалиях страны изучаемого языка, в специальной литературе по профессиональным интересам, в типичных профессиональных ситуациях, в произведениях искусства, в филологических явлениях.

Ориентировочная деятельность с опорой на иностранную речь составляет главную цель практической подготовки учащихся по французскому языку.

Эта деятельность включает восприятие ситуации, осознание проблемы общения, выбор коммуникативной цели, поиск решения проблемы в общении, достижение коммуникативной цели и результата.

Результат общения является основным показателем готовности учащихся к практической деятельности средствами французского языка.

Практическое овладение иностранным языком требует от учащихся постоянного расширения знаний слов, грамматических форм и конструкций, идиом изучаемого языка в ходе выполнения упражнений, учебных действий с усваиваемым материалом, осуществления коммуникативной деятельности при решении коммуникативных задач в определенных ситуациях общения:

  • понять вопрос и ответить на него;
  • что-то спросить у собеседника или о чем-либо сообщить ему;
  • прочитать текст, извлечь из него содержательно-смысловую информацию (факты, мысли) и комментировать ее;
  • пользоваться письмом для лучшего овладения учебным материалом, развития и совершенствования устной речи и чтения.

Практическое овладение учащимся иностранным языком непременно сопряжено с преодолением многих трудностей, что требует от него затраты сил, приложения старания. Преодоление же трудностей оказывает благотворное влияние на формирование личности.

В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т.И. Кулыпина, Е.В. Бондаревская, В.П. Сериков, И.С. Якиманская).

По мнению И.С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия:

  • Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
  • Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
  • Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
  • Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

В нашем понимании модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно - ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия " учитель - ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В чём же различие личностно - ориентированного урока от традиционного?

  1. Целеполагание. Цель - развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог - учитель - ученик.
  2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура - ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
  3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно - поискового и проектного обучения, развивающего характера.
  4. Отношения "учитель - ученик". Субъектно - субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Личностно-ориентированный подход в обучении французского языка в свете требований ФГОС немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Учитель при подготовке и проведении личностно ориентированного урока применяет разные виды дидактического материала: учебные тексты, карточки - задания, дидактические тесты, а также учебные и творческие проекты. Всё это и я применяю на своих уроках.

Метод проектов - одна из технологий, используемых мною в работе. Проекты мы выполняем с учащимися, начиная со 5-го класса по 9-ый. Ученики выполняют проекты как индивидуально, так и группами. Это и учебные проекты в рамках изучаемого материала школьной программы, и творческие проекты во время проведения недели французского языка, и даже стихи. Но, каждый ребёнок уникален, неповторим, индивидуален. И технология личностно-ориентированного обучения помогает сделать каждого ребёнка успешным, помочь ему справиться с заданиями. Дети по-разному выполняют проекты: кто-то в рамках заданного алгоритма задания, а кто-то более творчески, по-своему. Это всегда приветствуется.

Я считаю, что личностно - ориентированный подход в обучении французского языка является немаловажной составной частью учебного процесса, так как основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку я считаю удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.