РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Использование активных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению английского языка»

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляется опыт работы по использованию активных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению английского языка учителя Винтаевой Кристины Олеговны.

В силу жизненных обстоятельств в 2009 году я впервые оказалась здесь, в городе Жигулевске. И теперь это моя маленькая родина.

Жигулевск-любимый город,
Пусть не очень знаменит…
Так заманчиво прекрасен,
Привлекает как магнит.

Здесь поля, луга и горы,
Много интересных мест.
Любоваться красотою
Никогда не надоест.

Здесь моя родная школа,
Волга – матушка река.
Для меня во всей России
Нет прекрасней уголка!

Начиная философские размышления о сущности учительства, о своих возможностях и ценностях, конечно же, вспоминаешь те моменты, которые вели от мечты к поступку – выбору.

Первое завораживающее знакомство с английским языком шестилетней девочки – в кружке Дома детского творчества. А потом в мою жизнь вошла школа. Сначала я даже не подозревала, что это не на 10 лет, а навсегда.

Собственно, в этом нет ничего удивительного, ведь школа для меня была не просто образовательным учреждением, средой обитания, а миром моих открытий, чувств, увлечений, подражаний, обретений, разочарований, ошибок и побед. Каждый день был полон не только уроками, но и интересными событиями, общением с нашими педагогами. Мои учителя были честны и убедительны, они отлично знали свой предмет, не заигрывали с нами, а уважали нас. Теперь я понимаю, что они не изобретали никаких новых методик, но учили нас так, что иногда на уроках дух захватывало от возможностей науки и человека. Не готовили нас к жизни, а жили вместе с нами, открывая нам её со всех сторон.

Слова Льва Толстого очень точно отражают мое понимание профессии: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Строитель может зарабатывать деньги на возведении школьного здания. А мне, педагогу, необходимо знать, что я построю в умах и сердцах своих учеников.

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные методы обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

В основу опыта положены идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой принципов непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, учения с увлечением.

Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление активности: потребности, цели, установки, интересы.

Немецкие ученые провели исследования и доказали, что человек запоминает

  • 10% прочитанной информации
  • 20% услышанной информации
  • 30% увиденной информации
  • 50-70% полученной при работе в группе
  • 80% при самостоятельной работе и формулировании проблемы
  • 90% в реальной деятельности, вырабатывая и принимая решения, формулируя выводы и прогнозы.

Как утверждает Г.В. Рогова, интерес к процессу обучения иностранному языку держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности.

К сожалению, современные психологи и педагоги, в частности А.К. Маркова, Л. М. Фридман констатируют снижение мотивации от классу к классу. Поэтому и возникает необходимость применения таких методов, которые поддерживали бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет и были бы основой его самообучения и самосовершенствования.

В своей работе я использую сочетание традиционных и активных методов обучения. Такое сочетание позволяет назвать опыт работы репродуктивно-рационализаторским.

Курсы в Инновационном образовательном центре повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» позволили познакомиться с различными видами активных методов обучения, способами и особенностями их проведения.

В данном выступлении я хочу познакомить вас с выделенными, адаптированными мною активными методами обучения, которые позволяют значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения и развития.

АМО способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательных процесс, раскрывают личностно индивидуальные возможности учащихся, развивают нестандартное мышление, повышают познавательную активность учащихся, позволяют с большей эффективностью усваивать большой объем материала, развивают коммуникативные качества личности, развивают универсальные учебные навыки, такие как работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду.

Все это является одним из главных требований реализации ФГОС.

При использовании АМО принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение.
Взяв за основу классификацию активных методов обучения, я стала пробовать внедрять их в образовательный процесс.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

  • АМ начала урока;
  • АМ выяснения целей, ожиданий и опасений;
  • АМ презентации учебного материала;
  • АМ организации самостоятельной работы над темой;
  • АМ релаксации;
  • АМ подведения итогов урока.

Такие методы, как «Круг дружбы», «Добро в ладошках», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Улыбка» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Так для начала урока я часто использую такой метод как «Летающие поговорки». Я выдаю учащимся поговорки. Одним начало поговорки, другим - окончание.

Учащиеся должны сопоставить части поговорок и объединиться в команды. Данный метод дает возможность развивать лексические, фонетические навыки языка.

На этапе выяснения целей и ожиданий я использую такие методы как «Список покупок», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Хранилище забот», «Вырасти цветок», «Магический круг». Например АМ «Дерево ожиданий» позволяет учащимся самим сформулировать цели и задачи урока.

Для представления нового материала можно использовать такие АМ, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», которые позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Так «Инфо-угадайка» позволяет развивать мышление и формировать и активизировать лексические навыки.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! АМ такие как «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания», «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня», «Автобусная остановка», «Ярмарка» помогут на уроке.

АМ «Светофор» я использую для работы с грамматикой. Учащиеся поднимают красные и зеленые карточки, выбирая правильные грамматические формы. АМ «Станьте любознательными» можно использовать для работы с текстами. После прочтения текста, учащиеся по цепочке говорят: "Я прочитал....", "Я знал...", "Я узнал…". АМ «Рынок мнений» необходим для работы с диалогическими и монологическими высказываниями.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда достаточно нескольких минут, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – «физминутки», «Земля, воздух, огонь и вода» позволяют сделать это, не выходя из класса.

Для подведения итогов урока я часто использую такие методы, как «Солнце», «Звездное небо», «Светофор». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

На старшей ступени используется метод проектов, моделирование профессиональных ситуаций, ролевые и деловые игры, проведение «круглых столов», ориентированных на личность обучающегося, на его активное участие в саморазвитии, получение качественных знаний.

Метод проектов является одним из активных методов обучения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Метод моделирования конкретных ситуаций является сильным мотивирующим фактором, так как позволяет обсуждать проблемы, связанные с будущей специальностью.

Деловые беседы и ролевые игры стимулируют познавательные интересы, повышают мотивацию и способствуют активизации учебного процесса. Игровой момент на занятиях способствует снятию напряжения в отношениях, созданию положительного эмоционального климата, позитивного характера общения и атмосферы взаимодействия.

«Круглый стол» – это одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научиться культуре ведения дискуссии.

Мониторинг показал, что в результате использования активных методов обучения мотивация к изучению иностранного языка возросла. Процент учащихся с низким уровнем мотивации снизился с 38 до 27 %, процент учащихся, имеющих средний уровень мотивации вырос с 41 до 48 %, процент учащихся, имеющих высокий уровень мотивации также дал положительную динамику с 21 до 25%.

Как показывает практика, особо ярко запоминается то, что является нестандартным! Мир активных методов обучения яркий, удивительный и многообразный. Я убеждена, что использование активных методов обучения представляют собой новый формат организации учебного процесса и эффективны для формирования УУД. Уважаемые коллеги, если вам захотелось применять активные методы обучения на своих уроках, не меняйте полностью структуру своих обычных уроков.

Попробуйте применить один понравившийся вам метод. При планировании урока нужно учитывать, что может понадобиться больше времени для каждой фазы работы, чем нам кажется. Когда ваши учащиеся приобретут необходимый опыт, вы сможете легко использовать активные методы обучения на разных этапах урока без больших затрат времени, а сами уроки станут интересными и динамичными.

Мой педагогический опыт обобщен также и на сайте. На определенном этапе своей педагогической деятельности я начала задумываться о создании своего персонального сайта. Конечно, существовали сомнения и неуверенность, возникало множество вопросов. Но .. дорогу осилит идущий. И мой персональный сайт был создан.

Информация с моего сайта будет интересна и полезна для учителей предметников, начинающих педагогов и для классных руководителей. На сайте представлены визитная карточка дается полная информация о личных достижениях, информация о достижениях учеников. На главной странице представлены нормативные документы и календарно-тематическое планирование по предмету.

В разделе Учителю представлены следующие подразделы: методические материалы, разработки уроков, информация для классного руководителя, фотоальбомы и творчество учащихся.

Кроме того, полезную информацию с моего сайта могут почерпнуть и родители и просто случайные посетители, кому интересна данная тематика. Для родителей предусмотрены выход на сайт школы и АСУ РСО.

Для учащихся представлены ссылки на внешние сайты, где они могут выполнять различные тесты и проверять свой уровень знаний, каталог полезных сайтов для изучения английского языка. Зарегистрированные пользователи могут зайти и выполнить тест по изученной теме на платформе сайта. Результаты тестов отражаются на странице администратора.

На сайте предусмотрены опросы для различных участников образовательного процесса, опросы меняются при каждом входе на сайт, постоянно обновляется новостная лента.

В разделе публикации представлена информация об активных методах, примеры и особенности их проведения.

Сайт открывает для меня новую среду и новые возможности, оказывает огромную роль на развитие, совершенствование педагога как профессионала, так и личности. У меня есть возможность не только представить опыт своей работы, но и взглянуть на себя, на свою деятельность со стороны.

Наличие сайта позволило мне презентовать свой педагогический опыт большой аудитории. Таким образом, для меня мой сайт – это не только возможность рассказать о себе, но в большей степени - возможность понять, куда двигаться дальше.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены