РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Диагностический подход в наставнической деятельности педагога-наставника

Романова Ангелина Георгиевна,
учитель английского языка
МАОУ СОШ И№ 22 г. Томска

«Из-за повышения требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, усиливается потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования» (государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг.»)

Целью наставничества в школе является обеспечение условий для успешной адаптации молодого учителя; содействие его профессиональному развитию и карьерному росту. Методическое сопровождение включает в себя не только обеспечение методическими, научными и психологическими ресурсами, помощь в организации урочной и внеурочной деятельности, но и дидактическая и диагностическая деятельность по выявлению и устранению профессиональных затруднений начинающего педагога. С помощью диагностического подхода выявляются дефициты и потребности профессиональной деятельности начинающего учителя.

В понятие диагностика вкладывается более широкий и глубокий смысл, так как она обеспечивает обратную связь, показывает насколько эффективно были выбраны формы и методы ликвидации дефицитов, с какими трудностями столкнулся начинающий педагог.

Программа адаптации молодого специалиста предполагает выявление профессиональных затруднений, планирование совместной деятельности, намеченных планов и рефлексию. Но проводимые опросы и анкетирование не давали реальное представление о затруднениях молодого педагога и имели обобщенный характер.

В работе педагога-наставника возникла потребность в разработке пакета диагностических и дидактических материалов, рассчитанных на один учебный год и имеющих цикличную структуру: входная диагностика-обучающие мероприятия- промежуточная диагностика- обучающие мероприятия- итоговая диагностика.

Анкетирование и наблюдение показывает, что молодой педагог сталкивается со многими трудностями в своей деятельности:

  • организация дифференцированной и индивидуальной работы (работа с детьми разных категорий);
  • выбор методов, приемов, технологий;
  • разработка программы по предмету и составление КТП;
  • работа с документацией;
  • работа с родителями;
  • организации урока (введение материала, отработка, оценивание и т. д);
  • организация внеурочной деятельности и др.

Несмотря на то, что в процессе адаптации обнаружилось много проблем психологического, методического и организационного характера, акцент был сделан на самые важные затруднения. Совместно с молодым педагогом были выявлены ключевые мелкие затруднения, решение который ведет к интенсификации учебного процесса и ликвидации серьезных профессиональных потребностей. Например, «Дифференцированный подход на уроке», «Организация домашнего задания на уроке», «Мотивация на уроке», «Работа в группах», «Проведение рефлексии на уроке» и др.

Цель и содержание диагностических материалов зависит от стажа, опыта и профзатрунений молодого учителя. Пакет диагностических материалов содержит анкету затруднений, методическую консультацию и схему анализа урока по одной теме-проблеме. В приложении представлен образец анкеты «Диагностика профессиональных затруднений и потребностей молодого специалиста в организации домашнего задания», разработанный в рамках практического семинара «Дидактические и диагностические материалы в наставнической деятельности».

Требования к составлению анкеты, методической консультации, схемы анализа урока

Анкета

Методконсультация

Анализ урока

-цель диагностирования;

-обращение (с просьбой дать ответ на вопросы);

-вопросы (разные типы вопросов, не более 10);

- благодарность

- дата проведения

-введение;

-основная часть;

-заключение;

-глоссарий;

-литература

-цель урока (в соответствии с затруднениями молодого учителя)

- дата, тема урока

-критерии в соответствии с анкетой профзатруднений

-выводы (выявление новых затруднений)

 

Можно представить это в виде цикла мероприятий, направленных на решение проблем адаптации и решения вопросов профессиональных потребностей и затруднений. Это можно представить в виде следующей таблицы:

Этап

Цель

Сроки

1.

Входное тестирование

Выявление дефицитов молодого педагога

сентябрь

2.

Создание консультационных материалов материалов

Изучение методического материала, проведение консультаций, мастер-классов, открытых уроков для начинающего педагога

Октябрь-февраль

3.

Открытые уроки по имеющимся затруднениям

Выявить степень затруднений, коррекция

Март-апрель

4.

Итоговое тестирование

Выявить оставшиеся затруднения

май

5.

Рефлексия, анализ, коррекция, создание новых консультационных материалов

Планирование мероприятий для устранения имеющихся профессиональных затруднений

май

Таким образом, диагностика процесса адаптации начинающего педагога это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение затруднений и потребностей, характеризующих состояние и результаты процесса адаптации, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать этот процесс в целях повышения качества подготовки молодых специалистов.

Используемая литература:

  1. http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf/

 

Приложение

АНКЕТА

Диагностика профессиональных затруднений и потребностей молодого специалиста в организации домашнего задания

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы анкеты

Цель: выявление затруднений и профессиональных потребностей при организации домашнего задания нам уроке

  1. Всегда ли Вы задаете домашнее задание? (да, нет, не всегда)
  2. Отметьте, в каких направлениях организации домашнего задания Вы испытываете трудности:
  • при составлении КТП;
  • в содержании материала, его объеме и последовательности (что и когда задавать и проверять);
  • в видах и приемах проверки;
  • в проведении учета знаний, его форм, позволяющих охватить всех обучающихся;

3. Знакомы ли Вы с нормативно-правовой базой ОО при организации выполнения домашнего задания:

  • объем домашнего задания, время;
  • формы контроля;
  • порядок проверки тетрадей;
  • методика подачи домашнего задания;
  • критерии оценивания;

4. Отметьте формы проверки домашнего задания, приемлемые для Вас:

  • фронтальная проверка;
  • выборочная проверка письменного задания;
  • выполнение взаимо- и самопроверки;
  • опрос с вызовом к доске;
  • опрос по индивидуальным карточкам;
  • дифференцированная проверка
  • другие ___________________ (указать какие)

5. Какими инновационными методами проверки домашнего задания Вы хотели бы овладеть в первую очередь?

  • постановка неожиданных вопросов;
  • рецензирование устного ответа;
  • диктанты по домашнему заданию (графический, немой, терминологический, словарный и т. д. )
  • краткий письменный ответ;
  • проверка при помощи ИКТ и графического организатора;
  • другие ___________________ (указать какие)

6. Наблюдаете ли Вы взаимосвязь между целью урока и домашним заданием? (да, нет, не всегда)

7. Осуществляете ли Вы инструктаж выполнения домашнего задания? (да, нет, не всегда)

8. Ведете ли Вы учет трудностей обучающихся при выполнении домашнего задания? (да, нет, не всегда)

9. Проверяете ли Вы наличие записи домашнего задания в дневниках? (да, нет, не всегда)

10. Какими видами оценивания домашнего задания Вы хотели бы овладеть? (критериальным, формирующим, традиционным)

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены