РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Изучение лексики русского языка в начальной школе

Лексика — совокупность слов того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

Наряду с этим, понятие «лексикология» включает в себя учение об устойчивых словосочетаниях(фразеологизмах), учение о словарях(лексикология).

Основными задачами лексикологии и фразеологии является:

  1. Семасиологическая характеристика слов и оборотов;
  2. Определение лексических и фразеологических единиц, а также их различительных признаков;
  3. Описание фразеологических единиц в сопоставлении со словом и свободным словосочетанием;
  4. Анализ закономерностей отношений слов и оборотов с другими словами и так далее.

Фразеология тесно связана с лексикологией, в которой рассматриваются лексически неделимые, несвободные сочетания слов во всем многообразии их системных связей. Таким образом, лексикология и фразеология являются учением о словарном составе русского языка.

Слово является основной единицей специального отдела науки о языке — лексикологии. В лексикологии слово изучается не только само по себе, но и в определенной связи с другими словами, образующими систему лексических единиц.

Признаки, свойственные большинству лексических единиц :

  1. Его отдельность и непроницаемость;
  2. Идиоматичность;
  3. Фонетическая оформленность;
  4. Фразеологичность.

Как уже упоминалось, слово — единица с многообразными характерными признаками и разнообразными языковыми связями, т. е. оно соотносится с разными уровнями языка:

  • Фонетическим, или фонематическим, поскольку оформлено с помощью звуков.
  • Морфологическим, ибо по своим категориально-семантическим признакам слова образуют определенные системные группы, например слова с предметным значением входят в состав имен существительных, слова со значением действия или состояния — в состав глаголов и так далее;
  • Синтаксический, потому что слова реализуют свои семантические способности в сочетании с другими словами, то есть в предложениях, предложениях и более сложных синтаксических конструкциях.

Фразеологизм — основная единица современной фразеологический системы, единица многоаспектная, трудновыделяемая из общего числа слов, а тем более словосочетаний, и поэтому трудноопределяемая.

В отличие от слова с его постоянной цельнооформленностью и одноударностью фразеологизм характеризуется лексической и акцентологической раздельноофрмленностью.

Программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внутренней структуры.

Лексическая синонимия — феномен семантический, поскольку более существенным её признаком будет близость или тождество значения. Именно этот признак позволят говорить о нейтрализации значений слов-синонимов, то есть.

Синонимы могут различаться:

  1. оттенками лексического значения;
  2. эмоционально-экспрессивной окраской;
  3. стилистической принадлежностью;
  4. степенью употребительности;
  5. сочетаемостью с другими словами.

В начальной школе теоретические знания о синонимах не даются, но практическая работа с синонимами, наблюдения за ними формируют у учащихся понятия о синонимах.

Порядок практических упражнений с синонимами складывается следующим образом:

  1. нахождение синонимов в изучаемых текстах, объяснение значений, нахождение различий между словами-синонимами
  2. подбор; синонимов, который могут быть заменой данному слову, выяснение оттенков значений;
  3. специальные упражнения с синонимами;
  4. использование синонимов в связной речи;

Лексические антонимы — соотносительное противопоставление двух и более слов, противоположных по самому и общему и наиболее существенному для их значения семантическому признаку; слова с противоположным значением.

Активизация словаря.

Активный, то есть применяемый в собственной речи, лексика человека всегда более ограниченна. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный. Роль словарной работы состоит в том, чтобы активизировать наибольшее количество усваиваемых слов, обучить верно их применять.

Формы активизации словаря:

  1. Составление предложения с заданным словом или словами.
  2. Составление словосочетаний с нужными словами.
  3. Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала

Активизация словаря — это одна из важнейших линий словарной работы на уроках русского языка, в следствии этого учитель должен предусматривать специальные задания по активизации систематически, ежеурочно, делая упор на читаемые тексты, на наблюдения, на те слова, с которыми проводилась работа по углублению их понимания.

Словосочетание — это лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли, а формирующее расчлененное обозначение единого понятия.

В речевой практике словосочетание, как правило, применяется не автономно, а в предложении. Из готового предложения не ясно, как появлялось, как создавалось это предложение.

«Модели» фраз усваиваются человеком в детстве. Упражнения в выделении, составлении и применении словосочетаний развивают речь школьников, увеличивают её культуру.В словосочетании закрепляются классические связи между словами, так называемая сочетаемость слов.

В работе над словосочетаниями обращается внимание на две стороны: грамматическую структуру и семантику словосочетания, выражающего то или иное значение. Работа над смыслом фраз заключается в их соотношении с реальными объектами, явлениями. Для этого применяются наблюдения, фотографии и воспоминания учащихся.

Типы упражнений со словосочетаниями:

  1. Постановка вопросов к подчиненным словам в предложении, выяснение связей между словами.
  2. Схематическое изображение связей между словами в предложении.
  3. Объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний.
  4. Составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте или в процессе работы, помогает более глубоко понять значение слов и готовит учащихся к их употреблению в речи.
  5. Усвоение оборотов речи.
  6. Одно из главных упражнений — составление словосочетаний с изучением частей речи.

Развивать речь детей — значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Развитие речи в школьной практике осуществляется по трём направлениям: словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.

Каждый день дети учат новые слова, уточняют, углубляют понимание значения слов, с которыми они сталкивались ранее, и используют слова на своей речи (активизируют их). Новые слова включаются в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Конечно, семантическая работа имеет огромное значение для развития языка: наблюдение за значениями слов, уточнение значений и их оттенков.

Одной из основных задач при изучении частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.

Для более успешного решения этой задачи программа рекомендует в процессе изучения частей речи проводить работу над синонимами, антонимами (без терминов), познакомить учащихся с многозначностью слов, употреблением слова в прямом и переносном смысле. В этом случае необходимым условием является связь обучения с жизненным опытом студентов, с тем, что они видят непосредственно вокруг себя, слушают по радио и учатся по книгам.

Словарный запас детей младшего школьного возраста по-прежнему ограничен, особенно в том, что касается межличностных отношений. Изучение слов этой группы имеет большое значение в разработке надлежащих норм поведения. По мнению психологов, главная причина отсутствия моральных представлений и уровня их общности заключается в том, что эта тематическая группа ассимилируется учениками спонтанно, эмпирически, без руководства учителя.

Выбор этих слов в особой группе в процессе обучения обусловлен рядом лингвистических, методологических, дидактических и психологических причин. Изучение словарного запаса человеческих отношений даст студентам лучшее знание языка, облегчит овладение грамматическими понятиями, окажет благотворное влияние на обучение навыкам правописания, повысит интерес к языковым урокам и позволит детям формировать моральные идеи.

С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой можно использовать задания следующего характера:

  1. узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;
  2. подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;
  3. подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;
  4. работа над прямым и переносным значением слов:
  5. употребление речевых оборотов;
  6. работа с пословицами и поговорками;
  7. работа со словарями;
  8. выполнение различных видов творческих работ.

Эти задачи должны быть комплексными, чтобы ребенок одновременно мог видеть, думать, сравнивать и рассуждать.

Вы должны ввести словарь таким образом. Не нарушать логику образовательного процесса в целом, логику построения учебника. Для этого вы можете предложить учащимся дополнительные задания для упражнений или уделять 8-10 минут, чтобы провести минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока, согласно плану учителя.

В ближайшем будущем лексический фрагмент русского урока со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей должна стать необходимостью.

Эта позиция определяется «Требованиями к уровню подготовки выпускников начальных классов» Российской модельной программы, которые определяют задачу обучения младших школьников «сравнивать, различать словари, справочники» и использовать их. С учетом этой задачи все авторские программы, включая обязательные навыки русского языка, указывают на работу со словарями, а пособия по учебникам включают в себя различные типы вспомогательных словарей. Большинство учебников предлагают упражнения, в которых есть задания для работы со словарями. Все это предполагает методическую подготовку учителя к развитию у младших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями.

Прежде всего для этой системы необходимо определить перечень умений, которые являются составными действиями (операциями) сложного умения пользоваться словарями.

I. Элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями:

  1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников.
  2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.
  3. Определять единицу описания по названию словаря.
  4. Работать с алфавитным словоуказателем.
  5. Составлять и запоминать план структуры словаря.
  6. Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.
  7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.
  8. Использовать при работе со словарями чтение-просмотр и чтение-поиск.

II. Умения более сложного характера, базовые для умения пользоваться словарями:

  1. Использовать при работе со словарями разные виды избирательного чтения.
  2. Знать структурные элементы словаря.
  3. Знать различные типы словарей.
  4. Уметь сравнивать словари одного типа, находить сходство и отличия.
  5. Пользоваться планами обобщенного характера в работе с разными словарями, в соответствии с ними готовить рассказ о словаре.
  6. Овладеть умением работать с орфографическим словарем при организации самоконтроля и взаимопроверки творческой работы по развитию речи (изложения, сочинения).
  7. Уметь работать с несколькими словарями в связи с редактированием текстов творческих работ по развитию речи (изложений, сочинений).

III. Овладение умениями, обладающими свойствами широкого переноса:

  1. Самостоятельно составить представление о структуре словаря.
  2. Самостоятельно составить представление о каждом структурном элементе словаря.
  3. Самостоятельно составить представление о структуре словарной статьи.
  4. Самостоятельно составить представление об особенностях нового словаря.
  5. Самостоятельно составить план обобщенного характера (алгоритмическое предписание) для использования вновь вводимых в учебный процесс лингвистических словарей.
  6. Переносить умения пользоваться словарями русского языка на самостоятельную работу с энциклопедическими словарями по другим предметам.
  7. Применять умение пользоваться словарями в работе по самообразованию.

Эффективным инструментом организации развития общеобразовательных навыков, в том числе умения пользоваться словарями, являются обобщенные планы деятельности. Они, как подтверждают исследования, позволяют учителю осуществлять самоконтроль над полнотой и логикой представления соответствующего учебного материала и более объективный и целенаправленный контроль за усвоением знаний учащихся.

Мы подчеркиваем, что способность работать с текстом словарной записи для конкретного словаря или справочника сложна по составу, включает в себя ряд навыков, связанных с различными аспектами овладения знаниями об единице описания, которую представляет заголовочное слово словаря. Система обучения должна обеспечивать овладение предметной и процедурной сторонами каждого из действий, осознание их места и значения в системе действий для умения пользоваться словарями. Решением этой проблемы является специальный набор упражнений, который позволит ученикам начальной школы самостоятельно определить учебное задание, то есть выделить навык (действие) для работы. Учебники предлагают такие упражнения, и задача учителя состоит в том, чтобы использовать их для работы в классе.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в начальной школе лексикология изучается в более узком смысле, то есть как словарная система языка. Однако некоторая информация о стабильных словарях и словарях (толковый словарь, иностранный словарь, языковой словарь) содержится в школьном словаре.

Лексика как раздел науки о языке в начальной школе является как образовательным, так и познавательным (знакомство учащихся с лексической системой русского языка), а также с нормативными и практическими аспектами (обучение их умению использовать разные лексические слои в различных ситуациях общения, а также пополнение словарного запаса студентов) изучает различные лексико-семантические группы слов).

Несмотря на то, что словарная работа и изучение словарного запаса имеют один и тот же объект - слово, на занятиях по лексике слово изучается как единица лексической системы и задача обогащения словаря, хотя и не является ведущей, В то время как для словарной работы это основная задача. Однако следует иметь в виду, что расширение словарного запаса учащихся происходит гораздо интенсивнее, если эта работа основана на знаниях, приобретенных в процессе изучения словарного запаса. В связи с этим при изучении словарного запаса необходимо учитывать указанное различие между методологией преподавания словарного запаса и методологией словарной работы, которая тесно связана с методикой словарного запаса.

Лексика, являющаяся самостоятельным разделом курса русского языка, напрямую связана с другими разделами, в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначающие явления объективной реальности и имеющие лексическое значение, в то же время относятся к той или иной лексической и грамматической категории. Поэтому знание значений слов важно не только для расширения словаря, но и для усвоения морфологических и синтаксических понятий, поскольку каждая грамматическая категория представляет собой единство лексической и грамматической сторон. Работа над усвоением лексики формирует у школьников умения и навыки пользоваться различными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, фразеологическим словарем и др. Это имеет большое практическое значение.

Список литературы.

  1. Бобровская Г.В. «Обогащение словаря младших школьников» / Г.В. Бобровская// Начальная школа. – 2002-№:6.- С.76- 80
  2. Бобровская Г.В. «Активизация словаря младших школьников»/ Г.В.Бобровская // Начальная школа. – 2003- № 4- С.47- 52.
  3. Виноградов В. В. «Русский язык (Грамматическое учение о слове)». М,1972-318с.
  4. М.Р Львов, Т. Г. Рамзаева, Н.Н.Светловекая «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 1979. — 431 с.,
  5. Лаврова Н.М. «Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями»./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после. - 2005. - № 5. – С.35- 40.
  6. Лёвушкина О.Н. «Развитие лингвистического мышления младших школьников с помощью элементов этимологического анализа». — 1999. — № 2-3. — С. 45-52;
  7. Левушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа.- 2001 - №5 – С.47- 52.
  8. Шанский Н. М. «Лексикология современного русского языка». - . М.: Просвещение, 1972, 344с.
  9. Н.А. Линк «Этимология и формирование языковой компетенции младшего школьника».
  10. М.И. Фомина «Современный русский язык. Лексикология» — М.: Высш. шк., 1990. —415 с.
  11. Оконь В. «Основы проблемного обучения». М., 1968 - 168с.
  12. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./ Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после .- 2003. -№3. – С.57-59.
  13. Левушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа.- 2001 - №5 – С.47- 52.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» —— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены