РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Ценностный потенциал музыкального искусства и его воздействие на человека

В условиях современного общества возрастает роль музыкального искусства, его влияния на развитие нравственных начал личности, передачу духовного опыта человечества, восстановление связей между поколениями.

Отечественный композитор Д.Д. Шостакович подчеркивал: «…Главным объектом искусства по-прежнему остается человек, его духовный мир, его идеи, мечты, стремления... Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества». [10;38]

Музыка как специфический вид искусства, отражает окружающую действительность посредством музыкального образа, системы музыкально-выразительных средств, а потому имеет свои особенности, свое место в формировании духовного мира личности. Интеллектуальный прогресс человечества, если взять гигантский отрезок в его движении - от «работизации» до «роботизации», так и не остудил эмоциональной температуры музыки. Имея множество духовно-жизненных основ, периодически меняя свой конкретный вид и формы выявления, музыка остается вернейшей и необходимейшей спутницей человека и человечества на протяжении всей истории их существования.

Мысли ученых о роли музыки в воспитании людей нашли свое подтверждение в многочисленных высказываниях:

  • Плутарх: «...тот кто приобщится к музыке, не запятнает себя никаким неблагородным поступком, но, стяжав благодаря музыке величайшую пользу, будет полезен и себе, и родине, не допуская никакого нарушения гармонии ни делом, ни словом, но всегда и всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок.» [7;291]
  • Сухомлинский В.А. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности..» [9;170] «Музыка - это голос нации, - справедливо писал в XX веке Э. Вила-Лобос, - звучащий во всей полноте своей силы и мощи, это радость созидательного труда, вера в будущее Родины и величие ее предназначения.» [3;122]

Музыку по праву называют «языком души» (композитор и критик А. Серов) и считают одним из наиболее эмоциональных видов искусства. Уникальная способность музыки в воплощении богатейшего спектра эмоциональных состояний объясняется ее физическими свойствами и временной природой, позволяющей передавать динамику чувств, их гибкость, изменчивость и подвижность (слово «эмоция» - от латинского корня motus, означает «движение»).

Исследования отечественных музыковедов и теоретиков - Б.В. Асафьева [1], Б.В. Яворского, Л.А. Мазеля, Е.В. Назайкинского [6], В.В. Медушевского [5], психологов - М.В. Блиновой, С.Н. Беляевой-Экземплярской. исходят из того факта, который установил Б.М. Теплов [9], - основным содержанием музыкального произведения являются чувства, эмоции и настроения.

Т.е. музыка совершенствует не только эмоциональную отзывчивость человека, но и весь его чувственный, сенсорный аппарат. Постоянное общение с высокохудожественной музыкой способствует сенсибилизации (утончению) перцептивного аппарата человеческой психики. Личность с более совершенным аппаратом восприятия, безусловно, способна более остро, чутко и глубоко реагировать на все, в том числе и явления окружающей жизни.

К чему же стремились творцы шедевров, что слышали в музыке? Почему их произведения потрясают весь мир? В чем подъемлющая и радующая дух сила, глубина, величие, красота их музыки?

Г. Коган написал следующий микроэтюд, от слушания музыки С.В. Рахманинова: «Слушая Рахманинова, мы испытывали не только восхищение, восторг, но и какую-то гордую радость. (...) Рахманинов играл - и шеи выпрямлялись, головы поднимались, глаза гордо - словно мы сами были Рахманиновыми - посматривали кругом: вот, мол, и мы какие, вот какие у нас рождаются силы, вот мы как умеем играть!» [4;79].

Б. Асафьев о музыке А.Н. Глазунова: «Сквозь исполинское мастерство у него скользят отголоски живых впечатлений: блеснет одно, блеснет другое из жизни России, сближаясь с виденным в природе, и будто все это, удаляясь из памяти, как-то собирается в его музыке и становится чем - то волнующим...» [1;248].
«Я придерживаюсь того убеждения, - писал С. Прокофьев, - что композитор, как и поэт, ваятель и живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. [8;256].

Н.И. Метнер о художественно-идейном масштабе 2-ого фортепианного концерта До-минор С.Рахманинова : «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, эта одна из наиболее ярких тем России… каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия» [2;65].

Перечисленные выссказвания свидетельствуют о том, что каждый композитор вмещает в музыку всего себя, все свое познание мира, его дальняя цель, преобразовать человека, гиперболизовать его ощущение, общаясь со всем комплексом его «мыслечувствований».

Волнуя и умиротворяя, веселя и сострадая, возвеличивая и леча - музыка, благодаря таким резервам эмоций, которыми не располагает никакой вид искусства, является действенным помощником в познании и освоении окружающей действительности в художественных образах. Перечислим основные ценности музыки, необходимые для формирования патриотических качеств учащихся:

  • Музыка как самовыражение. Человек самой природой запрограммирован на музыку. Он готовый, естественный музыкальный инструмент.
  • Музыка как средство взаимопонимания. В любую музыку вплетаются голосовые интонации понимания человека человеком.
  • Музыка - людское единение. Родовое, племенное, общинное, соборное, социальное, коллективное, всемирное в человеке музыка, как никакое другое искусство, способна поддержать и укрепить.
  • Музыка как жизненная необходимость всех времен и народов. Начиная с рождения и заканчивая траурным шествием, музыка сопутствует человеку: колыбельные, обряды рождения, траурные церемонии, парады, встречи высоких гостей.

Таким образом, музыке выпало на долю вместить в себя весь мир человеческого сердца. Музыка, чутко резонируя на человека, всегда стремясь быть «как человек», стала глубочайшим «человековедом». Ее богатейшие духовно нравственные потенции не востребованы ныне по причине духовной сниженности исполнительских и теоретических интерпретаций, что связано с утратой человеком смысла жизни на земле. В результате целые пласты классического наследия остаются, по сути, закрытыми не понятыми и не принятыми молодежью. И это не их вина. В первую очередь вина ложится на педагогов и родителей, которые не видят в этом серьезных последствий.

Литература

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л.,1972. – Кн.2-с.269.
  2. Воспоминания о Рахманинове: В 2т. – М.,1961.
  3. Вила-Лобос Э. О музыке и муз. Образовании // Музыка стран Латинской Америки. М.,1983. – с.122.
  4. Коган Г. Рахманинов – пианист // сов.музыка. Сб.4.М.; Л.; 1945. – с.79.
  5. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.,1976. – с. 158.
  6. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.с.358.
  7. Плутарх Херонейский. О музыке / Античная муз. эстетика. – М. 1960. – с.291.
  8. Прокофьев С.С. 1891-1991. Дневники. Письма. Беседы. Воспоминания. М.,1991. – с.132.
  9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.//Избр.произ в 5т. Киев,1980.т.3
  10. Шостакович Д.Д. О времени, о себе. – М., 1980. – с. 116.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.