РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мой опыт работы в технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Суворова Елена Сабировна, работаю учителем русского языка и литературы в Гимназии №2. Я рада, что сегодня у меня есть возможность представить свой педагогический опыт в рамках конкурсного испытания «Методический семинар».

Когда я была школьницей, моим учителем русского языка и литературы была Алексеева Ольга Павловна. Интеллигентная, умная, тактичная …и настоящий профессионал своего дела.

Усталость легла на ресницы,
И рук от стола не поднять.
Страницы, страницы, страницы,
Ложится тетрадь на тетрадь…

И вновь отступает усталость,
И в голосе радость и боль ...
... А где-то вдали Алый парус
Встречает у моря Ассоль.

Эти строки у меня ассоциировались с Ольгой Павловной. А сегодня их можно отнести и ко мне, потому что именно она, ее личность, ее уроки повлияли на выбор моей профессии.
После школы я поступила на филологический факультет Коми Государственного педагогического института и закончила его с красным дипломом.

Уроки, где знания преподносили "на блюдечке", ушли в прошлое. Сегодня же важнее другое — научить детей самостоятельно получать знания, уметь анализировать, оценивать. Именно поэтому в своем выступлении я решила остановиться на приемах технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Разрешите кратко напомнить преимущества этой технологии, которая позволяет формировать:

  • умение выделять причинно-следственные связи;
  • умение рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • умение понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения.
  • умение делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек.

Приемы данной технологии я применяю как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

Например, при изучении произведения А.И.Куприна «Чудесный доктор» в 6 классе я предлагаю на этапе вызова прием «Дерево предсказаний».

Ствол дерева – это тема урока или ключевые вопросы темы.

Я предлагаю учащимся предположить, что может произойти в тексте с таким названием «Чудесный доктор»? Что будет дальше? Чем закончится произведение?

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.

Что предположили дети:

  • Возможно, произойдет чудо…
  • Вероятно, главный герой – доктор…
  • Возможно, доктор – положительный герой…

Далее дети знакомятся с текстом, анализируют его, приводят аргументы из текста, которые подтверждают или опровергают их предположения.

Учащиеся свои выводы доказывают примерами или цитатами из текста. Доказательства - это листья дерева.

Данный прием помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно.

Моим ученикам 5-7 классов нравится прием «Живой рисунок», который особенно интересен на этапе осмысления. Литература – это образы, поэтому я предлагаю «нарисовать» сюжет, героя, сохраняя художественные детали текста.

Например, при изучении рассказа Рея Бредбери «Все лето в один день» в 5 классе я предлагаю детям представить момент, когда заканчивается дожди, выходит солнце на Венере, и нарисовать этот момент. Оказывается, надо рисовать два рисунка.

  • 1 – «Дети радуются солнцу» и 2 рисунок - «Марго заперта в чулане».

Дети читают текст, выделяют основные детали в описании радости детей и рисуют картину. Потом переходят ко второй части. Точного описания Марго в чулане в момент появления Солнца в тексте нет. Но ребята очень ярко описывают ее позу в этот момент, стены чулана. Есть классы, в котором дети могут создать «живой» рисунок, передав настоящие эмоции, жесты. Итог изумляет: мы глубже понимаем образы произведения.

В чем для меня ценность этого приема, это, прежде всего, помощь учащимся самостоятельно определять основную мысль текста: нельзя быть жестокими по отношению к людям, которые имеют другую точку зрения. Этот прием развивает воображение и учит акцентировать внимание на деталях текста.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет решить еще 1 проблему. Мы, словесники, очень обеспокоены тем, что дети не читают произведения, которые изучаются в школе.

На мой взгляд, один из эффективных приемов, который может привлечь ученика к чтению текста, это прием «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

Условия, при которых «работает» прием:

  1. Текст ДОЛЖЕН быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит НЕ на поверхности, а спрятана внутри.
  2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

Мы с ребятами в 6 классе читаем текст Н.С.Лескова «Человек на часах». Делаем одну из остановок здесь.

Солдат Постников стал соображать, что спасти этого человека чрезвычайно легко. Если теперь сбежать на лед, то тонущий непременно тут же и есть. Бросить ему веревку, или протянуть шестик, или подать ружье, и он спасен. Он так близко, что может схватиться рукою и выскочить. Но Постников помнит и службу и присягу; он знает, что он часовой ……………………
Что будет дальше? Покинет ли часовой свой пост?

Даже самый нечитающий ученик захочет прочитать текст дальше и узнать, что будет ! После каждой остановки (а их должно быть в тексте или эпизоде две-четыре) можно задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

Данный прием позволяет развивать воображение и осмысливать прочитанный текст. Вопросы позволяют определить взаимосвязи между событиями, фактами, идеями.

В 5-9 классах я часто использую прием «Граф-схема», который дети чаще представляют в виде цепочки (графическое изображение логических связей между эпизодами) либо в виде круга.

Ребята рисуют цепь, звенья которой надо заполнить. Например, при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» учащиеся выделяют эпизоды основных событий, которые произошли с главным героем, и заполняют цепь.

Тогда ребята сами замечают, что герой прошел по кругу.

Они определяют вид композиции. Она кольцевая.

В ходе рассуждений приходим к выводу, что Онегин вернулся в Петербург, но это уже другой Онегин, способный страдать, чувствовать. Граф-схема помогает представить логическую структуру текста, а в данном конкретном случае и понять образ главного героя.

На уроках русского языка интересным, на мой взгляд, является прием «Реставратор»

В 9 классе на этапе самостоятельной работы с проверкой по эталону предлагаю детям восстановить разрушенный текст по схемам. Этот прием требует использования уже сформированных умений и навыков: видеть смысловую последовательность предложений и анализировать их структуру. Восстановленный текст дети проверяют по эталону.

Прием «Реставратор»
1. Здесь неожиданно началась эпидемия дифтерита.
2. Многим грозила смерть.
3. Это случилось в начале нашего века на севере Аляски, в маленьком, затерявшемся в снегах поселке.
4. Больных с каждым днем становилось все больше.
5. Путь в оба конца – шестьсот километров.
6. У меня надежные собаки, - сказал один из охотников, - я быстро привезу сыворотку.
7. С рассветом упряжка помчалась в путь.
8. У доктора не было противодифтерийной сыворотки.
9. До ближайшего города можно было добраться только на собаках.
1. [= -,|-.-.-.-.|]. ПП, осложненное уточняющим обстоятельством.
2. [= -]. ПП
3. [=]. ПП (безличное)
4. [= -]. ПП
5. [=]. ПП (безличное)
6. [ =]. ПП (безличное)
7. [ __ - =]. ПП (двусоставное)
8. «П, -а, -п». Предложение с прямой речью, разрываемой словами автора.
9. [- =]. ПП

СЛАЙД ПРОВЕРЬ ПО ЭТАЛОНУ
1. Это случилось в начале нашего века на севере Аляски, в маленьком, затерявшемся в снегах поселке.
2. Здесь неожиданно началась эпидемия дифтерита.
3. Больных с каждым днем становилось все больше.
4. Многим грозила смерть.
5. У доктора не было противодифтерийной сыворотки.
6. До ближайшего города можно было добраться только на собаках.
7. Путь в оба конца – шестьсот километров.
8. У меня надежные собаки, - сказал один из охотников, - я быстро привезу сыворотку.
9. С рассветом упряжка помчалась в путь.

Хочу поделиться с вами приемом, который я использую на этапе рефлексии. Данный прием был показан мною на уроке литературы в рамках Конкурса открытых уроков в этом году.

Прием называется «Сообщи свое Я». На уроке в 9 классе при изучении романа «Евгений Онегин» мы анализировали эпизод «Дуэль между Онегиным и Ленским». На этапе рефлексии ученикам было предложено представить себя Онегиным, Ленским, секундантом Зарецким или Ольгой и продолжить фразу

Я БЫ ,ПОЖАЛУЙ, СДЕЛАЛ(А) ТАК…

Данный прием позволяет ученикам глубже проникнуть в образ литературного героя, высказывать свое отношение к событиям.

Интересны были ответы учащихся.

Я Онегин. Я бы, пожалуй, сделал так: отказался бы от дуэли, несмотря на мнение светского общества.

Для современных детей бумажный источник информации теряет свою привлекательность. Таковы реалии нынешнего времени. Поэтому для повышения уровня мотивации предлагаю ученикам цифровые образовательные ресурсы. Также ими могут воспользоваться и мои коллеги. В этом году мы отмечаем 150-летие со дня рождения И.А.Бунина.

Цифровой образовательный ресурс посвящен этой дате.

В этом ресурсе представлены ссылки, по которым можно посетить виртуальные музеи, подобрать материал для проведения уроков и внеурочных занятий по творчеству И.А.Бунина.

Этот цифровой образовательный ресурс расположен на сайте Гимназии №2 на моей персональной странице учителя.
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволяет моим ученикам добиваться высоких результатов.

Я горжусь победами своих учеников в олимпиадах и конкурсах. Радуюсь за них, когда они получают высокие баллы на Государственной итоговой аттестации.

Спасибо за внимание.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены