РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Развитие познавательного интереса через уроки математики

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач учителя.

От того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную меру своих возможностей, зависит успех обучения в целом.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами, одним из которых является занимательность.

Элементы занимательности, игра вызывает у детей богатое своими психологическими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

На своих уроках я постоянно использую такие игры: «Лесенка», «Молчанка», «Продолжай, не зевай», «Десантники» и другие, которые направлены на развитие вычислительных навыков детей.

Например, игра «Лесенка»:

На каждую парту я готовлю по набору: лесенка и карточки с примерами на сложение (вычитание).

Играют дети вдвоём с одним набором. Карточки с рисунком кладу на середину парты. Один из играющих «поднимается» по лесенке слева, другой – справа, подбирая из набора примеры к данным ответам.

Выигрывает тот, кто первым достигнет верхней ступеньки.

Я оцениваю не только быстроту, но и правильность вычислений. Обсуждаются все варианты правильных примеров: я прохожу по рядам и оцениваю правильность выполнения задания, или по вариантам учащиеся поднимают карточки с примерами (1 вариант – примеры, которые расположены слева, 2 вариант – примеры, расположенные справа).

Аналогично проводилась игра с примерами на вычитание.

Следующее математическое задание можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе с детьми.

Чередуя в задании информацию о животном в форме беседы и вычислительные действия, я повышаю познавательную активность учащихся за счёт осуществления межпредметных связей.

1) Я задаю вопрос учащимся: «Какая птица может ходить по дну водоёма?»

Для облегчения ответа на вопрос я предлагаю им три варианта. На доске делаю запись:

Воробей – 3
Оляпка – 4
Сорока – 5

Выполнив действия с числами в цепочке, вы должны получить ответ, равный одному из предложенных чисел. Число должно соответствовать отгадке слова.

Учащиеся называют ответ: число 4. Оно соответствует слову ОЛЯПКА.

2) Перед проведением данной работы нескольким учащимся даю задание: «Подготовь рассказ о воробье, сороке и оляпке (внешний вид птицы, особенности её поведения)».
Все остальные учащиеся могут задавать вопросы выступающему и добавлять свои размышления. Остальные сообщения учащихся о других двух птицах я использую на других уроках. Таким образом, в течение года каждый ученик побывает в роли рассказчика.

Примерный рассказ учащегося об оляпке:

Оляпка – певчая птичка бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоёма, цепляясь за неровности дна, камешки.
На дне ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу птичка всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, так как они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врага, оляпка ныряет в воду.

Для того, чтобы учащиеся не уставали от одного типа цепочек, я использую более сложные их варианты.

1) Задаю вопрос учащимся: «Из какой сказки слова: « … а дорога – далека, а корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок»?

На доске делаю запись:

«Три медведя» - 8
« Маша и медведь» - 6
«Медведь» - 4

Я предлагаю выбрать один из трёх указанных на доске. Но для того, чтобы узнать правильный ответ, дети решают в тетрадях цепочки примеров:

Ответ: число 6.

2) Далее один из учащихся рассказывает о медведе. Выясняем, какие виды медведей обитают в нашей стране. (Белые, бурые и чёрные.)

Такие задания используются и на других уроках: природоведение, рисование, трудовое обучение и литературное чтение.

Ещё приведу пример с другим видом вычислений – магический квадрат.

1) Задаю детям вопрос: «Какая змея самая длинная в мире?»

Записываю на доске варианты ответа для того, чтобы детям было легче найти ответ.

Кобра – 10
Питон – 6
Анаконда – 9

Далее предлагаю записать в пустые клетки таблицы такие числа, чтобы квадрат стал магическим. Наименьшее из этих чисел поможет учащимся ответить на вопрос.

Вычисления ученика:

1) 12 + 15 + 18 = 45
2) 45 – (6 + 18) = 21
3) 45 – (6 + 12) = 27
4) 45 – (12 + 24) = 9

Наименьшее из чисел 21, 27 и 9 – это 9. Числу 9 соответствует слово АНАКОНДА, значит, самая длинная змея в мире – анаконда.

2) Я даю возможность рассказать об анаконде одному из учащихся, который приготовился заранее.

Примерное сообщение ученика:

Анаконда - самая крупная змея в мире. Водится она по берегам рек, озёр и болот Бразилии. Большую часть времени анаконда проводит в воде. Её яд для человека смертелен. Длина тела анаконды достигает 10 м.

Учащиеся ждут таких заданий с удовольствием, сами проявляют инициативу в их создании. Например, «Какова масса самой маленькой птички? Вычисли и узнаешь массу птицы». (Выполнив вычисления, дети узнают массу птиц: дрозда – 69 г, дятла – 98 г, королька – 6 г, зяблика – 20 г, синицы – 25 г и правильный ответ.) Сами вычисления можно усложнить. Это зависит от конкретной темы изучения предмета.

Из моих наблюдений за ходом работы учащихся, я увидела, что даже самые слабоуспевающие, инертные дети включаются в работу, т. е. пытаются сделать все вычисления, чтобы найти правильный ответ.

Я привела только малую часть той работы, которая проводилась с учащимися 2 класса. За счёт создания интереса к учению повышается познавательная активность всех детей.

Автор:
Павлова Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
ГБОУ лицей № 369 Красносельского района г.Санкт-Петербурга

Список используемой литературы

  1. Баранов С.П. Виды образовательных задач на уроке // Начальная школа.-1989.- №12
  2. Оконь В. Введение в общую дидактику.- М.: Новая школа, 1990
  3. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах.- М., 1985
  4. Степанов В.А. Весёлая математика для детей. М., 2001
  5. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа.- М.: ВАКО, 2004.- 240 с. – (Мастерская учителя).
  6. Трутнев В.П. Считай, смекай, отгадывай.- СПб, 1997
  7. Уткина Н.Г., Улитина Н.В. и др.Дидактический материал по математике для 1 класса (1 – 3), 1 и 2 класса (1 – 4).- М. : Аркти – Илекса, 1998

Картинки:

  1. Оляпка (фото) Википедия
  2. Анаконда PNG клипарт изображения (картинки) с альбома clipart-best.com
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.