РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Комплексная программа воспитания образовательной организации как необходимый элемент развивающего обучения

Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А. Макаренко

11 декабря 2020 года Министерством просвещения был подписан Приказ №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся», который предусматривает разработку каждой образовательной организацией (ОО) своей программы воспитания.
Рабочая программа воспитания образовательного учреждения создается на основе примерной программы. Программа должна быть короткой и понятной, содержать описание особенностей работы с обучающимися, иметь цель, задачи, виды, формы и направления работы.

К рабочей программе воспитания образовательной организации прилагается календарный план воспитательной работы, конкретизирующий мероприятия программы применительно к текущему учебному году. Такой план может разрабатываться в свободной форме.

Создание и реализация рабочей программы воспитания происходит в несколько этапов:

Этап 1. Создание творческой группы по написанию школьной рабочей программы воспитания на основе примерной программы (использование примерной программы как конструктора).

Этап 2. Определение ценностей и принципов организации воспитательного процесса, а также отбор подходов и методов такового процесса:

Этап 3. Разработка содержания и условий реализации воспитательной работы.

Этап 4. Разработка системы управления и мониторинга качества организации воспитательной деятельности.

Этап 5. Знакомство педагогического коллектива с созданной рабочей программой воспитания. Целесообразно организовать этот процесс в два этапа.

  • Во-первых, провести педагогический совет, на котором директор или заместитель директора познакомит коллектив с особенностями новой программы и ее структурой.
  • Во-вторых, провести деловую игру, в рамках которой группы педагогов по очереди смогут поработать на тематических станциях.

Их состав и количество определяется в соответствии с наиболее важными с точки зрения администрации школы компонентами программы воспитания.

Среди них могут быть такие станции: «Цели воспитания», «Ключевые общешкольные дела», «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды», «Самоанализ». На каждой из станций педагоги стараются осмыслить собственные цели воспитания (соотнеся их с целями, заявленными в программе) и определить свою роль в реализации того
или иного модуля программы воспитания.

Этап 6. Создание творческих групп педагогов, работающих в рамках реализации того или иного модуля программы. Определение кураторов групп (из числа наиболее успешных в соответствующей сфере деятельности педагогов), которые будут выступать в роли консультантов, помогая педагогам реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.

Этап 7. Работа (в течение года) творческих групп и их кураторов по сопровождению процесса реализации программы воспитания:

  • планирование, подготовка, организация и проведение совместных дел детей и педагогов в школе (при необходимости, на разных уровнях взаимодействия с детьми - индивидуальном, групповом, общешкольном, внешкольном);
  • создание условий для сплочения детско-взрослых общностей, образующихся в рамках подготовки и проведения тех или иных совместных со школьниками дел;
  • анализ проведенных дел и их воспитательной значимости, выявление затруднений и причин их появления, обсуждение успехов и их причин.

Этап 8. Проведение итогового педсовета, на котором выступают кураторы и желающие представители творческих групп о первых итогах реализации программы. Обсуждение успехов и неудач. Планирование дальнейшей работы.

Результатом реализации рабочей программы воспитания, видимым для педагогов, учащихся и их родителей, должна стать интересная и событийно насыщенная жизнь детей и педагогов в школе. Это – главное, к чему должна привести реализация программы. Сама же она не является средством воспитания!

Ребенка воспитывает не документ, а педагоги – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет им скоординировать свои усилия, потому главным вопросом становится, разумеется, не вопрос разработки программы, а вопрос ее реализации. Именно поэтому работа в данном направлении должна осуществляться комплексно, системно и охватывать в полном объеме образовательный процесс ОО.

Источник:

  1. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие/П.В.Степанов, Н.Л.Селиванова, В.В.Круглов, И.В. Степанова и др.; под ред. П.В.Степанова. – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с.
Читайте также:

Богачёва Наталья Анатольевна 02.07.2021 479 0 Фото: pixabay.com / monicore
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.