РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Использование текстов естественной письменной речи в преподавании русского языка как иностранного

В современном мире все большее число людей отдает предпочтение социальным сетям в качестве коммуникативного средства. Люди ежедневно применяют их для того, чтобы общаться, решать важные проблемы, делиться важными событиями своей жизни, передавать чувства и эмоции. Тексты, создаваемые в данных группах, с точки зрения языкознания, относятся к естественной письменной речи (далее ЕПР) и создаются человеком спонтанно, а, значит, в наибольшей степени отражают индивидуальные особенности личности, в том числе и с точки зрения коммуникативного поведения.

Сам термин ЕПР был впервые введен Н. Б. Лебедевой. Она рассматривает Естественную письменную речь как особый объект, имеющий следующие признаки:

  • письменная форма; (данный признак формально отличает ЕПР от ЕУР);
  • спонтанность;
  • непрофессиональность исполнения;
  • неофициальность (повседневность);
  • отсутствие промежуточных лиц и инстанций (редактора, корректора и пр.).

«ЕПР – основная, первичная, исходная коммуникативная деятельность в письменной форме, то есть отраженная специальными знаками на какой-либо поверхности – материальном субстрате» [Лебедева, 2002, с. 16].

Изучение русского языка во всех его формах и проявлениях – совсем непростое дело даже для носителя языка, а тем более для иностранцев, желающих говорить по-русски. На занятиях, посвященных преподаванию русского языка как иностранного (далее РКИ), преподаватель должен не просто обучить студента правилам орфографии и пунктуации, но развить в нем навык коммуникации на русском языке с учетом всех языковых, речевых, грамматических и культурных особенностей русской речи. Одним из приемов совершенствования речевой деятельности может служить использование текстов ЕПР на уроках РКИ.

Подобная практика речевого общения преследует сразу несколько целей:

  • улучшить речевые навыки студентов,
  • повысить уровень владения речевыми конструкциями живой, естественной речи,
  • снять психологическое напряжение, возникающее из-за ощущения трудностей при коммуникации и естественно формирующегося языкового барьера.

Систематическое и продуманное использование текстов ЕПР на уроках РКИ позволит преподавателю не только заинтересовать обучающихся, но и развить навык общения в реальной жизненной ситуации.

В современной методике преподавания РКИ принято выделять три цели обучения: коммуникативную, общеобразовательную и воспитательную:

  • коммуникативная - овладение языком как средством общения;
  • образовательная - приобретение знаний:

а) лингвистических;
б) страноведческих;
в) профессиональных;
г) универсальных;

  • воспитательная – формирование личности учащегося, взаимопонимания между людьми разных национальностей, межкультурной коммуникации;

Данные цели могут быть достигнуты только при введении студента-иностранца в реальную коммуникативную ситуацию, а не придуманную искусственно. Реальная ситуация общения позволяет преподавателю продемонстрировать, а следовательно, и устранить «слабые места» речевых действий и поведения обучающегося.

Наиболее традиционными жанрами ЕПР на уроках РКИ являются письма. Но, создавая их, студенты используют шаблоны и клише, предложенные преподавателем. Тексты, диалоги, созданные в социальных сетях, как правило, не носят клишированный характер, ведь коммуниканту необходимо поддерживать реальное общение, касающееся лично его.

Все это влечет за собой использование не клишированных конструкций, а тех, которые позволяют увидеть индивидуальный стиль речевого поведения участников общений.

Если преподаватель предложит студентам создать группу в социальной сети, начать вести ежедневник, альбом, книги для записей различного характера, процесс обучения будет проходить быстрее. Во-первых, это дополнительная речевая практика. А во-вторых, студент получает возможность остаться наедине со своими мыслями, выразить их в соответствием со своим коммуникативным намерением, а не в соответствием с заданием упражнения.

Использование социальных сетей, таких как VK, Viber, WhatsApp – это отличное средство дилогического общения вне аудиторных занятий. Любое число участников может быть в подобной группе, важно, чтобы преподаватель также стал ее участником, направлял речевую деятельность коммуникантов. Преподаватель на начальном этапе должен вступать в диалог, демонстрируя на своем примере образцовые речевые конструкции, мотивируя обучающихся стремиться к ним, но не исправляя их. В дальнейшем, когда спадет психологическое напряжение, он может приводить правильные варианты написания и формулирования фраз студентов, а также прорабатывать ошибки уже непосредственно на занятиях. Важно, чтобы студенты почувствовали именно помощь, а не контроль преподавателя.

Преподаватель русского языка как иностранного должен не только помогать учащемуся в решении образовательных проблем, но также способствовать адаптации в чужой культуре, в принятии новых устоев и правил. «Кроме того, важно отметить, что одних руководящих способностей не может быть достаточно для преподавания русского как иностранного. Преподаватель РКИ должен представлять из себя открытого дружелюбного человека, способного повлиять на учащихся и заинтересовать их» [Вольнова Д.Н., Меланченко Е.А., 2016].

Предлагая различные темы для обсуждения, преподаватель поможет студентам быстрее влиться в культурное пространство России, понять особенности жизни. Став «другом и товарищем» по коммуникации, преподаватель сможет завоевать доверие студентов, что весьма важно на уроках РКИ.

Создавая коммуникацию в подобных социальных группах, преподаватель также получает возможность проводить своеобразный контроль ошибок, без дополнительных специальных аудиторных работ, которые всегда создают ситуацию волнения, тревожности, что влечет за собой появление большего количества ошибок, чем в ЕПР.

Конечно же, ЕПР – явление спонтанное и говорить про речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки в непосредственной речевой ситуации нельзя. Но, используя данный материал как средство внеаудиторного обучения студентов, преподаватель может проводить дальнейшую работу по корректировке трудных для обучающихся тем, ориентируясь на индивидуальные ошибки каждого участника коммуникации.

Данная методика ни в коем случае не должна исключать аудиторную работу, а лишь являться средством дополнительного получения языкового материала, дополнительной речевой «платформой» для студентов, где коммуникация будет зависеть от каждого участника, в том числе и от преподавателя, ведь основная цель преподавания РКИ - сформировать полноценную коммуникативную личность, способную вести речевую деятельность на русском языке.

Список литературы:

  1. Лебедева, Н.Б. Некоторые аспект исследования естественной письменной русской речи / Н.Б. Лебедева // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты: Материалы конф. Ч. 2: Теория и практика современной письменной речи: сб.ст./ общ.ред. Н.Д. Голева. –Барнаул: Изд-во АГУ, 2002 – С. 267–275.
  2. Вольнова Д.Н., Меланченко Е.А. Организация процесса обучения русскому языку как иностранному: актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного, роль преподавателя и учащегося в процессе обучения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/68724 (дата обращения: 07.06.2018).
  3. Богин, Г.И. Речевой жанр как средство индивидуализации / Г.И. Богин // Жанры речи: сб.ст/ общ. ред. В.Е. Гольдин. – Саратов : Изд–во Государственного учебно–научного центра «Колледж», 1997 – Вып.1 – С. 12–23
  4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999 –352 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика