РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интеграция дополнительного и общего образования.

Интеграция дополнительного и общего образования.
Вывод по результатам своей работы.

Автор: учитель технологии
МОУ СОШ №5 Комсомольска-на-Амуре
Бобрович Виталий Иосифович


Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Анализируя задачи модернизации образования в России, можно сказать, что его качество будет зависеть от возможностей общества представить ребенку спектр образовательных услуг. При этом качество этих услуг будет определяться вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования муниципального округа. В решении проблемы расширения образовательных услуг особое место может занять дополнительное образование детей, которое в последний период реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей, но и в образовательных учреждениях.

Дополнительное образование – неотъемлемый компонент любого образовательного учреждения. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Взаимодополняя друг друга они должны создать целостное образовательное пространство: интегрированное, комплексное, создающее возможность для полноценного развития ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии детской одаренности. Об уровне одаренности можно судить уже в детстве по интересам и склонностям. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознаны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели и широте интересов. Им многое удается, многое по душе и поэтому хочется попробовать себя в разных сферах. Но природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей обучающихся, требующей как самостоятельной работы, так и работы в коллективе.

Проблема интеграции дополнительного и общего образования решается при проведении занятий дополнительного образования в школе № 5 Комсомольска-на-Амуре «Мастер-класс по изготовлению корпусной мебели» (занятия посещают учащиеся 8 – 10-х классов).

Одним из важнейших факторов позволяющих интегрировать является то, что учащиеся самостоятельно мотивированны на посещение и обучение на занятиях дополнительного образования. При личной мотивации к обучению у учащихся могут проявляться те качества, которые не раскрыты или не полностью раскрыты в ходе получения знаний в общеобразовательной школе. Те, кто в рамках обучения в рамках общеобразовательной школы был стереотипно отнесен в разряд неуспевающих, могут, и действительно это делают, проявить себя как одаренные учащиеся. Тот же кто, и в процессе изучения предметов общеобразовательного цикла проявил себя, как одаренный, талантливый и интересующийся ребенок имеет возможность получить развитие своих талантов и стремлений в получении знаний опыта и удовлетворении своих познавательных потребностей.

На примере некоторых учеников можно проследить логическую взаимосвязь между результатами получения знаний и навыков на занятиях в «Мастер-классе» и обучении в общеобразовательной школе.

Занятия «Мастер-класс по изготовлению корпусной мебели» являются по своей сути дополнением и более углубленным не только практическим, но и теоретическим к предмету общеобразовательной школы «Технология».

По программе «Технология» в учебное время отводятся часы на проектную деятельность. Однако, при работе в рамках учебного процесса имеются трудности при работе с учащимися, относящимися к категории неуспевающих. Работа носит назидательный характер. Но так как учитель технологии он, же педагог дополнительного образования, то и элементы проектной деятельности имеет смысл вносить в процесс дополнительного образования «Мастер-класс».

При занятиях на «Мастер-классе» был применен (и применяется до сих пор) такой педагогический инструмент, как мини-проект. Отличительной чертой мини-проекта от проекта является его объем, а именно более «сжатая» форма. На второй год после начала работы с мини-проектами учащиеся, относящиеся к категории «слабоуспевающие» достигли уровня позволяющего принять участие в научно-практической конференции школьного научного общества. Явилось это следствием личной мотивации при занятиях на «Мастер-классе» и переходе мотивации и на отношение к учебе в рамках общеобразовательной школы.

Так же одной из причин успехов в учебе учащихся явилось наличие и неоспоримое проявление межпредметных связей между различными предметами общеобразовательной школы.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то празвитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены