РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Я понимаю, что передо мной, как и перед каждым преподавателем, стоит задача повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. На своих уроках я создаю условия, при которых каждый ребенок может максимально реализоваться, развить свои творческие и интеллектуальные способности, что, конечно, повышает качество знаний и умений у моих студентов. В этом мне помогает использование на уроках Современных Образовательных Технологий, и, в частности, технологии развития критического мышления.

В начале своего творческого отчета я уже говорила о проблеме формального подхода к обучению. На мой взгляд, успешное формирование личности учащегося возможно только при переходе учителя от авторитарного стиля преподавания к сотрудничеству педагога со своими студентами. Для решения этой проблемы на своих уроках я часто использую технологию развития критического мышления.

Перед внедрением этой технологии я тщательно изучила литературу по данной теме и узнала, что она активно развивается на протяжении последних 25 лет. Изначально эта технология привлекала внимание только зарубежных ученых, однако, в последние 10 лет она заинтересовала отечественных исследователей.

Из руководства ДЖ. Брауса и Д. Вуда по Инвайронментальному образованию в школах, я подчеркнула, что педагог должен помочь ребенку осознать свое «Я», научить его адекватно воспринимать чужую точку зрения и делать выводы, основываясь на доказательной базе не только своих суждений, но и суждений оппонента.

Первым моим опытом применения технологии развития критического мышления стал открытый урок по литературе на тему: «Проблема отцов и детей, в одноименном романе И.С. Тургенева».

Студенты изучали этот роман на протяжении нескольких пар, поэтому к открытому уроку, они уже свободно владели информацией о проблематике романа и образах главных героев.

Но во время изучения данного произведения я столкнулась с тем, что никто из студентов не может понять и принять позицию «Отцов». Это естественно, учитывая возраст учащихся. Долго размышляя над этой проблемой, я поняла, что вместо назидательного разъяснения ученикам авторского замысла, нужно просто подтолкнуть их к самостоятельному анализу данной темы.

Перед открытым уроком я разделила группу на две части: «Отцов» и «Детей». Студентам необходимо было самостоятельно найти аргументы в защиту позиции предложенных им персонажей романа.

На уроке ребята самостоятельно высказывались, приводили доказательства, аргументируя свой ответ. В середине урока, когда все аргументы были высказаны, я предложила ребятам поменяться местами. Теперь «Отцы» выступали на стороне «Детей» и наоборот.

К моему удивлению, учащиеся не только нашли больше аргументов в защиту своей позиции. Они самостоятельно пришли к выводу, который сам И.С. Тургенев считал единственно верным: все человеческие конфликты нужно уметь согласовывать. Ребята поняли, что все счастье в романе достаётся тому, кто умеет любить и прощать.

После успешного опыта использования технологии развития критического мышления я стала все больше внедрять его во время своих уроков.

Сейчас на уроках литературы я часто использую стратегию «Дерево предсказаний». Она помогает формировать у студентов нестандартное мышление.

Например, после прочтения отрывка убийства старухи-процентщицы, из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», я рисую на доске дерево и предлагаю студентам ответить на вопрос: что станет с Родионом Раскольниковым после? Ребята обычно высказывают очень любопытные теории от реалистичных: «Он будет наказан по закону» или «Его замучает совесть»; до совсем фантастических: «Старуха будет преследовать его в образе привидения».

После высказывания все теории аргументируются, и мы подписываем каждую версию напротив отдельной ветки. Когда роман прочитан, я снова рисую это дерево, и мы вспоминаем все теории, которые предлагали ранее. И часто бывает, что ни одна версия, а несколько являлись правильными.

Еще при изучении объёмных романов, таких как «Тихий Дон», студентам сложно правильно проанализировать образы героев и проследить авторскую позицию. В такие моменты я предлагаю ученикам использовать прием «Рыбий скелет». И предлагаю расписать образ Григория Мелехова. В «голове» мы записываем тему, верхние косточки — это его положительные качества, нижние –отрицательные, а после студенты делают вывод базируясь на аргументах и примерах, которые они нашли.

Таким образом, ребята учатся аргументировать любой тезис, и, как показывает моя практика, лучше справляются с сочинениями.

А вот при изучении русского языка, нельзя обойтись без приема «Кластер».

Например, студенты первого курса испытывают большие затруднения при изучении темы «Типы речи». Чтобы систематизировать и обобщить материал, который они изучали по данной теме еще в школе, я предлагаю студентам не конспектировать правила, а составить схему или таблицу. После я раздаю ребятам несколько текстов и предлагаю определить тип речи, используя схему, которая есть у них в тетрадях.

В первый год работы я быстро определилась с темой по самообразованию: «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы». Но в период пандемии я пыталась изучить материал, касающийся не только моего предмета, но и других общеобразовательных дисциплин. И в сентябре 2020 года, на заседании Методической комиссии Ермолинского техникума я выступила с докладом по этой теме. К сожалению, многим преподавателям использование СОТ показалось очень сложной и ненужной задачей. На мой же взгляд, только внедрение новых, интересных, актуальных методик помогает учителям не потерять самое главное: интерес ребенка к обучению, творчеству и желанию развиваться.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены