РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Авторская методика «Ветерок» - в помощь логопеду

Эта методика направлена на развитие продолжительного выдоха с помощью настольных игр с игровым полем, так называемых «ходилок» и «бродилок».

Много времени у детей дошкольного возраста занимают игры. Именно в процессе игры у детей развиваются высшие психические функции- память, внимание, мышление, воображение, речь. Закладывается пространственное видение, воображение,ориентировка в пространстве и на листе. Игра учит  взаимодействию с другими участниками игры, отрабатываются коммуникативные навыки детей с окружающими людьми, животными или природой.

Основываясь на научных работах таких ведущих специалистов как:  Л.С. Выготский, И.Г Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П Успенская, А.Н. Стрельникова, Е.А. Кравцова, Д.Б. Эльконин и многих других, мной была разработана и апробирована на практике методика для развития длительного выдоха с помощью игр – ходилок (бродилок).

Эта методика хорошо себя показала на практике для развития у детей длительного выдоха при таких дефектах, как: ринолалия, дизартрия, всевозможных парезах и параличах органов артикуляции и других патологиях, при которых нарушается выдох, как речевой, так и физиологический.

Для использования данной методики нам потребуется:

1. Любая настольная игра с игровым полем, желательно с большими клетками «хода»– ходилка (бродилка). Её можно сделать самостоятельно или взять готовую. Игровое поле лучше всего заламинировать или закрыть прозрачной пленкой (например стрейчем), потому, что бывает так, что при выдохе, особенно на начальном этапе занятий, могут лететь слюни во все стороны и игровое поле быстро придет в негодность.

2. Один кубик.

3. Коктейльная трубочка каждому. Коктейльные трубочки на начальном этапе берем толстые и короткие - в них легче дуть. Постепенно увеличиваем длину и уменьшаем диаметр трубочек, ведь в длинные и тонкие трубочки дуть тяжелее, приходиться прилагать больше усилий.

4. Фишки или маленькие игрушки. Фишки должны быть достаточно легкие, чтоб ребенок мог их сдуть, но и не перышками - иначе улетят. Игрушки тоже вначале берем более легкие и постепенно увеличиваем их вес. Желательно, что бы ребенок сам выбрал, каким фишками он будет ходить.

Перед самым началом игры необходимо проговорить с ребенком все правила: когда пропускается ход, когда делается дополнительный, кто начинает ходить  первым. После этого раскладываем карту игрового поля. Ставим фигурки на старт. Кидаем кубик и ходим, исходя из того, сколько ходов нам на нём выпало. При этом фишки двигаются не руками, а передвигаются с помощью выдоха через трубочку на такое количество клеточек, сколько выпало на кубике.

Если ребенку сложно справляться с маленькими клеточками на игровом поле, я предлагаю еще два варианта игры, которые могут служить подготовительными играми для игры на более сложном поле.

Первый вариант: можно сделать из картона двое ворот, которые будут соединены «траекториями»  различной длины и изгиба. И дуть через коктейльную трубочку на мячик, вначале просто забивая друг другу голы. При этом вороты постепенно нужно отодвигать на все большее и большее расстояние друг от друга. Затем дуть через коктейльную трубочку на мячик по заданной траектории (прямая и изогнутая). Траектории постепенно увеличиваются по сложности и по протяженности.

Второй вариант: нужно сделать самому или подобрать игровое поле с большими клетками.  Это позволит подготовить силу выдоха ребенка и научит её контролировать.

И в заключении мы берем сложное игровое поле, с достаточным количеством шагов от старта до финиша. С маленьким шагами между клетками и с учетом всех правил игрового поля. Кидаем кубик и передвигаем  фишки на то количество клеток, которое выпало на кубике. Если позволяет сила выдоха можно взять коктельную трубочку с изгибами.

В результате, с помощью игры, мы не только развиваем длительность выдоха, мы еще и учим ребенка коммуникации, общению, терпению, ориентировке на игровом поле и соблюдению правил игры. В игровой форме  дети лучше сосредотачиваются и больше усваивают новые навыки дыхания, чем по прямому и скучному заданию взрослого. Которое обычно очень быстро им надоедает и становится неинтересным, особенно когда развитие дыхания является основным из пунктов реабилитационной работы логопеда и происходит довольно длительное время.

Логопед высшей категории Великанская В.В.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика