РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание эффективной образовательной среды на учебных занятиях по трудовому обучению

Любопытный отыскивает
редкости только затем,
чтобы им удивляться;
Любознательный же затем,
чтобы узнать их и
перестать удивляться
Р. Декарт

Создание эффективной образовательной среды для формирования практических умений и навыков обучающихся на учебных занятиях  по трудовому обучению

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их способности, где важная роль отводится урокам трудового обучения.

Учитель трудового обучения призван способствовать формированию у школьников желания трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать».

Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

Создание эффективной образовательной среды для формирования практических умений и навыков обучающихся на учебных занятиях по трудовому обучению и при проведении внеклассной работы по предмету зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на этих уроках и умения учителя приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации.

Формирования практических умений и навыков обучающихся происходит через урок, внеклассную работу, проектную и исследовательскую работу, через участие в олимпиадах.

Урок трудового обучения – это занятие, на котором учащиеся, объединённые в группу, овладевают технологическими знаниями. Умениями и навыками.

Спецификой уроков трудового обучения является также то, что деятельность учащихся носит предметно-практический характер, так как на уроке включаются трудовые процессы.

Практическая часть составляет 75 % урока, поэтому задания для практической работы следует выбирать очень тщательно. Они должны соответствовать учебной программе, а также уровню знаний и умений каждого учащегося, класса или параллели.

Основы формирования практических навыков закладываются уже в 5 классе, а в последующих классах дополняются новыми знаниями, умениями и навыками.

Так по разделу «Основы приготовления пищи» учащиеся получают практические навыки по приготовлению и оформлению блюд, сервировке стола, культуре поведения за столом. По разделу «Изготовление швейных изделий» – навыки распознавания материалов, выполнения различных видов швов и поузловой обработки швейных изделий. Вариативная часть программы также является важным звеном в формировании практических навыков, так как учащиеся с большим удовольствием изготавливают изделия в различных техниках выполнения.

При изучении раздела «Рукоделие» использую дополнительные разделы:

  • «Искусство аранжировки цветов»,
  • «Работа с соломкой»,
  • «Вязание»,
  • «Вышивка»,
  • «Аппликация»,
  • «Бисероплетение»,
  • «Лепка из теста».

При изучении этого раздела учащиеся с удовольствием впитывают все знания, приобретают навыки. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравиться самой заниматься с учащимися различными видами рукоделия. Я вижу огонек в их глазах, вижу, как им хочется закончить начатую работу. Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: сколько нового, интересного можно сделать своими руками, проявить умения, фантазию и творчество. При изучении раздела «Рукоделие» я не навязываю учащимся, какое выбирать изделие. У них есть выбор. Они могут рассчитывать на свои силы.

Но нельзя добиться положительных результатов при формировании практических навыков не имея хорошей материальной базы. Для проведения уроков обслуживающего труда в нашей школе есть кабинет, который в достаточной степени оснащён необходимым оборудованием. Накоплен наглядный и раздаточный материал по каждому разделу программы.

Поэтому есть возможность способствовать формированию практических навыков у учащихся.

Я, как и другие учителя обслуживающего труда, стараюсь идти в ногу со временем и естественно в своей работе использую информационные технологии. Уроки строю с использованием презентаций, демонстрационных программ, видео, тестовых программ. Что это даёт:

  • используя компьютер и средства мультимедиа можно многократно демонстрировать приёмы технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертёж.
  • в более яркой и доступной форме донести до учащихся процесс изготовления изделия за более короткое время и увеличить время на выполнение практической работы.

Уроки обслуживающего труда зачастую носят исследовательский характер. Так как на лабораторных занятиях по материаловедению изучаем различные виды тканей и учимся применять практически эти знания при изготовлении изделий. Но исследования не заканчиваются только на уроках обслуживающего труда, а и выходят за его рамки. Моими учащимися были подготовлены учебно - исследовательские работы, в которых применялись знания не только по обслуживающему труду, но и по математике и химии.

Были выполнены работы на тему: « Золотое сечение в одежде делового стиля для школьников старшего возраста», «Химические волокна в одежде делового стиля», «Белорусский фен - шуй». Работы были отмечены дипломами на районной и областной конференции научно- исследовательских работ. Выполняя данные работы, учащиеся, получили практические навыки по правильному подбору одежды, научились распознавать волокнистый состав материалов и использовать эти знания при выборе одежды делового стиля, а так же получили практические навыки при изготовлении различных оберегов.

Я уверена, что исследовательская деятельность является одним из составляющих при формировании практических навыков учащихся. Но нельзя не упомянуть ещё об одном важном компоненте создания эффективной образовательной среды - это творческие проекты. С введением метода проектов по предмету трудовое обучение у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, создавать изделие, использовать его. Естественно у учащихся должны быть проектные задания соответствующие личным интересам и способностям. Так, начиная с 5 класса, мои учащиеся выполняют проекты, которые усложняются к 9 классу с учётом формирования у них практических умений и навыков. Ещё не давно выполнение творческих проектов и их защита являлось неотъемлемой частью олимпиады по трудовому обучению. Моими учащимися были выполнены проекты, которые принимали участие на разных этапах республиканской олимпиады.

Для успешной работы с одаренными детьми необходимо постоянное повышение собственной компетентности, высокая коммуникативная культура, требовательность и умение найти подход к нестандартным детям, знание возрастной психологии и многое другое. Очень важно взаимодействие с коллегами-предметниками, понимание со стороны родителей и сотрудничество с ними.

Успешность развития трудовых действий ребёнка определяется положительной мотивацией. А мотивация зависит от трудовой умелости. Естественно необходимо отметить немаловажную роль в формировании практических умений обучающихся, применение различных форм внеурочной деятельности. Одним из видов внеурочной деятельности является проведение занятий по интересам. Они в большей степени направлены на подготовку девочек к жизни, будущей деятельности в качестве хозяйки дома, матери, хранительницы домашнего очага.

Программа занятий дополнительного образования даёт широкий выбор направлений и возможность участия учащихся с разными интересами. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением. И только на кружке можно изготовить изделия для участия в различных конкурсах и выставках.

Результатом является включение учащихся в активную познавательную деятельность, повышение коммуникативной культуры. Работая самостоятельно над выбранным изделием, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, достигать её.

Единая цель обучения, воспитания и развития в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»:

  • способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

Профориентационную работу со школьниками следует проводить не только в процессе внеклассных занятий, но и в процессе учебной деятельности.

Учитель трудового обучения активно знакомит учащихся с рабочими профессиями в процессе трудовой деятельности, а также с помощью методов индивидуально-групповой беседы, консультации, объяснения, рассказа с применением средств наглядности.

В результате работы при создании эффективной образовательной среды для формирования практических умений и навыков обучающихся на учебных занятиях по трудовому обучению получаем внешние результаты педагогического опыта:

  • Разработки уроков
  • Материалы для внеклассной работы
  • Методические материалы
  • Подборка компьютерных презентаций
  • Статьи и доклады
  • Фотосессии
  • Диагностические и справочные материалы

А также внутренние результаты педагогического опыта:

  • Изменение уровня притязаний учащихся,
  • Снятие избытка напряжённости
  • Устойчивый познавательный интерес к предмету
  • Качественная динамика мотивации деятельности

Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность - это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанности матери, которая любит своих детей и живет ради них. Я никогда не смогла бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа - это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили в колледже, университете - то, чему научила меня жизнь.

Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет только к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.
Л.Н.Толстой

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены