РАЗРАБОТКИ

Другие модули


План работы над темой по самообразованию учителя начальных классов «Повышение качества образования посредством уровневой дифференциации»

Актуальность выбора темы по самообразованию

На основе опыта работы в течение 15 лет в школах интернатного типа, анализируя успехи и затруднения своих учеников, прихожу к выводу о существовании следующих противоречий:

  • между преобладающими в учебном процессе фронтальными формами обучения, объяснительно-иллюстративным характером преподавания и личностно-деятельностным характером учения и усвоения знаний,
  • между сложностью предмета, возросшими программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей,
  • между единообразием технологии обучения и необходимостью дифференциации образования.

В ходе решения противоречий приходишь к выводу, что один из путей повышения качества образования в современных условиях – применение технологии уровневой дифференциации в обучении.

Проблема, над которой работаю – «Повышение качества образования посредством уровневой дифференциации».

Цель, стоящая передо мной – выявление влияния использования технологии уровневой дифференциации на качество образования.

Объектом исследования стал образовательный процесс на уроке. Предметом исследования – качество образования.

Выдвигаю гипотезу, что если образовательный процесс на уроках строить посредством технологии уровневой дифференциации, то реализуются требования к современному качеству образования, определенные ФГОС.

Цель исследования определила следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы технологии уровневой дифференциации:

  • развивающего обучения Л.В.Выготского, Л.В.Занкова,
  • поэтапного формирования умственных действий Т.Я.Гальперина,
  • развитие индивидуальных способностей Б.М.Теплова, А.А.Бударного,
  • дифференцированного обучения И.Э.Унт, В.Г.Болтянского,
  • разные уровни усвоения учебного материала Б.Блума, П.И.Третьякова, И.Я.Лернера.

2. Разработать и реализовать программу деятельности по освоению технологии уровневой дифференциации и повышения качества образования на основе данной технологии.

3. Разработать систему диагностики, критерии результативности.

4. Осуществить диагностику (стартовую, промежуточную, итоговую).

5. Проанализировать полученные результаты, наметить перспективы.

Прогнозируемый результат:

  1. Сформированность ключевых компетентностей
  2. Повышение учебно-познавательной мотивации.
  3. Ликвидация пробелов в учебном материале.
  4. Повышение качества освоения воспитанниками образовательных программ.

Критерии результативности для учащихся:

  • Повышение уровня воспитанности, мотивации учебной деятельности учащихся.
  • Повышение уровня обученности, соответствие его уровню обучаемости.
  • Увеличение числа школьников, принявших участие в школьных олимпиадах, в интеллектуальных конкурсах, и их результаты.
  • Преодоление неуспеваемости и рост качества знаний по итогам полугодовых срезовых работ и зачетов, промежуточной аттестации.

Критерии результативности для учителя:

  • Включение в инновационную деятельность, обобщение и демонстрация опыта на школьных, районных, окружных методических объединениях.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (2013 год) – изучение теории и опыта по проблеме повышения качества образования, использования технологии уровневой дифференциации.

Это:

  • Анализ деятельности школы по дифференцированному обучению, поиск системы обучения, выход на углубленное изучение предметов.
  • Изучение программ углубленного изучения по математике, выбор учебно-методической литературы, учебно-дидактических материалов.
  • Изучение теории уровневой дифференциации.
  • Изучение структуры учебного содержания, построение уроков с применением уровневой дифференциации.

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (2013 - 2014 г.г.) – разработка программы деятельности по освоению технологии уровневой дифференциации и повышению качества образования.

На данном этапе:

  1. Изучение особенностей проектирования урока в системе дифференцированного обучения, формирование навыков управления учебным процессом на уроке, т.е. необходимо:
  2. изучить типологию уроков, особенности выстраивания уроков в системе дифференцированного обучения, психологические особенности учащихся,
  3. выявить уровень обучаемости, проанализировать содержание учебного материала по темам, спрогнозировать результат, выбрать методы и средства обучения, проектировать урок с учетом возможностей учащихся, ориентируясь на достижение государственного стандарта и требование программы углубленного изучения.
  4. Планирование системы контроля за качеством усвоения программного материала.
  5. Разработка учебной темы. Выстраивание системы уроков по данной теме.
  6. Построение образовательной программы с отражением уровневой дифференциации учебного процесса, выделением системы целей и требований к уровню обязательной подготовки и углубленному уровню.

III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (2013 - 2015 г.)

  1. Разработка рабочих программ (август 2013 г).
  2. Использование диагностики обучаемости, обученности обучающихся.
  3. Отслеживание динамики образовательного процесса, уровня обученности и качества знаний обучающихся.
  4. Внеурочная деятельность (кружки и факультативы, подготовка участия в олимпиадах, конкурсах).
  5. Разработки уроков с использованием элементов уровневой дифференциации.
  6. Выступления на школьном методическом объединении учителей: «Управление качеством образования посредством технологии уровневой дифференциации»

IV. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (2016 год) – анализ результативности работы над темой по самообразованию «Управление качеством образования посредством технологии уровневой дифференциации».

На данный момент в своей работе над темой по самообразованию, я нахожусь на организационном этапе можно выделить трудности и проблемы:

  • большие затраты времени на составление заданий, планирование уроков в режиме технологии уровневой дифференциации,
  • необходимость подготовки материала на печатной основе или в компьютерном варианте для каждого ученика,
  • недостаточное материально-техническое оснащение учебного процесса в школе;

Так же уже заметны следующие результаты:

Наблюдается:

  • положительная динамика перехода обучающихся на более высокий уровень,
  • активное участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах.

Достигнутые результаты иллюстрируют положительную динамику в образовательном пространстве, организованном по данной технологии, что позволяет планировать желаемые результаты:

  • наличие индивидуальных образовательных траекторий, их реализация на основе личностно-значимых целей,
  • достижение устойчивого эмоционально-позитивного отношения к обучению,
  • расширение сферы учебной и конкурсной деятельности учащихся,
  • создание благоприятной образовательной среды, способствующей освоению учащимися образовательной программы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены