РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Развитие лексического навыка

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя. Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком я уделяю серьёзное внимание работе над лексикой.

Это вполне объяснимо по ряду причин:

  1. От степени владения лексикой зависит содержательная сторона речи;
  2. Усвоение лексического материала является базой(основой), важным компонентом для таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение и говорение;
  3. Базовый словарный запас позволяет записать необходимую информацию на занятии или прочитать статью на иностранном языке в интернете. Этот аспект важен для студентов неязыковых вузов;
  4. Активный лексический навык предусматривает умение владеть речевыми оборотами для правильного перевода и предъявления материала.

Для более эффективного усвоения лексического материала я применяю такое упражнение, как “Let’s guess!”. Лексические единицы (слова и выражения), изученные на предыдущем уроке, необходимо объяснить таким образом, чтобы студенты могли догадаться, какое слово или выражение было задумано. Этот метод позволяет не только запоминать лексику, но и запоминать на основе эмоционального отклика.

В 70-е годы XX-го века немецкий ученый и журналист Себастьян Лейтнер предложил практический метод для выучивания слов (а в нашем случае речь идет об иностранной лексике) с меньшими усилиями, чем традиционный метод – метод простого повторения флэш-карточек, перебирая постоянно одну за другой.

Достоинство метода

Итак, согласно системе Лейтнера, вы повторяете чаще именно те слова, которые запомнить труднее, что позволяет вам экономить время на словах, которые запоминаются хорошо. В результате происходит сокращение времени, затрачиваемого на обучение. Я немного адаптировала метода Лейтнера. Карточки подобраны таким образом, что есть более сложные для перевода и употребления в речи. А есть менее сложные, чаще употребляемые в речи. Здесь, как раз, работает и метод лично- ориентированного подхода. В основном это карточки с фразовыми глаголами, важными фразами из текстов.

Просмотр видео роликов на уроке, предварительно отработав необходимую лексику, чтобы облегчить процесс прослушивания. Лексика предъявляется заранее, чтобы поработать над их значением и попросить студентов работать в парах и составить возможный сценарий содержания прослушивания. Что касается списков словарного запаса, учащиеся пытаются указать те части видео, где использовались эти слова, сколько раз они использовались, и заново рассказать историю, используя данные ранее словосочетания и т д.
Одним из ресурсов, обучающих программ, являются электронные учебники. Так как я работаю по учебникам издательства “Longman”, то еще одним преимуществом в эффективном изучении лексики, проработки, например, в контексте грамматики, очень хорошо разработан. Упражнения подбираются таким образом, что, изучив урок, вы легко запоминаете лексику, отработав ее в разных вариантах. Развивая речевую способность к (монологическая речь, парная работа) выражению своих идей, концепций, мнения. Проработав лексику, прослушивая интервью, отвечая на вопросы, вовлекаясь в учебную игру, где необходимо догадаться о значении слова или фразового глагола, студент получает мотивацию для дальнейшего совершенствования своих навыков.

Области, требующие особого внимания

Навыки правильного употребления слова в контексте с учетом его многозначности, синонимии, антонимии, омонимии, лексической сочетаемости грамматики слова, его стилистической окраски.

Техника запоминания слов

  • восстановление (письменные упражнения)
  • распределенная практика (не все сразу)
  • индивидуализация темпа изучения (learning styles)
  • use it or lose it (организация работы с лексикой в самых разнообразных вариантах)
  • задания с увеличением глубины познания (matching – making sentences)
  • персонализация
  • визуализация (свои лучше взятых на прокат)
  • мнемоника (техника ключевого слова)
  • мотивация
  • запоминание на основе эмоционального отклика (swear words)

Информационные ресурсы

  1. Бакина О.Н. https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-6898
  2. Коновалов С. Ю. https://infourok.ru/referat-priyomi-usvoeniya-leksiki-na-urokah-angliyskogo-yazika-2742969.html
  3. Каширцева О Н. Презентация «Основы преподавания иностранного языка».
  4. Языков М.Д. https://school-science.ru/8/3/41764
  5. Harmer J, 2007 Practice of English teaching language.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены