РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Опыт и перспективы использования дистанционного обучения при изучении иностранного языка

Автор:
Трифонова Анна Владимировна
Учитель английского языка МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова

В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.

Традиционное дистанционное обучение подразумевает, что обучающийся получает учебные материалы (печатные или электронные), изучает их самостоятельно в удобном для него режиме, общается с преподавателем он-лайн, электронной почтой или в скайпе, задает ему вопросы, может получить консультацию по непонятому разделу, высылает задания. Преподаватель оценивает знания обучающегося.

Дистанционное обучение как новая форма обучения и, соответственно как новая форма образования активно формируется и развивается в нашей стране, особое распространение оно получило в лицее № 62 г. Саратова.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  3. выполнение проектов и исследовательских работ;
  4. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  5. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Новые технологии, среды и методы, используемые учителями нашего лицея, позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам.

Дистанционное обучение сегодня имеет как свои плюсы, так и свои минусы:

  1. Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями.
  2. Для получения дистанционного образования необходима регулярная жесткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и самосознательности ученика.
  3. Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т. д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все желающие получить образование имеют компьютер и доступ к Интернету.
  4. Отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.
  5. В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых учеников отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем.

В своей практике при работе с детьми, находящимися по показаниям здоровья на домашнем обучении, я прибегаю к дистанционному обучению по Skype. Основными преимуществами такого вида обучения являются:

  1. Нет необходимости тратить время на дорогу, связь учеником осуществляется дистанционно через Интернет.
  2. Доступность, т.к. для занятий по скайпу даже веб камера не является обязательной. Достаточно микрофона и рабочего звука. Скайп позволяет учителю показывать свой экран, а это значит, что весь необходимый учебный материал, то есть упражнения будут видны и на экране ученика. Необходимыми являются только хорошая связь, хорошее качество звука, чтобы можно было хорошо слышать друг друга.
  3. Учебный процесс контролируется родителями.
  4. Возможность оперативно устранять любые пробелы в знаниях. В режиме реального времени ученик будет изучать все то же самое, что подразумевают под собой традиционные способы изучения, но в удобной для него обстановке.
  5. Усвоение материала проходит в красочной и наглядной форме с использованием компьютерных технологий, а также тестовой системы.
  6. Возможность использовать всю литературу и учебные материалы в любой момент, т.к. все находится под боком или в компьютере.
  7. Гибкость, т.е можно легко перенести занятие.
  8. Эффективность (нет психологической напряжённости, какая часто бывает в классе, а также в любой момент сделать перерыв, отсутствие дискомфорта, вызванного присутствием в доме постороннего человека).
  9. Индивидуальный подход.

Между тем, как и у любого другого способа обучения, у занятий по скайпу есть и свои минусы. Правда, они не настолько значительны, и можно отметить следующие факты, на которые стоит обратить внимание:

  1. Ограниченность физического взаимодействия – Некоторые считают, что присутствие преподавателя благоприятно влияет на процесс изучения иностранного языка. Хотя это еще спорный момент, тут главное желание и терпение, а также наличие усердия и трудолюбия.
  2. Технические проблемы – прерывание связи, отставание аудио от видео, посторонние шумы и т. д., что может сказаться на процессе обучения, вызывать раздражение, негативную и нервную обстановку в целом, а также влиять на мотивацию.
  3. Отсутствие общения в группах.

Но, на мой взгляд, плюсов у обучения по скайпу больше, чем минусов. Это удобно физически и легко морально, и главное – интересно и результативно.
С технической и бытовой точки зрения, дистанционный способ обучения ни в чем не уступает традиционному face-to-face, а возможно и опережает, благодаря мобильности и доступу к любым необходимым ресурсам, что облегчает и ускоряет процесс обучения, делает его более гибким, что в принципе отвечает требованиям современного ученика.

Список использованной литературы:

  • Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
  • Ляховицкий М.В «Методика преподавания иностранных языков». Москва, «Высшая школа», 1981.
  • Brumfit S., Johnson K. “The Communicative Approach to Language Teaching”. Oxford, 1981.
  • http://www.richmother.ru/work/work34.html
  • http://www.it-n.ru
  • www.eidos.ru/project/eidos-class
  • http://online-teacher.ru/blog/dist-learning-2
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены