РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование краеведческих математических задач города Астрахани и Астраханской области на уроках математики в 5-6 классах

Использование краеведческих математических задач города Астрахани и Астраханской области на уроках математики в 5-6 классах

Автор: учитель математики 
МБОУ «Краснобаррикадная СОШ» 
Андреева Алевтина Михайловна 

«Предмет математики настолько 
серьезен, что полезно не упускать 
случая, сделать его немного занимательным»
Блез Паскаль 

Основная задача современного образования заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний и умений учащихся, а также обеспечить развитие и саморазвитие личности каждого ученика в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих.

Около двух тысяч уроков математики за школьные годы «отсиживают» многие школьники. И если эти уроки не были интересными, не были уроками познания и развития, то можно сказать, что они принесли вред каждой личности. Особенно остро стоит проблема привития интереса к математике для учащихся 5-6 классов, так как при переходе в среднюю школу сразу значительно осложняется учебная работа подростков: вместо одного учителя появляется 8-10 новых. У каждого учителя своя манера объяснения и опроса, неодинаковые требования и отношение к учащимся, которых учителя к тому же сначала не знают. Процесс приспособления к новым и разным требованиям учителей, как правило, проходит трудно для класса в целом и особенно для учащихся со скрытыми и явными недостатками в учебной деятельности. В этом возрасте отношение учеников к учебному предмету прежде всего зависит от их отношения к учителю и получаемых отметок. Многим учащимся нравится то, что дается легко и приносит успех. Наряду с этим все больше привлекает содержание, которое требует интеллектуальной активности, самостоятельного действия, расширяет кругозор, вызывает интерес.

Для привития интереса учащихся к математике, развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся. Таким средством для учащихся 5-6 классов может стать изучение на уроках математики родного края, которое осуществляется через задачи, содержащие краеведческий материал.

Математика и краеведение. На первый взгляд, у них нет ничего общего. Математика является неотъемлемой и значимой частью человеческой культуры, источником познания окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности.

В настоящее время четко стоит задача формирования у детей чувства любви к своей малой родине, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут, развития умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории. Достижение этой цели средством одного только предметов «Окружающий мир», «Биология» или бесед на классных часах невозможно, оно должно осуществляться на межпредметной основе.
Известно, что лучше усваивается тот материал, который вызывает непосредственный интерес и любознательность ребенка. Из-за теоретической «сухости и трудности» у многих школьников возникает пренебрежительное отношение к изучению математики. 

Желание заинтересовать школьников в процессе обучения математики, любовь к своему городу и гордость за своих предков подтолкнули меня к использованию в обучении краеведческих задач. Для этого я использую как задачи, представленные в сборнике «Фольклорные и краеведческие математические задачи народов России» под общей редакцией Н.И.Мерлиной, так и собственные задачи. Задачи составлены в соответствии с программой, охватывают все основные темы курса математики 5, 6 классов и позволяют организовать работу с учащимися, имеющими разные уровни математической подготовки. Задачи составлены таким образом, что кроме математического содержания, в них присутствуют и сведения познавательного характера.

Материал, предложенный в задачах, очень разнообразен, - это задачи, позволяющие получить разностороннее представление об Астраханском крае: о его географическом положении, климате, природных и полезных ископаемых, растительном и животном мире, экологических проблемах, народонаселении, хозяйстве.

Хочу привести примеры некоторых задач.

Задача: Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте:

Астраханская область расположена на крайнем юго-востоке европейской части России и занимает территорию в сорок четыре тысячи сто квадратных километров. Область является пограничным регионом: общая протяженность сухопутной границы составляет одну тысячу восемьсот десять километров, в том числе протяженность морской береговой линии – двести девяносто восемь километров. По суше граничит с Республикой Казахстан, по морю – с Азербайджанской Республикой, Республикой Туркменистан, Исламской Республикой Иран. В Российской Федерации соседями астраханцев являются Волгоградская область и Калмыкия.
Задача: Астраханская область расположена на крайнем юго-востоке европейской части России и занимает территорию 44 тыс. км2. Общая площадь города Астрахани около 500 км2. Определите, во сколько раз площадь Астрахани меньше площади Астраханской области.

Особое место занимают задачи с историческим содержанием. Использование местного исторического материала в учебных целях обостряет внимание школьников к фактам и явлениям действительности, помогает выработке собственных убеждений. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью, заставляет более внимательно относиться к тому, что их окружает.

Вот примеры таких задач:

Задача: Каменный Астраханский кремль был построен в конце ХVI века. Постепенно, как и большинство русских городов, Астрахань расширялась слободами. За стенами кремля с восточной стороны сложился посад, получивший название Белый город (1631 год). В плане немецкого путешественника Адама Олеария Белый город представлял собой пятиугольник, площадь которого в 3 раза превышала территорию кремля. Найдите площадь Белого города и Астраханского Кремля, если площадь Белого города на 22 га больше площади Астраханского кремля.

Задача: Высота соборной колокольни Астраханского кремля на 5 м больше, чем высота Успенского собора. Найдите высоту Соборной колокольни и высоту Успенского собора, если их общая высота равна 155 м.
Эти задачи могут использоваться как средство учебно-познавательной деятельности по овладению математическими знаниями. При таком подходе усвоение предметного содержания происходит в единстве с творческой деятельностью по извлечению научной информации в ходе целенаправленного интеллектуального труда по составлению и решению творческих задач, накопленных в истории родного края.

На мой взгляд, именно такой подход к методике обучения математике, как результату совместного творчества учителя и ученика, формирует основы интеллектуального труда – способность выполнять теоретические исследования в области изучения математики, составлять широкий круг математических задач.

Среди всех школьных дисциплин математика занимает особое место. Её не случайно называют гимнастикой ума. Математика учит думать, учит правильно, логически последовательно рассуждать. А это значит – не только решать примеры и доказывать теоремы, но и, в более широком смысле, правильно ставить задачи и принимать верные решения, просчитывая их близкие и отдалённые последствия.

Настоящее, хорошее математическое образование ценно ещё и тем, что оно сопряжено с воспитанием личности, с развитием в человеке таких важных свойств, как целеустремлённость, интеллектуальная честность, воля, стремление к творчеству и эстетическому совершенству.

В условиях информационного общества, в условиях экономики, основанной на знаниях, роль математики неизмеримо возрастает. Соответственно увеличивается ответственность учителя, на плечи которого возлагается непростая задача. Как обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полную меру, как готовить умных, знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых? Я знаю, что это нелегко. Как говорил Лев Толстой, «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Настоящий учитель математики не боится трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к поставленной цели.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены