РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование технологии модульного обучения в начальной школе на уроках математики

Автор: Наумова Надежда Михайловна

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость

Введение ФГОС в образование даёт новые возможности учителю. Современный учитель ищет новые подходы, методы и приёмы для организации качественного процесса обучения, в результате которого ученик начальной школы должен научиться максимально продуктивно работать самостоятельно с информацией. Такую возможность, на наш взгляд, предоставляет технология модульного обучения.

Для начала, мы должны определить для себя такое понятие как «модуль». Термин «модуль» в переводе с латинского modulus — «маленькая мера». Он появился в педагогике с развитием информатики. В информатике «модуль» - это функционально законченный фрагмент программы, оформленный в виде отдельного файла с исходным кодом или поименованной непрерывной её части. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка модульное расписание, модульный подход. А в педагогике под этим термином мы можем обозначить разделы учебного предмета.

Проанализировав педагогическую литературу, мы выявили, что модульное обучение появилось уже в 60-х годах прошлого столетия и быстро распространилось в англоязычных странах. Идеей такого обучения заключалось в следующем: обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя план занятий, объединённых одной дидактической целью, банк информации и методическое руководства по достижению поставленных дидактических целей.

Под модульным обучением в педагогике понимается следующее: ученик работает с учебным материалом, который состоит из отдельных обучающих модулей.

Исходя из вышеизложенного, мы можем дать следующее определение понятию «обучающий модуль».

Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, который включает в себя учебную деятельность, в результате которой происходит усвоение новых знаний, которое, в свою очередь, должно завершаться контролем знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.

Целью модульного обучения является создание благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактических целей к индивидуальным потребностям личности.

К принципам модульного обучения можно отнести следующие: принцип гибкости, принцип природосообразности, принцип паритетности.

В модульной технологии выделяют следующие типы учебных занятий: 

  • урок изучения новых знаний; 
  • урок закрепления знаний; 
  • урок комплексного применения знаний; 
  • урок обобщения и систематизации знаний; 
  • урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Весь этот метод направлен на то, чтобы учащиеся могли работать с учебным материалом самостоятельно, потому что сначала им дается пакет информации и методы работы.

Представленная технология активно использовалась в ВУЗах. Она очень схожа с программированным обучением.

Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность модульного обучения, которое характеризуется самостоятельным или частично самостоятельным изучением и дальнейшим усвоением учебного материала, состоящим из блоков-модулей, широким использованием алгоритмов в учебной деятельности, которое в результате данной работы завершается контролем знаний.

Для осуществления на практике модульной технологии учитель должен обладать следующими умениями:
чётко определять тему и задачи урока;
формулировать дидактические задачи каждого этапа модуля-урока;
умело отбирать содержание учебного материала;
уметь определять зону актуального и ближайшего развития ученика;
составлять развивающие и обучающие модульные карточки;
знать логику усвоения процесса знаний учащихся (восприятие, осмысление, запоминание, понимание, применение по образцу, применение в измененной ситуации.

Мы опробировали модульную технологию на учебной дисциплине «Математика» в 4-х классах МБС(К)ОУС(К)ОШ №127 г.Челябинска.

Модульная технология даёт учителю возможность усовершенствовать образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по адаптированной индивидуальной программе.

Учебный модуль включал в себя: блок информации, программу действий ученика, рекомендации (советы) учителя по ее освоению, контроль полученных знаний.

На практике модульная технология дала нам возможность осуществлять адаптированное индивидуальное обучение в соответствии с поставленной целью для каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей; изменить форму общения учителя с учениками, где ученик работает большую часть времени самостоятельно. В следствии чего, отсутствует проблема индивидуального консультирования ученика.

Такая дифференциация учебной деятельности обеспечивает возможность дальнейшего самообразования учеников с разным уровнем знаний. Урок с элементами модульного обучения эффективен. Такое учебное занятие развивает самостоятельную деятельность учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки, при этом создаются такие условия, которые позволяют ученикам перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому. Так как задачей педагога является не только дать ученикам прочные знания, сформировать умения и навыки, но и создать условия на учебном занятии для его воспитания и развития, научить их определять цель своей работы, организовывать, прогнозировать, оценивать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, применять их в разнообразной учебной деятельности, обеспечить право каждому ученику на индивидуальное развитие, исходя из его природных способностей, склонностей и интересов.

Литература:

  1. Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: пособие для преподавателей. М.: Альфа-М, 2005. 96 с.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
  4. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 2001. 352 с.
  5. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены