РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Инновационные технологии в педагогике формирования личности

Для того чтобы начать разбираться в данной теме, вспомним о основополагающем понятии «Личность».

Личность - это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Говоря о всестороннем и гармоническом развитии личности мы имеем ввиду:

  • Физическое воспитание
  • Умственное воспитание
  • Техническое обучение
  • Нравственное воспитание
  • Эстетическое воспитание
  • Развитие творческих способностей
  • Производственный труд

ВАЖНО! Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia – согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться, одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.

В современной психолого-педагогической литературе последних лет довольно часто встречается понятие «инновация», «педагогические технологии», «технологии обучения» и т.п.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве

Педагогическая технология - определенная, научно-обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности педагога и обучающегося, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов

Инновационные технологии – это производство ( изобретение) нового для системы образования компонента.

Что же такое «инновационная образовательная технология»?

Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

  • усвоением максимального объема знаний;
  • максимальной творческой активностью;
  • широким спектром практических навыков и умений.

Инновационные педагогические технологии:

  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Личностно-ориентированные технологии
  • Технология портфолио
  • Технология обучения в сотрудничестве
  • Технология проектной деятельности
  • Технология здоровье сберегающего обучения и др

Как же можно применять данные технологии на практике?

Рассмотрим на примере работы детского хореографического ансамбля «Lantana dance», базирующегося в детском подростковом клубе «Жигер» Павлодарской области.

Опыт внедрения инновационных технологий был начат с личностно-ориентированной технологии. Для ее раскрытия было решено расширить информацию о каждом из воспитанников.

Кроме стандартных данных были внесены новые пункты и вопросы. Например:

  • занимается ли ваш ребенок в других кружках или секциях?- по которому можно судить о занятости, физических и умственных нагрузках ребенка;
  • какова цель посещения студии?; кто стал инициатором прихода ребенка на занятия? - помогли оценить заинтересованность ребенка в занятиях.
  • Такие вопросы, как: имеет ли ваш ребенок противопоказания для занятий хореографией?; наличие хронических заболеваний – помогли также в реализации здоровье сберегающей технологии.

Следующим шагом было проведение теста на определение типа темперамента в средней группе хореографического коллектива.

В тесте поочередно предлагается набор качеств личности (80 вопросов). Родителям предлагалось ответить положительно ("Да"), если качество проявляется у ребенка. В противном случае нужно было выбрать ответ "Нет". Результатом теста являлось процентное соотношение присутствующих типов темперамента.

В ходе теста было выявлено, что в составе группы 7 сангвиников, 2 холерика, 3 меланхолика и 4 флегматика. Для осуществления личностно-ориентированного подхода и реализации технологии обучения в сотрудничестве группу решено разделить на 4 подгруппы по 4 человека.

Распределение учеников по группам проводилось исходя из имеющегося состава ансамбля, индивидуальной психологической характеристики учеников (типа темперамента и личных волевых качеств) а так же уровня социальной сплоченности коллектива. Так для подгруппы №3 можно было бы предположить отставание в работе, в сравнении с другими в виду того, что в составе группы были 2 представителя более медлительного типа – флегматика и один сангвиник. Но в этой подгруппе была выбрана девочка, которая является явным лидером коллектива. Так же в группе было преобладание усидчивых флегматиков. Это позволило подгруппе 3 добиться хороших результатов и не отстать от остальных.

В практике широкое применение получила реализация использования информационно-коммуникативных технологий ИКТ на занятиях хореографического коллектива.В ходе исследования были открыты новые возможности применения этой технологии.

Настоящей находкой стало использование видео проектора для РАЗМИНКИ. Для этого был записан видео ролик с собственным исполнением упражнений разминки хореографом, при необходимости некоторые упражнения были исполнены в анфас и профиль. Во время разминки данное видео транслировалось на проекторе что давало педагогу возможность заострить внимание на корректировке исполнения упражнений воспитанниками, а не на их показе.

В средней группе ансамбля на уроках с применением ИКТ воспитанники занимались просмотром выступлений профессиональных ансамблей и обсуждение их с педагогом, в частности было уделено внимание просмотрю номеров народного танца гуцульской народности, так как в репертуаре этой группы хореографического коллектива есть гуцульский танец. Воспитанники остались под большим впечатлением. Также было уделено время для прослушивания тематических докладов.

Технология ПОРТФОЛИО также заинтересовала для внедрения в коллектив. Для начала решено было опробовать ее на собственном опыте и сделать личное портфолио

Кроме общей информации о себе в нем нашли отражение и новые критерии:

  • Результаты освоения воспитанниками программ по итогам мониторингов,
  • Выявление и развитие способностей обучающихся к творческой, научной (интеллектуальной) деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках;
  • Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и духовно-нравственного воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной.

Работа над портфолио была очень интересной, сейчас в разработке находится общее портфолио коллектива, а в следующем учебном году планируется работа с детьми по составлению личного портфолио для каждого воспитанника.

Ключевые аспекты работы инновационных педагогических технологий по формированию всесторонне развитой личности:

  • физическое воспитание: формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  • умственное воспитание: расширение кругозора, активизация познавательной деятельности, развитие внимания, памяти, быстроты реакции, смекалки;
  • техническое обучение: учат навыкам работы с различными новыми предметами и новым оборудованием;
  • нравственное и эстетическое воспитание: способствуют формированию нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитывают общению в коллективе, самостоятельности, силе воли, навыкам сотрудничества, коллективизма, приобщают к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды;
  • развитие творческих способностей: развивают речь, мышление, воображение и фантазию.

Изучив данный вопрос можно сделать вывод. Именно в искусстве хореографии происходит максимально разностороннее формирование личности ребенка. Анализ методики формирования всесторонне развитой личности ребенка в условиях хореографического коллектива свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью использования инновационных педагогических технологий в хореографии и недостаточно эффективным практическим их использованием. Мы рассмотрели в теоретическом и практическом плане аспекты учебно-воспитательной работы по применению инновационных технологий в хореографии.

Таким образом, внедрение этих инноваций в программу позволило:

  1. Повысить качество обучения.
  2. Расширить рамки образовательных результатов.
  3. Исполнение хореографических номеров сделать более качественными.
  4. Улучшить процесс самостоятельной творческой деятельности ребенка.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены