РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профилактика межличностных конфликтов младших школьников с использованием технологии Edutainment на уроках музыки

В жизни каждого ребенка младший школьный возраст является важнейший периодом. У детей начинают формироваться основные качества личности, возникает необходимость в самопознании, самореализации, утверждении своей значимости в обществе. Зарождаются первые шаги к взрослой самостоятельной жизни, дети учатся проявлять инициативу, и встречают на своем пути серьезные вопросы жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим их миром. Кроме того, у младших школьников определяются основы нравственности, формируется представление о социальных установках и нормах, а также отношение к окружающим людям.

В детском коллективе формируются межличностные отношения. Взаимодействуя со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений, в основе которых лежат разнообразные эмоциональные состояния, психологические особенности детей. Именно межличностные отношения позволяют ребенку проявлять свои чувства и эмоции, помогают развить самоконтроль

На протяжении всего учебного процесса, дети младшего школьного возраста сталкиваются с проблемными ситуациями, выход из которых они еще только учатся находить. Нередко возникают и конфликтные ситуации между учениками, к конструктивному разрешению которых младшие школьники самостоятельно еще не готовы.

Интерес к изучению конфликтного поведения детей и подростков в России (В.В. Ковалев, В.Е. Коган, В.Б. Тарабаева, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, А.П. Караковский, и др.) и за рубежом (Э. Эриксон, М. Раттер,Б. Кирш, Х. Ремшмидт, Р. Байярд, Ф. Райе, и др.) обусловлен тем, что данный период очень важен в развитии и становлении личности. Работа по профилактике конфликтов между младшими школьниками отражена так же и в профессиональном стандарте педагога, что не маловажно.

Процесс современного образования происходит в условиях стремительного роста объемов новой информации, которая настолько быстро становится неактуальной, что обучающиеся не успевают обзавестись нужными, полезными интересными знаниями, а приобретенные мгновенно теряют актуальность. Активно развиваются технологии, появляются новые виды досуга, а времени на получение информации становится меньше. К тому же познавательный процесс не обязан проходить в формальной обстановке, а способен превратиться в полезное развлечение с приобретением знаний умений и навыков одновременно.

Целью исследования является создание условий для предупреждения и разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

  • проанализировать возможность использования технологии «еdutainment» для предотвращения межличностных конфликтов в начальной школе;
  • обосновать положительный эффект от использования технологии «еdutainment» для предотвращения межличностных конфликтов у младших школьников;
  • подобрать диагностический инструментарий, направленный на выявление сдержанности или не сдержанности младших школьников в конфликтной ситуации, а также выявление типа агрессивного поведения.
  • выявить преимущества использования технологии «еdutainment» для предотвращения межличностных конфликтов у младших школьников.

Стремительно развивающиеся инновационные разработки в области технологического аппарата в последние годы предоставили педагогам возможность широко использовать всевозможные мультимедийные ресурсы для наиболее эффективного обучения. Еdutainment предлагает ресурсы, которые могут быть использованы в области предотвращения конфликтов у детей младшего школьного возраста, вероятно, с наибольшей эффективностью.

Необходимо добавить, что инструментарий технологии «еdutainment» включает и эмоционально-мотивационные условия, посредством которых создается комфортный фон, на котором развертывается основное содержание занятия.

Учебный процесс превращается в событие, активное участие, действо для обучающегося, своеобразный «экшн». Учебный процесс должен быть событием, медиатеатром, причем не одного актера (преподавателя), – все участвуют в этой постановке. Это и есть «edutainment».

Анализ использования технологии «еdutainment» проходил на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 181 города Екатеринбурга.

Преимущества технологии «еdutainment» в процессе обучения детей:

  • Активное обучение: «еdutainment» помогает учителям вовлечь детей в процесс обучения. Вместо того чтобы удерживать их внимание и занятость в течение долгого времени, альтернативным может быть более продуктивный небольшой период времени. Обучающиеся получают доступ к большему количеству информации за минимальное время. Домашняя работа будет очень увлекательной для детей, если смотреть видео или играть в веселую игру. Помимо базового обучения, дети также могут развивать определенные навыки в раннем возрасте. Тем не менее, учитель должны оказывать своевременную помощь в руководстве и помогать учащимся выбирать правильный набор инструментов, таких как видео, игры и приложения.
  • Исследование реального мира: дети биологически запрограммированы на создание собственных инноваций. Обучение через игру удовлетворяет их основные интересы, дает им больше возможностей для изучения и понимания мира вокруг. Сделать учебные занятия более качественными можно, уделяя время воображаемой игры, через которую они узнают больше о себе и других вещах, происходящих вокруг.
  • Эмпирическое образование: это своего рода эмпирическое обучение, в котором обучающиеся будут активно играть, изучая новые идеи или концепции. Вместо занятий в классе дети хотели бы учиться в детских музеях или посещать театры или парки для изучения природы. Приключенческое образование и обучение на свежем воздухе являются ключевыми формами обучения в эдьютейнмент, что делает обучения более захватывающим.
  • Улучшает позитивность: есть много положительных персонажей в видео и онлайн-игры, с которыми дети могут легко связаться. Эти персонажи видео, которые пропагандируют усердную работу, целеустремленность, человечность и командную работу, как правило, являются частью учебных сессий. Это постепенно приведет к позитиву у детей, и большинство из них рассматривают специальные персонажи в качестве образцов для подражания, которые действительно вдохновляют на то, как они растут.
  • Интеллектуальная стимуляция: вместо скучного обучения в классе и запоминания, дети дают более благоприятный отклик на игровое и видео содержимое. Эта образовательная стратегия может быть успешна и помочь улучшить их интеллектуальные стимуляции с геймификацией, направленной на повышение их мышление способности, решение проблем.
  • Образовательные игры: есть достаточный выбор игр, которые стимулируют различные типы обучения среди детей. Игры с контролем движения - отличная мотивация для них заниматься физической и образовательной деятельностью. В то время как некоторые игры способствуют развитию навыков среди учащихся, другие игры предназначены для поощрения конструктивного мышления и создания любопытства. Есть специальные приложения, которые переносят их через мир головоломок, рифм и историй. То, как дети узнают о разных предметах, сильно зависит от игр, в которые они играют. Такие элементы, как изображения, звуки и анимация, могут легко воздействовать на чувства ребенка и завоевать его интерес к обучению.
  • Повышенное внимание: привлечь внимания ученика может быть трудной работой, и это имеет большое значение, когда речь идет о преподавании. Эта более короткая форма стратегии обучения является хорошим решением, чтобы завоевать внимание и дать возможность получить больше информации.
  • Портативное обучение: обучение становится возможным, несмотря на то, где находится учащийся. Таким образом, обучение не ограничивается занятиями в классе, и учителя могут постараться использовать возможности обучения в свободное время дома или снаружи. Дети могут просматривать эти видео, когда они находятся в дома или когда они в транспорте, или даже в путешествии. В настоящее время существует множество веб-сериалов, видео, направленных на вовлечение детей в пути при одновременном улучшении их базы знаний.
  • Улучшение социальных навыков: эта учитывающая интересы детей стратегия направлена на расширение социального взаимодействия, которое, в свою очередь, играет хорошую роль в повышении их социальных навыков, что имеет жизненно важное значение для их становления и роста в обществе. Этот вид открытого обучения помогает детям расти со многими внешкольными навыками и ставить свои цели для многих достижений.

По результатам итоговой диагностики можно констатировать, что через музыкально - театрализованную деятельность у младших школьников повысился уровень социализации.

В диагностике приняли участие обучающиеся 3 класса, муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 181 в количестве 20 человек.

Методика «Агрессивное поведение» (Приложение 1).

Данная методика направлена на выявление сдержанности или не сдержанности младшего школьника в конфликтной ситуации, а также выявление типа агрессивного поведения.

Результаты исследования см. рисунок 1:

На начало года:

  • Сдержанность (выдержка) – 30 % – 6 обучающихся;
  • Несдержанность – 70 % – 14 обучающихся.

На конец года:

  • Сдержанность (выдержка) – 80 % – 16 обучающихся;
  • Несдержанность – 20 % – 4 обучающихся.

С целью изучения деятельности по профилактике детских конфликтов в начальной школе, использовали экспериментальное исследование.

В ходе констатирующего эксперимента определили уровень конфликтности у младших школьников. Результаты исследования, позволили определить, что треть детей показывают высокий уровень конфликтности.

Далее был подобран и внедрен в образовательный процесс комплекс занятий с использованием технологии «еdutainment»,которая позволила в игровой форме провести профилактику конфликтов среди младших школьников.

Таким образом, предложенные игры и события способствует снижению уровня межличностных конфликтов младших школьников. С помощью технологии «еdutainment дети младшего школьного возраста научились распознавать конфликтные ситуации, некоторые ученики овладели навыками бесконфликтного поведения, научились сотрудничать, развили коммуникативные навыки.

Приложение 1

Методика «Агрессивное поведение»

Методика разработана Е. П. Ильиным и П. А. Ковалевым и направлена на выявление сдержанности - несдержанности и типа агрессивного поведения.

Инструкция. На каждое утверждение в матрице нужно дать ответы «да» (ставится знак «+») или «нет» (ставится знак «–»).

Вопросы теста

1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.
5. Временами я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.
6. От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.
7. Я могу вспомнить случаи, когда я был(а) настолько злой, что хватал(а) попавшуюся под руку вещь и ломал(а) ее.
8. Если я разозлюсь, я могу ударить человека.
9. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
10. При возникновении конфликта в школе я чаще всего ругаюсь в разговорах с друзьями и близкими.
11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
12. Если я должен(на) для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.
13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
14. Я часто рассказываю дома о недостатках одноклассников, которые говорят обо мне плохое.
15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
16. Мне нравится драться.
17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать учителю, но так и не делаю этого.
19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
20. Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.
21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
22. Я считаю, что осуждать человека в его отсутствии не очень красиво.
23. Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.
24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
25. Даже если я злюсь, я не прибегаю к грубым выражениям.
26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
27. Я могу так разозлиться, что буду крушить все подряд.
28. Я не способен(на) ударить человека.
29. Я не умею говорить людям, что они не правы.
30. Иногда я про себя обзываю учителя, если остаюсь недоволен его решением.
31. Мне не нравятся люди, которые из-за злости раздают подзатыльники своим детям.
32. Люди, которые постоянно издеваются надо мной, стоят того, чтобы их ударили.
33. Разозлившись, я стараюсь не оскорблять других.
34. После неприятностей в школе я часто ругаюсь дома.
35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
36. Я никогда не любил(а) драться.
37. Я бываю грубоват(а) с людьми, которые мне не нравятся.
38. Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.
39. Я всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них плохое настроение.
40. Лучше убедить человека словами, чем принуждать его физической силой.

Матрица для ответов опрашиваемых.

Для удобства подсчета набранных баллов целесообразно иметь 4 ключа, которые по размерам и форме точно должны соответствовать опросной матрице, а в месте указанных выше ответов — вырезанные окошечки, где может появиться поставленный опрашиваемым знак («+» или «–»). Подсчитываются как плюсы, так и минусы.

Ключ

  • Ответы «да» по позициям 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37 и «нет» по позициям 25, 29, 33 свидетельствуют о склонности опрашиваемого к прямой вербальной агрессии.
  • Ответы «да» по позициям 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34, 38 и «нет» по позициям 22, 26 — о склонности к косвенной вербальной агрессии.
  • Ответы «да» по позициям 7, 11, 15, 27, 35 и «нет» по позициям 3, 19, 23, 31, 39 — о склонности к косвенной физической агрессии.
  • Ответы «да» по позициям 8, 12, 16, 20, 32 и «нет» по позициям 4, 24, 28, 36, 40 — о склонности к прямой физической агрессии.
  • За каждый из указанных ответов начисляется 1 балл.

Уровень несдержанности респондента = косвенная физическая агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная агрессия. Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов.

Выводы

Чем больше сумма набранных баллов, тем выше у данного человека склонность к агрессии. Сумма баллов за прямую и косвенную физическую агрессию, и прямую вербальную агрессию позволяет судить о несдержанности, если сумма 20 баллов и больше, или сдержанности (выдержке), если сумма 10 баллов и меньше.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены