РАЗРАБОТКИ
|
Развитие творческих способностей младших школьников в образовательном пространстве уроков и во внеурочной деятельности.Актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников в образовательном пространстве уроков и внеурочной деятельности востребована реалиями сегодняшнего времени и требует от личности перед современной школой задачу – воспитание грамотного, творчески мыслящего школьника. В связи с этим особую актуальность сегодняшнего приобретает проблема развития творческой активности личности, начиная с первой ступени обучения – начальной школы. Важной составляющей творческой активности растущего человека является творческие способности. На сегодняшний день развитие творческих способностей учащихся рассматривается как один из приоритетных направлений в современной педагогике, составляющее основу процесса обучения, с течением времени, не теряющее своей актуальности и требующее постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Поэтому сегодня в педагогической теории и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения, способствующих развитию творческих способностей младших школьников. Механизм творчества многогранен: существуют различные аспекты к пониманию творчества и творческих способностей с точки зрения философии, психологии. Но суть всех исследований – создание нового, оригинального. Доказано, что творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления. Сложность структуры творческих способностей наталкивает исследователей на мысль о необходимости множества критериев. На основе существующих мнений ученых выделяются наиболее значимые компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, познавательная активность человека. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры и развития творческих способностей. Специфические черты, присущие данному возрасту этапу, - это активизация функций воображения, небольшой объем внимания, случайная избирательность. Отличительный признак творческой деятельности младших школьников – субьективная новизна продукта деятельности. Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому особое место в развитии творческих способностей младших школьников занимаются предметы гуманитарного цикла как образовательное пространство, раскрывающее творческий потенциал младшего школьника, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка. В педагогической теории содержится значительный опыт использования различных приемов, способствующих развитию творческих способностей младших на уроках русского языка и литературного чтения. Наиболее продуктивные из них, на наш взгляд, является творческий диктант, творческое изложение, творческое сочинение, творческий сказ, графическое и словесное рисование, постановка живых картин, пантомима, драматизация. Оригинальные приемы для развития творческих способностей предложил Разумовский ВГ, интересен опыт реализации программы «Речь» Тем не менее, в реальной педагогической практике современной начальной школы слабо представлено содержание, виды уроков русского языка и литературного чтения, а также технологии, направленные на развитие творческих речевых способностей младших школьников. Развитие творческих способностей учащихся есть перманентный процесс, переходящий от элементарного представления школьника о сущности и характере творчества к педагогически управляемому, личностно-самоуправляемому и саморегулируемому процессу. Особенно важным здесь является применением целого комплекса заданий по русскому языку и литературному чтению, а также использование ресурсов внеурочной деятельности, составляющих содержательный компонент модели работы учителя, направленной на развитие творческих способностей детей. Нами был разработан комплекс, базирующийся на трех типах заданий:
Задания низкого уровня предполагают виды работ частично творческого характера: составить предложение, составить слово, написать творческое сочинение, драматизация прочитанного произведения. В заданиях среднего уровня использовались виды работ с творческой основой: словесное рисование Содержание занятий в академическом пространстве урока расширялось внеурочной деятельности: клубные занятия, создание альманаха, разработка творческих проектов. Система вышепредствавленных творческих заданий эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для творческого речевого развития. Таким фоном является атмосфера творчества, постоянного внимания к языку и речи, проблематизация, дифференциация и индивидуализации обучения. Творческий потенциал учителя, его способность вести продуктивный диалог с детьми способствуют результативности процесса творческих становлений учащихся.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Министерство просвещения выделило 19 основных проблем российской системы образования Вячеслав Володин: в сельских школах не хватает 30% учителей Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей Популярные разработки
Презентация для детского сада "Морские приключения" Презентация для детского сада "Кто в море живёт. В тёплом море." 1.27. Механические волны. Решение задач ОГЭ 1.23. Закон Архимеда. Решение задач ОГЭ Презентация для детского сада «Морские чудеса» (по стихотворениям Ивана Демьянова) ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() Лучшие статьи
Формирование функциональной грамотности в начальной школе. Сценарий школьного концерта, посвященного Дню Победы Сценарий линейки "День знаний" Современные методы и технологии в работе учителя-дефектолога Сценарий для детского сада "Парад, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне" Игровые формы контроля знаний на уроках истории и обществознания |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены