РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая диагностика планируемых результатов

Как должен быть построен процесс обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников?

Принципиальным основанием такого процесса должна быть педагогическая диагностика.

Что такое педагогическая диагностика?

Это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

  • определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
  • выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
  • установить уровень овладения учебной деятельностью;
  • оценить изменения, происходящие в развитии учащихся. Диагностика успешности обучения - обязательное условие работы учителя сегодня.
  • с учетом изменившихся приоритетных целей начального образования важно еще раз осмыслить, с какой целью, что и как необходимо контролировать и оценивать в начальной школе;
  • необходимо сместить акценты с контроля соответствия знаний, умений, навыков учащихся на контроль индивидуальной динамики продвижения каждого ученика;
  • контроль должен быть совместной деятельностью учителя и ученика, учащиеся должны быть полноправными субъектами контролирующей деятельности. Одним из проявлений такой деятельности должно быть самооценивание продвижения по предмету;
  • необходимо существенно усилить диагностическую функцию контроля, использовать результаты контроля как основу дифференцированной работы по предмету.

Педагогическая диагностика:

  • позволяет определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
  • выявить характер трудностей ученика и установить их причины; - позволяет оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Виды заданий в диагностических работах:

  • задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика),
  • задания с кратким ответом,
  • задания на классификацию,
  • задания на установление соответствия.

Диагностика итоговой комплексной работы в 1 классе

Диагностическая методика «Мое учение»

Цель: выявить затруднения учащихся в изучении учебных предметов.

Предлагаю учащимся ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или дописав предложение.

1. Учиться в школе мне:

а) интересно; б) не интересно; в) не знаю.

2. Я хожу в школу, потому что:

а) мне нужны знания; б) люблю общаться с друзьями; в) это требование родителей.

3. Мои любимые предметы:___________________________________

4. Я испытываю затруднения в учении, потому что:_______________

5. Если бы я был учителем, то помог бы учащимся в следующем:

«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях» - сказал К.Д.Ушинский

Методика «Репка, или какие качества я в себе вырастил»
(изучение воспитанности учащихся)

Цель: определить изменения, произошедшие в личности ребенка в течение учебного года.

I. Учащимся необходимо ответить на вопросы и отметить, какие качества у него появились (поставить рядом с цифрой знак «+»), а какие исчезли и стали хуже (поставить знак «-»).

1. Физическая сила и выносливость.
2. Умственная работоспособность.
3. Сила воли.
4. Выдержка, терпение, упорство.
5. Ум, сообразительность.
6. Память.
7. Объем знаний.
8. Внимание и наблюдательность.
9. Критичность.
10. Целеустремленность.
11. Умение планировать работу.
12. Умение организовывать свой труд.
13. Умение беречь время.
14. Умение контролировать и анализировать свои поступки.
15. Умение работать самостоятельно.
16. Чуткость и отзывчивость к людям.
17. Умение помогать людям.
18. Умение подчинять свои желания интересам коллектива.
19. Умение видеть и ценить прекрасное в природе, человеке, искусстве.
20. Умение вести себя в обществе.

II. Над какими из вышеперечисленных качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

III. Какие специальные способности ты открыл в себе (или сумел развить) в этом году (способности к танцам, к музыке, спорту и т.д.)?

IV. Над какими из этих качеств ты работаешь сейчас?

V. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?

Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося

1. Методика неоконченных предложений.

  • Зависть – это …
  • Зло – это …
  • Добро – это …
  • Ненависть – это …
  • Дружба – это …
  • Совесть – это …
  • Честность – это …
  • Хитрость – это …
  • Порядочность – это …
  • Честь – это …
  • Надежность – это …

Если учащиеся не могут объяснить какое-то понятие, организуйте работу по его изучению.

2. Ранжирование понятий.

Проранжируйте понятия по степени личной значимости:

  • семья;
  • друзья;
  • здоровье;
  • отечество;
  • обучение;
  • успех;
  • карьера;
  • деньги;
  • благосостояние;
  • слава;
  • известность;
  • способности;
  • трудолюбие;
  • учеба.

После того как учащиеся проранжировали понятия, становится понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на следующих занятиях.

Ранжирование учебных дисциплин

Фамилия,имя _______________________________________________________.

Расставь по степени значимости для себя учебные дисциплины, которые изучаются в школе, и обоснуй значимость каждого предмета одним-двумя словами. Например, математика – интересно и т.д.

Список предметов: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, иностранный язык, технология, ИЗО, музыка, физкультура, ОЗОЖ.
1. __________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________
7. __________________________________________________________________
8. __________________________________________________________________
9. __________________________________________________________________
10. __________________________________________________________________

Диагностика «Сплочённость классного коллектива»

Наш класс

Фамилия,имя _________________________________________________________

Отметь в каждой таблице одно высказывание, которое наиболее точно характеризуют наш класс.

Дружба и сплочённость

  1. Наш класс очень дружный и сплочённый.
  2. Наш класс дружный.
  3. В классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
  4. В классе бывают ссоры, но конфликтным его не назовёшь.
  5. Наш класс недружный, мы часто ссоримся.
  6. Наш класс недружный, в нём трудно учиться.

Поступки и ответственность за них

  1. В классе принято нести ответственность друг за друга.
  2. В классе плохие поступки волнуют всех.
  3. В классе нарушения дисциплины осуждаются только активными учащимися.
  4. В классе за нарушение дисциплины отвечают только перед учителем.
  5. Мы стараемся, чтобы о наших поступках учитель узнал как можно меньше.
  6. Мы не обращаем внимания друг на друга и учителей.

Взаимопомощь

  1. В нашем классе принято помогать друг другу.
  2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
  3. В нашем классе помогают только тогда, когда просит сам ученик.
  4. В нашем классе помощь оказывается только по просьбе учителя.
  5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
  6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Развернутое описание диагностической работы для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й четверти

Задания базового уровня

Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается следующим образом: 1 балл - указан верный ответ; 0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует.

Задание 1: Раздели звуки на две группы, для этого соедини их с нужной моделью*.

Планируемый результат: различать гласные и согласные звуки.

Умения, характеризующие достижение результата:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. классифицировать звуки русского языка;
  3. использовать наглядные модели для обозначения гласных и согласных звуков.

Образец правильного ответа:

Критерий достижения результата: правильно определены гласные и согласные звуки, правильно выбрана модель.

* Для выполнения задания необходимо использовать знаково-символические модели обозначения гласных и согласных звуков в соответствии с конкретным УМК. - Примеч. авт.

Задание 2: Обведи и допиши слоги. Подчеркни слоги, которые наиболее похожи на образец*.

Планируемый результат: воспроизводить правильное написание соединений буквы "р" с другими буквами.
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу; писать буквосочетания в соответствии с нормами каллиграфии; осуществлять самоконтроль по образцу.

Образец правильного ответа:

Критерий достижения результата: правильно воспроизведены буквосочетания, правильно выбран вариант их написания.

Задание 3: Установи соответствие между группами предметов и числами, которые обозначают количество предметов (соедини линией).

Планируемый результат: считать количество объектов в заданном множестве, обозначать количество объектов числом.
Умение, характеризующее достижение результата: устанавливать соответствие между группой предметов и их числовым обозначением.

Образец правильного ответа:

Критерий достижения результата: правильно установлены соответствия между группами предметов и числами.

* Педагог может заменить образцы записи слогов в соответствии с изученным материалом. Примеч. авт.

Задание 4: Дорисуй столько кругов, чтобы большой круг стал четвертым по счету справа налево.

Планируемый результат: различать число как результат счета (количество) и числительное как обозначение порядка следования предметов.

Умения, характеризующие достижение результата: учитывать ориентиры действия, заданные в учебной задаче; устанавливать соответствие между группой предметов и обозначением числа.

Образец правильного ответа:

Критерий достижения результата: дорисован еще один круг так, что большой круг становится четвертым, если считать справа налево.

Задание 5: Рассмотри рисунки. Отметь значком в кружочке те рисунки, на которых ученик находится в школе и ведет себя правильно.

Планируемый результат: ориентация на содержательные моменты школьной действительности, адекватное, осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу; различать формы поведения, допустимые или не допустимые в школе.

Образец правильного ответа: должны быть отмечены первый и четвертый рисунок. Критерий достижения результата: правильное определение школьных ситуаций, ориентация на выполнение правил поведения в школе.

Задания повышенного уровня

Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается следующим образом:
2 балла - приведен полный верный ответ;
1 балл - приведен частично верный ответ;
0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует.

Задание 6: Отметь в пустом квадрате галочкой схему, которая соответствует предложению: "Как тебя зовут?".

Планируемый результат: выделять предложение на слух по интонации, по цели высказывания и по количеству слов.
Умение, характеризующее достижение результата: соотносить предложение со схемой по количеству слов и знаку препинания в конце предложения.

Образец правильного ответа:

Критерий достижения результата: Выбрана схема с соответствующим количеством слов и знаком препинания.

Задание 7: Разгадай правило, по которому расположены фигуры в ряду. Дорисуй еще две фигуры.

Планируемый результат: устанавливать закономерность - правило, по которому составлена последовательность фигур.

Умения, характеризующие достижение результата: уметь выбирать основания для установления закономерности; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; принимать и сохранять учебную задачу.

Образец правильного ответа:

Критерий достижения результата: правильно продолжена последовательность на основе установленной закономерности (последовательного изменения размера, формы фигур).

Задание 8: На рисунке изображено дерево. Нарисуй вверху от него солнце, внизу - траву, слева -цветок, справа - гриб.

Планируемый результат: учитывать выделенные ориентиры действия, заданные в учебной задаче.
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу; следовать инструкциям; определять положение предметов на плоскости; строить схемы, модели.

Образец правильного ответа: представлен на рисунке справа. Критерий достижения результата: понимание заданных ориентиров ("справа", слева", "вверх", "вниз") и четкое следование им.

Всего комментариев: 1
avatar
1 ruden1967 • 12:56, 25.08.2014

спасибо. пригодится в работе.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены