РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эффективные технологии поддержки одаренных детей в народной студии эстрадного пения «ГЛАС»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Городской дворец детского и юношеского творчества им.В.Г.Джарты города Макеевки»

Руководитель НСЭП «Глас»
Рыбалко А.В.

Одарённость – генетически обусловленный
компонент способностей, развивающийся в
соответствующей деятельности или
деградирующий при ее отсутствии
К. К. Платонов

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети — это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Здесь можно уверенно сказать, что яркие, талантливые и самобытные дети видны сразу. Опытный педагог сможет его отличить из множества детей. Но, и тем не менее, не всегда хватает одного прослушивания, чтобы понять, что ребенок музыкально одарен и в чем именно проявляются его яркие стороны.

В Народную студию эстрадного пения «Глас» приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети отличаются более высокими, по сравнению с большинством, творческими способностями и вокальными возможностями их проявления; имеют активную, познавательную потребность. Так же, для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Внешнее проявление вокального творчества многообразно. Оно выражается в более быстром усвоении нового музыкального материала, в любознательности ребенка, его исследовательской активности на занятиях, ранней увлеченностью каким-либо из направлений в вокальном искусстве, например, джазом. Такие дети довольно быстро осваивают сложные вокальные произведения, наполненные мелизмами и пассажами. Помимо этого, такие дети имеют гармонический слух, что позволяет им легко исполнять партии вторых и третьих голосов. И делают это мастерски и с удовольствием. Кроме этого, одаренные дети легко могут импровизировать и сочинять «подголоски» к основной вокальной партии.

В образовательном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Организация работы с одаренными детьми

Работа по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей в НСЭП «Глас» осуществляется поэтапно:

  1. Выявление одаренных детей;
  2. Создание условий для проявления их способностей.
  3. Развитие творческих способностей на занятиях.

На первом этапе педагог проводит диагностику способностей и потенциальных возможностей детей: наблюдение за обучающимися во время занятий, изучение его «школьной и домашней истории». Здесь важно заметить и отметить ребенка.

На втором этапе работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои способности в конкретной сфере деятельности, предоставить ему возможность демонстрировать свои достижения сначала на уровне кружка, построить индивидуальный маршрут работы с таким ребенком.

На третьем этапе мы помогаем и способствуем развитию способностей такого ребенка через участие его в конкурсах и фестивалях различных уровней. Методы стимулирования и поддержания интереса ребенка это различного рода поощрение, награждение по итогам участия в мероприятиях или учебного года.

Особое значение в работе с одаренными детьми в студии имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах обучающихся, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования. Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы, фестивали различных уровней, творческие отчеты, процедуру итоговой и промежуточной аттестации.

Залог успеха в работе с одаренными детьми неразрывно связан с методами обучения, так как они ведут к достижению намеченных целей. Мы выделили наиболее эффективные методы для работы с обучающимися:

  • метод организации учебно-познавательной деятельности. На начальном этапе обучения, внедряем в педагогическую практику объяснительно-иллюстративный метод, метод наглядности. Для этого используются аудио и видеоматериалы для зрительного восприятия преподаваемого музыкального материала, помогающего увидеть обучающимся конечный результат, который наступит при успешном освоении данной конкретной темы. Выполняются практические задания по исполнению вокальных упражнений.
  • фонетический метод помогает бороться с вялостью артикуляционного аппарата, активизирует работу гортани и органов дыхания.
  • проблемно-поисковый метод, когда перед детьми ставится проблемная ситуация. Обучающиеся путем самостоятельных размышлений могут неоднократно повторять отдельные «трудные» места в произведении; упражнения-задания: ритмические рисунки в размерах 2/4, 3/4, 4/4, дуоли, триоли, квартоли; упражнения в последовательном чередовании – исполнение песен вслух и «про себя» и находить правильное решение.
  • метод импровизации и сценического движения. Такой метод помогает развивать умение держаться и двигаться на сцене, умение исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями.
  • метод мысленного пения (И.М.Сеченов), который активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания, учит внутренней сосредоточенности в разучиваемом произведении, предохраняет голос от переутомления. Особенно это полезно перед выступлением.
  • метод эмоционального тренинга (П.И.Сикур). Этот метод развивает воображение и способность запоминать различные эмоциональные состояния, чтобы затем с помощью фантазии, оживлять их и включать в творческий процесс. Обучающиеся тренируются произносить текст и петь музыкальные фразы с различным эмоциональным подтекстом (радости, горя, раздражительности и т.п.). Используются различные упражнения (пение распевов на гласные, слоги, пение отдельных мелодических фраз из знакомых произведений с различным эмоциональным подтекстом).

В процессе реализации работы с одаренными детьми мы используем инновационный подход к обучению и воспитанию. Применяем нетрадиционные формы занятий: занятие-путешествие «На волшебном самолете», «Утро в деревне», музыкальный твистер, просмотр видеоматериалов выступлений детей на международных, всероссийских музыкальных конкурсах («Евровидение», «Голос», «Новая волна»), музыкантов, анализ увиденного и услышанного. При проведении таких занятий применяются инновационные технологии: индивидуально-дифференцированного обучения, здоровьесберегающие, игровые, музыкальная рефлексия.

Технология индивидуально-дифференцированного обучения помогает учитывать особенности каждого одаренного ребенка и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала. Индивидуальный подход к обучающимся предполагает соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала их индивидуальным возможностям и способностям.

Применение в педагогическом опыте здоровьесберегающих технологий позволяет укрепить певческое дыхание, артикуляционный аппарат, снять зажатость, эмоциональное напряжение, активизировать работу речевого аппарата. Для этого проводятся различные виды упражнений: дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой, артикуляционная гимнастика В.Емельянова, игры-упражнения для глаз, пальцев, лица («Нарисуй мажорное настроение», «Речевой портрет»).

Игровая технология применяется в работе с обучающимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий, она помогает детям тренировать память и интуицию; развивает логическое и образное мышление; учит создавать творческий продукт - образ в игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве. Но главная цель - развитие художественных способностей.

Используются такие игровые технологии:

  • музыкально-дидактические игры
  • упражнения в игровой форме «Самолет»
  • «Зеркало»
  • «Повтори в ладоши»
  • «Эхо»
  • вокальная импровизация
  • упражнения на умение владеть своим лицом и телом - мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость».

Исполнение упражнений сопровождается выразительностью, мимикой, жестами, которые помогут развить сценическое движение и сценическую речь, раскрыть в детях творческое воображение, фантазию. Простые игры с микрофоном помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон. Тембр голоса звучащий в микрофон несколько иной. А управляя рукой с микрофоном, позволяет проследить громкость звука, помогает фиксировать руку на нужном расстоянии у рта.

Важнейшая часть творческой работы народной студии эстрадного пения «Глас» – концертно-исполнительская деятельность. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Обучающиеся успешно выступают на концертах, конкурсах различного уровня, интернет-конкурсах и благодаря своему профессиональному вокальному и сценическому мастерству, они являются победителями, дипломантами, лауреатами.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены