РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Предпосылки формирования метапредметных умений в школе

Изменения, происходящие в обществе, затрагивают все сферы деятельности, в том числе и образование. В российском обществе в конце XX в. и в начале XXI века, изменения обусловили процесс модернизации в сфере образования. Цивилизационное развитие привело к резкому росту потока информации, необходимой человеку адекватно воспринимать и использовать в процессе жизни и деятельности.

Изменения произошли в содержании образования, технологиях обучения, условиях организации образовательного процесса. В последние несколько лет инновации затронули экономику образования, систему управления общеобразовательными учреждениями, содержание образования. Процессы обновления российского образования имеют длительный и масштабный характер, поэтому становятся актуальными проблемы выявления факторов эффективности преобразований, определения условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов школьников и выявление некоторых противоречий в образовательном процессе.

Выяснилось, что недостаточно обеспечивать ученика знаниями на десятилетия вперед в условиях современности. Оказалось, что наряду с опредмечиванием образовательного процесса существует феноменом межпредметности в образовательной практике, который трансформировался в силу вызова времени в идеологию метапредметности.

Действительно, ретроспективный анализ показывает, что на каком-то цивилизационном этапе была настоятельная потребность научного видения мира, что, собственно, явилось двигателем прогресса. Окружающая действительность описывалась научными моделями, совокупность которых по отдельным направлениям сформировалась в отдельные науки.

В сфере образования науки были опредмечены для возможности их логического изучения, восприятия учащимися. Но процесс опредмечивания – это фактический выбор из большого объёма научных знаний лишь отдельных, следовательно, любой предмет сам по себе и, особенно в школе – это слабая проекция окружающего мира. Выработав свой ресурс, предметное образование с неизбежностью для своего развития обратилось к связям между предметами (интеграция) – для моделирования непротиворечивой картины мира на доступном учащимся уровне. Однако, межпредметная интеграция оказалась очередной фазой развития образования в социуме. Новые подходы в современной образовательной практике: проектный подход, практико-ориентированный подход, пакетные системы синергетического характера – всё это инициировало рождение внепредметного, метапредметного феномена в современной образовательной практике.

Внепредметность и метапредметность – это области, лежащие вне рассмотрения школьных предметов. То есть, фактически, это самостоятельное опредмечивание новой (для стандартного набора школьных учебных дисциплин) области. Различие заключается в отношении к школьным предметам.

Если внепредметность может совсем не востребовать предметные ЗУНы (область реализации – внеклассная, внешкольная деятельность), то метапредметность напрямую опирается на предметные ЗУНы (актуальность для учителя - предметника). В такой связи для учителя, организующего урочную учебную деятельность учащихся более востребованными становятся метапредметные умения. Метапредметные умения обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Данные умения формируются в процессе преподавания различных предметов, в том числе и физики.

Знакомясь с разработками таких учёных как Селевко Г.К., Полат Е.С. можно сделать вывод о том, что формирование метапредметных умений служит важным средством развития у школьников познавательных способностей и формирования опыта самостоятельного учения с помощью учителя. К таким способностям можно отнести наблюдательность, пытливость, сообразительность, творческая активность в добывании и применении знаний.

Все это способствует тому, что метапредметные умения у школьников активно развивают умственные способности и формируются навыки самостоятельной работы. Такой процесс позитивно происходит на основе рациональной организации учителем психолого-педагогических условий для усвоения учеником) двух типов содержания образования (в том числе и по физике): содержания предметной области и деятельность (знаний, приобретаемых школьниками при изучении общеобразовательных физики, и умения их применять не только в предметном поле, но и в повседневной жизни, при приобретении профессии, при профессиональной деятельности).

Для решения этой задачи необходима специальная система работы учителя, который в своей профессиональной деятельности использует наиболее эффективные методы и средства для формирования у школьников метапредметных умений. Современное образование ставит свои цели перед учителями, но основная цель учителя заключается в том, чтобы подготовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, формирование у них навыков самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке новой информации.

Проблему формирования метапредметных умений и самостоятельной работы рассматривали: Бочкина Н.В., Голант Е.А., Конопкин О.А., Лернер А.Я., Матвеева Л.А., Махмутов М.И., Осницкий А.К. и др., поэтому педагогическая наука имеет целый ряд достижений в разработке теории обучения в таком тренде. Дидактические и методические взаимосвязи изучения учебного предмета с формированием метапредметных компетенций рассмотрены Л. Бахманом, Л.М. Ванюшкиной, А.С. Сидоренко и др.

Но в сложившейся реальной практике обучения не наблюдается желаемой степени сформированности у учащихся метапредметных умений, а учителя имеют недостаточно знаний, как именно формировать метапредметные умения у школьников.

Чтобы обеспечить учащихся умением учиться, способностью к самосовершенствованию и саморазвитию нынешняя система образования ставит главной задачей формирование универсальных учебных действий. Поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. В результате обучения у детей формируются универсальные способы действий, воспитывается умение учиться — способность к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в главных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. Кроме того, у учащихся должно формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, умение сотрудничать в различных видах деятельности.

В настоящее время наиболее перспективным путем признано формирование у учащихся метапредметных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Все перечисленные компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий. Поэтому необходимо оценивать готовность учащихся к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий создана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский; .А.Н. Леонтьев; П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, .В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) авторами: А.Г. Асмоловым, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под управление А.Г. Асмолова.

Эта концепция необходима для планирования образовательного процесса в образовательных организациях и обеспечения преемственности образования.

Термин «универсальные учебные действия» означает – умение учиться, т. е. способность учащегося, школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации. как в различных предметных областях, так и в целом в учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:

  1. познавательные и учебные мотивы,
  2. учебную цель,
  3. учебную задачу,
  4. учебные действия и операции.

Результат обучения в школе определяется внедрением ФГОС.

Универсальные учебные действия (УУД) являются главным пунктом нового стандарта. Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуальной базой которого является обеспечение соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Метапредметные умения формируются средствами каждого учебного предмета, это даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в итоге, ведет к формированию способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Для обеспечения реализации концептуальных оснований необходимо смысловое осознание понятия надпредметные умения.

Метапредметные умения учащихся – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины; они обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания (По Громыко Н.В.).

Метапредметный подход в преподавании учебных программ, реализующийся в формировании метапредметных умений, позволяет учащимся определять смысл учения и развивает желание учиться.

Громыко Нина Вячеславовна, кандидат философских наук, выделяет четыре основных метапредмета — метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача», хотя список метапредметов открыт; и в настоящее время разрабатываются другие метапредметы.

Перечисленные метапредметы не преподаются в рамках общеобразовательной школы, но могут накладываться на содержание учебных курсов, способствуя развитию у учащихся мобильности, креативности, умения применять свои знания на практике, мыслить нестандартно.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены