РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методы и приёмы обучения и воспитания на уроках русского языка и литературы. Диагностика развития обучающегося

Литовкина Оксана Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №197
г.Новосибирск

В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребёнка. Подбираю дифференцированные задания с целью развития и слабых, и средних, и сильных учеников. К вопросу о дифференциации обращалась в своих работах М.Ю.Бухаркина (Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневой дифференциации в учебно-воспитательном процессе в средней школе. Статья: МТШ ОРТ, 1994. Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневого обучения. Статья. Иностранные языки в школе. //Научно-методический журнал, 2003 №3, 11-12.), Н.В. Алексеева (Методическая разработка: http://gigabaza.ru/doc/68021-pall.html), И.Н.Перова (http://perova.jimdo.com/методическая-работа/дидактические-материалы/).

Изучив опыт вышеуказанных коллег, которые используют в своей работе карточки 2-х и 3-х уровней сложности, я адаптировала и расширила эти идеи и разработала разноуровневые карточки, которые использую как контрольные и обучающие. Для сильных учащихся – карточки «А», для средних- «Б» и слабых- «В». Обучающие чаще всего дети получают в качестве домашнего задания. На них печатается фрагмент текста, критической статьи стихотворение (или стихотворения, если задание подразумевает сопоставление двух стихотворных текстов), и задания. Проверяется эта работа на уроке. В карточках повышенной сложности предлагается провести анализ текста, небольшое исследование. Они содержат минимальное количество наводящих вопросов. Например: «В предложенном эпизоде («Тарас Бульба» Н.В.Гоголя) проанализировать описание внешнего вида козаков и поляков и сделать вывод». В карточках пониженного уровня сложности предлагается просто воспроизвести информацию, предложен подробный алгоритм работы. Например: «Кто такой наказной атаман, кошевой, ляхи?»

Контрольные карточки использую после завершения изучения логически законченных частей. Они помогают определить, что ученик понял и запомнил, какие пробелы у него есть в изученных темах и выявить, почему учащийся не справился с заданием.

Каждая карточка структурно разбита на 2 блока. Первый блок содержит задания теоретического плана, т.е. задания, позволяющие проверить, насколько полно ученик может воспроизвести известную информацию.

Второй блок задания носят практический характер, т.е. по результатам выполнения этого блока заданий можно проверить, насколько учащийся понял и научился применять полученные знания. Например, при контроле после изучения темы «Частицы» теоретический блок заданий в зависимости от уровня сложности выглядит следующим образом:

  • «А» Частица- это… часть речи…
  • «Б» Частица- это… часть речи, которая вносит … или служит для…
  • «В» Частица- это… часть речи, которая вносит различные… или служит для образования… глагола.

Как видим, наблюдается градация усложнения задачи.

Есть и такой вариант, при котором предлагаются и не предлагаются ответы. Например, при проверке понятия о публицистическом стиле на вопрос «Какие языковые средства используются в публицистическом стиле?» разноуровневые карточки содержали такие варианты:

  • «А»______________
  • «Б» Подчеркнуть нужные и добавить неназванные.
  • «В» Выбрать из предложенных.

Задания карточек «А» могут включать дополнительные требования, например, обоснование своего ответа.

После контрольных работ составляю индивидуальные карточки «Исправляю свои ошибки» для корректировки знаний. Очень удобно одновременно вести мониторинг по пройденным темам. На каждого ученика заводится «Личная карта ученика» с перечнем всех изучаемых тем. В «результаты» вносятся обозначения, равные по значению «зачёт/незачёт» (+/-). Если на контрольном уроке ученик получил «-», добиваюсь из урока в урок, чтобы ребёнок получил «зачёт».

На уроках русского языка использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматривали режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и обсуждаем проблемы сохранения видового разнообразия.

Система домашних заданий продумываю таким образом, чтобы у детей была возможность их дозировать, выбирать, иметь творческий характер.

Контроль знаний - это компонент, необходимый для управления качеством образовательного процесса. Рациональное сочетание различных форм, методов, видов контроля - залог эффективности образовательного процесса. Для оценки деятельности обучающихся использую различные виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный. Для оценки знаний использую тесты, зачёты, диктанты, творческие и контрольные работы. После проведения письменной работы провожу работу над ошибками, организую работу с индивидуальными карточками «Исправляю свои ошибки», о которых было упомянуто выше.

При устном ответе приучаю детей к объективному самоанализу, который учит ребёнка видеть сильные и слабые стороны своего ответа. Также привлекаю учеников к оценке работы одноклассников, это обучает анализу, комментированию, быть терпимым к мнению других. Приучаю высказывания строить в корректной форме и сначала указывать положительные стороны работы.

Отслеживая результаты работы, довожу их до сведения обучающихся и их родителей. На основе этих результатов планирую дальнейшую индивидуальную работу. Но основная цель работы - не констатация отметки, а выявление объективного уровня обученности ребёнка. Если ученик при входящей диагностике допустил в диктанте 24 ошибки, а в конце учебного года 15- это тоже результат. Поэтому при оценивании знаний использую различные формы поощрений: похвала, благодарственная запись в дневнике за хорошую работу, сообщение всему классу об индивидуальных успехах, приведение в пример. Текущие отметки - повод для глубокой индивидуальной работы с каждым учеником.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены