РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Комплексная диагностика готовности к обучению в школе

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального школьного образования (ФГОС НОО) при получении начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.[12 ]

Для успешной реализации поставленных целей педагогу необходимо определить интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика до начала обучения, когда в одном классе собираются дети с разным уровнем готовности к обучению в школе.

Актуальность - проблема комплексной готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Объектом исследования является комплексная готовность детей к обучению в школе.

Предметом выступают основные методы диагностики комплексной готовности ребёнка к школе.

Гипотеза исследования: чем выше готовность ребенка к обучению в школе, тем выше уровень школьной адаптации и мотивации учащихся первого класса.

Цель исследования – проанализировать особенность диагностики комплексной готовности к обучению в школе и использование ее результатов в работе учителя.

Для достижения цели были сформулированы задачи исследования:

  1. Изучить теоретические аспекты проблемы комплексной готовности к обучению в школе.
  2. Проанализировать методики, необходимые для диагностики комплексной готовности к школе.

I. Теоретические аспекты оценки уровня готовности ребенка к школьному обучению

1.1. Сущность понятия « комплексная готовность к школе»

Основной целью определения комплексной готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. В соответствии с этой целью в задачу учителя входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать проявлений школьной дезадаптации.

Под комплексной готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность ребенка к школьному обучению рассматривается в качестве готовности к учебной деятельности в целом.

В связи с введением ФГОС ДО произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на мотивационную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника», т.е. желание учиться в школе. Это желание может быть стимулировано разными причинами, среди которых психологи выделяют социальные и познавательные.

Социальные мотивы учения связаны с желанием ребенка занять новое место в системе доступных ему общественных отношений: стать учеником – иметь все соответствующие атрибуты (портфель, тетрадки, учебники), ощутить себя большим, школьником.

Познавательные мотивы связаны непосредственно с учением и с познавательными интересами ребенка. Они проявляются в интеллектуальной активности, в желании больше знать, уметь, в способности и потребности задавать вопросы и познавать окружающий мир.

Для готового к школе ребенка обычно характерен сплав этих двух потребностей. Он хочет учиться и потому, что стремится скорее стать большим, занять определенную позицию в обществе, и потому, что у него появились познавательные интересы, которые он уже не может удовлетворить дома. Индивидуальность каждого ребенка проявляется в преобладании одного из указанных мотивов, но в какой-то форме они оба должны быть выражены.

1.2. Компоненты комплексной готовности к обучению в школе

На данный момент принято считать, что готовность к обучению в школе является многокомпонентный образованием, требующим комплексных исследований в области педагогики и психологии.

Традиционно в педагогике выделяют четыре аспекта школьной зрелости: физическая, эмоциональный, интеллектуальный и личностный социально-психологичесий.

1.2.1. Интеллектуальная готовность

В содержание интеллектуальной готовности включаются не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

  1. Достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания;
  2. Определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов, таких как сформированность сенсорных эталонов, качества мышления – умение выделять существенное в явлениях действительности, сравнивать их, находить отличное или сходное; качества восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства; определенная степень децентрации мышления, высокий уровень развития наглядно-образного мышления и образно-схематического мышления, необходимых для формирования логического мышления;
  3. Актуальный уровень сформированности произвольности психических процессов;
  4. Определенный уровень развития речи, сформированности умения связно, последовательно, понятно для окружающих людей описать и объяснить явление или какое-либо событие.

1.2.2. Личностная и социально-психологическая готовность

Она включает формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку. О субъективной готовности к новой социальной позиции или наличии внутренней позиции школьника можно судить по общему стремлению ребенка в школу, сопряженному с его ориентацией на сущностные моменты школьно-учебной действительностью.

Личностная готовность выражается также в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе, характеризующих мотивационную готовность.

Сплав двух потребностей ребенка: стремления занять определенную позицию в обществе людей и познавательной потребности – способствует возникновению внутренней позиции школьника, которая выступает критерием готовности к школьному обучению.

1.2.3. Эмоциональная зрелость

Эмоционально-волевая готовность в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Обсуждая проблему эмоционально-волевой готовности к школе Д.Б. Эльконин выделил следующие параметры [9]:

  • умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Важность эмоционально-волевой готовности обусловлена тем, что от первоклассника потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. То есть у ребенка должна сформироваться произвольность психических процессов.

1.2.4. Физическая готовность

Физическая готовность определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и др., которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7-летнего возраста. Также должны учитываться состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние нервной системы ребенка, общее состояние его здоровья.

К концу дошкольного возраста происходит значительная перестройка анатомо-физиологических особенностей организма, возрастает подвижность и уравновешенность нервных процессов, (возбуждения и торможения), создаются условия для осуществления целенаправленного произвольного поведения.

К этому возрасту возрастает также значение второй сигнальной системы – слово приобретает сигнальное значение, во многом сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. Однако, у детей, поступающих в школу, наблюдается быстрое утомление, связанное с быстрой истощаемостью нервной системы; отмечается медленное развитие мелкой моторики, что обуславливает трудности в выполнении действий, требующих точности – письме, аппликации и т. д. Эти особенности важно учитывать при выборе методов и приемов учебно-воспитательной работы, определении учебной нагрузки, обучении письму и др.

Таким образом, готовность к обучению в школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

II. Характеристика уровней готовности к школьному обучению и адаптации ребенка в школе

Уровень готовности детей к школе может определятся по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта и т.д.

На основе результатов исследования определяется уровень готовности к школе:

  • ребенок к школе не готов, если он не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая, не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий;
  • ребенок к школе готов, если он умеет контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Первоначальный этап пребывания в школе – это период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям, которая представляет собой процесс активного приспособления к новой социальной среде с приложением специальных усилий. В этот период у детей могут возникать функциональные отклонения, которые в подавляющем большинстве случаев при нормальном протекании процесса адаптации проходят как бы сами собой и поэтому не требуют специальной работы. Признаками функциональных отклонений являются зажатость, скованность (или, наоборот, излишняя подвижность, крикливость), нарушения сна, аппетита, капризность, увеличение количества заболеваний и др.

Выделяют 3 уровня адаптации детей к школе [10]:

  • высокий уровень адаптации – ребенок положительно относится к школе; адекватно воспринимает требования взрослых, учебный материал усваивает легко, полно, глубоко; внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной учебной работе; занимает в классе благоприятное статусное положение
  • средний уровень адаптации – ребенок положительно относится к школе; ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий взрослого, но при его контроле; дружит со многими одноклассниками
  • низкий уровень адаптации – ребенок отрицательно или индифферентно (равнодушно) относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учебный материал осваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; необходим постоянный контроль со стороны; пассивен; близких друзей не имеет.

Таким образом, готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, охватывающая период не только 6-7 лет, но, включающая весь период дошкольного детства как подготовительный к школе этап, и младший школьный возраст как период школьной адаптации и формирования учебной деятельности, обусловленных в значительной степени уровнем подготовленности ребенка к школе.

III. Методы определения уровня комплексной готовности к школьному обучению

Применяемые методы диагностики комплексной готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах. Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер.

В настоящее время существует большое количество диагностических программ, которые можно с определенной долей условности разделить на три группы:

  1. программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;
  2. программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;
  3. смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

Предлагаемые методики ориентировочной оценки школьной зрелости могут привести к ошибке, а потому на отдельно взятый тест нельзя целиком полагаться в изучении психических функций. К результатам тестового обследования следует относиться вдумчиво и осторожно, опираясь на определенные признаки психолого-педагогической диагностики:

  1. Переход от традиционной диагностики отдельных, изолированных психических функций и свойств (например, умственные способности, память и др.) к диагностике более комплексной, педагогически более важных характеристик.
  2. Переход от несвязанных, более или менее «авральных» диагностических действий к комплексным диагностическим стратегиям.
  3. Переход к диагностике, выявляющей резерв возможностей и направленной на построение коррекционных и компенсационных программ.

Методики ориентировочной оценки школьной зрелости

  1. Степень психосоциальной зрелости.
  2. Уровень школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека.
  3. Чистота фонематического восприятия.

Определение умственной работоспособности

Важным дополнением к сведениям о «школьной зрелости» являются представления об умственной работоспособности детей и ее динамике в процессе обучения, характеризующие функциональное состояние центральной нервной системы.

При изучении умственной работоспособности младших школьников пользуются фигурными таблицами по методике, разработанной в НИИ физиологии детей и подростков РАО (Приложение 1 п.12).

Исследование познавательных интересов дошкольника

Познавательные интересы детей можно выявить посредством наблюдений за дошкольниками, бесед с ними, воспитателями, учителями.

Диагностика самооценки дошкольников

Самооценка детей дошкольного возраста может быть изучена в конкретной деятельности (оценка собственных результатов деятельности), в области умений и качеств личности, в области собственной личности в целом.

Тем самым, правильно подобранные методики диагностики, позволят вовремя выявить параметры неготовности, откорректировать их для того, чтобы первокласснику легче было адаптироваться к процессу обучения. Следует отметить, что адаптация к школе – процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным и с систематическим обучением. Адаптационный период обычно составляет 1-2 месяца при благоприятном приспособлении к новому социальному положению, новой учебной деятельности ребенком в системе регулярного школьного обучения.

Заключение

Проблема диагностики готовности ребенка к школьному обучению занимает одно из важных мест в системе психолого-педагогических наук. Общепризнано, что для полноценного развития личности и повышения эффективности обучения необходимо своевременно определить уровень подготовленности детей к обучению в школе.

На современном этапе развития образования, готовность к школе рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, которая позволяет раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду, адаптации к новым условиям и учебной деятельности, оценку степени физиологической зрелости организма.
Готовность ребенка к школьному обучению представляет собой комплексное образование, отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других и именно качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению уровня адаптации ребенка к школьному обучению.

Использование рассмотренных выше методик позволяют выявить особенности развития детей, а это первый шаг на пути создания условий оптимизации периода школьной адаптации первоклассников и предотвращения неуспеваемости.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2013. – 03 января.
  2. Ананьев, Б.Г. Преемственность в обучении [Текст]/ Б.Г. Ананьев. - М.: АР-КТИ, 2011. – 259 с.
  3. Архипова, И.А. Ребенок идет в школу. Уже? [Текст] / Лабиринт, 2009. – 208 с.
  4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов. - М.: Инфра–М, 2013. - 208с. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. [Текст]/ М.М. Безруких. - М.: Дрофа, 2012. - 256с.
  5. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. - М.: Академический проект, 2011. - 504 с.
  6. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию".- /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.:Новая школа,1998 г.-144с
  7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»: Пособие для психолого-педагогических комисси. -- М.: Владос, 2003 - 32 с.
  8. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб.: «Детство-Пресс», 20014. – 120 с.
  9. Савицкая, Д. В. Психологическая готовность детей к школьному обучению [Текст] / Д.В. Савицкая // Начальная школа. - 2011. - №3. - С.61-62.
  10. Степанова, М.И. Что такое «школьная зрелость»? [Текст] / М.И. Степанова // Справочник для родителей будущего первоклассника. Что такое «школьная зрелость»? - М.: ACT, 2013. - С. 3-6.
  11. О введении ФГОС дошкольного образования или «нестандартный стандарт» // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iyazyki.ru/2014/05/preschool-education/ [дата обращения: 03.03.2017].
  12. ФГОС НОО // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922 [дата обращения: 03.03.2017].
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены