РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Авторская методика: «Потрогай звук»

В её основе лежит театральная методика постановки речи. В ней все действия нужно провести через себя, эмоционально окрасив их, создавая живой «образ» звука.

В этой методике задействованы все виды памяти: двигательная (механическая), эмоциональная, образная и словесно-логическая. Разберем на составляющие эти виды памяти, что бы понять, за что отвечает тот или иной вид памяти.

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Основное назначение это­го вида памяти у человека состоит в том, что она служит основой для фор­мирования как различных практических, трудовых навыков, так и навыков ходьбы, письма и т.д. Без этой памяти на движе­ния мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять со­ответствующие действия. Эмоциональная память — это наша память на чувства. Эмоции всег­да сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потреб­ности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Образная память — память на представления окружающей среды, картины при­роды и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Словесно-логическая память – она выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания и размышлений о чем (или о ком) либо. Теперь, после того, как мы разобрались, какой вид памяти за что отвечает, перейдем к нашей методики, а именно к созданию «образа» звука. Итак...

Давайте попробуем представить, что звук может стать «объёмным».

Что мы можем потрогать, подержать, помять, бросить звук, как нечто живое или осязаемое нами. В данной методике каждый может попробовать сыграть «роль», создать свой «образ» для работы со звуком, исходя из поставленной задачи, а потом создать «образ» звука и закрепить его индивидуальным движением. А так же с каждым из звуков можно отработать разные варианты их произношения, включая отработку слогов.

Представьте, что звук Ш – это ШАРИК.

А теперь мы возьмите его в руки, покатайте между ладонями, почувствуйте его, создайте образ. Создали?? Отлично! А теперь начните надувать наш образ, постепенно раздвигая руки, не теряя формы шара, со звуком Ш, Ш-ш, Ш-ш-ш, Ш-ш-ш-ш. И вот когда вы надули большой шарик, резко схлопните его с коротким и хлестким звуком – Ш.

Звук Ж – представьте, что берёте в каждую руку по дротику и со звуком Ж бросаете по очереди левой и правой рукой.

Тут можно представить как замедленный бросок с мягким звуком Ж-ж-ж, так и резкий бросок в цель с коротким звуком Ж.

Звук С – представьте, что указательные пальцы рук – это иголочки. И после этого указательными пальчиками двух рук делайте укольчики с коротким и резким звуком С, поочередно левой и правой рукой.

Звук З – представьте, что поочередно каждой рукой вы плавными, но не резкими движениями, как будто гладите, пробуете погладить шмеля на цветочке или прогнять надоедливого комара ладонями обеих рук поочередно со звуком З-з-з. Можно изменить этот звук, прогоняя комара резкими движениями ладоней с коротким звуком З.

Звук Т – возьмите в каждую руку по воображаемому молотку и поочередно забивайте гвозди с коротким звуком Т, Т, Т, Т.Так же можно отработать слоги, забивая гвозди.

Звук Д – а теперь представьте, что каждое ребро вашей ладони- это лезвия «топора» и начините ими поочередно «рубить» дерево или дрова с коротким и емким звуком Д, Д, Д, Д.

Звук К – возьмите в обе руки большой топор, и двумя руками одновременно рубите топором дерево со звуком К, К, К, К.

Звук Г – представьте, что застряли в лифте, и начинаете раздвигать двери лифта двумя руками друг от друга Г, Г, Г, Г.

Звук Ч – «возьмите» в руки мячик и чеканьте об пол, двумя руками поочередно, со звуком Ч, Ч, Ч, Ч.

Звук Щ – представьте, что в ваших руках метла и ей метете пол, делая движения из стороны в сторону со звуком Щ, Щ, Щ, Щ.

Опять же, тут можно отработать, как мягкий и тянущийся звук Щ-щ-щ, так и резкий Щ.

Звук Х – представьте, как будто стряхиваете с кончиков пальцев воду Х, Х, Х, Х.

Звук Ц – представьте, что в руках бельё и его полощите двумя руками из стороны в сторону со звуком Ц, Ц, Ц, Ц.

Звук Н – представьте, что перед вами препятствие, стена. И вам надо отодвинуть ее от себя руками. Для этого вытягиваете поочередно руки перед собой ладонью вперед и с усилием «давя» на стену произносите звук Н, Н, Н, Н.

Звук М – представьте, что стали маленькими детьми и двумя руками тянем к себе маму за подол платья со звуком М, М, М, М. Как будто вы просите, что бы вам уделили внимание. Тут возможны несколько вариантов «образа» произношения. Этот звук можно сделать разным, исходя из того, просто ли вы просите внимания или чего то «выпрашиваете», капризничая. Таким образом тренируя разное интонационное произношение звука в жизни.

Звук Л – представьте, что нужно тянуть канат с усилием на себя. Перехватываете руками воображаемый канат со звуком Л, Л, Л, Л

Звук Р – сложите пальцы все вместе, создавая ими «образ» шурупа и закручивающимися движениями каждой кисти по очереди, вкручивайте «шуруп» со звуком Р, Р, Р, Р в стену перед собой, с движением рук от себя. Возьмите руль двумя руками и крутите его со звуком РРРРРРР.

Звук П – представьте, что в каждой руке по пистолету и стреляете в цель П,П,П,П.

Звук Б – представьте, что руки мокрые и нужно стряхнуть воду с кистей рук, со звуком Б, Б, Б, Б.

Звук В – представьте, что отгоняете от себя комара со звуком В, В, В, В. Или как дует ветер среди деревьев В-в-в-в.

Звук Ф – представьте, что вы очень устали, вы вспотели и стираете пот со лба, со звуками Ф,Ф,Ф,Ф.

Эти же упражнения можно использовать со слогами, для автоматизации звуков в слогах.

Например: тянем маму за подол- МА, МА, МА, МА, затем пришпориваем лошадь - НО, НО, НО, НО, тянем канат ЛА, ЛА, ЛА, ЛА, затем ЛО, ЛО, ЛО, ЛО и т.д.

В результате всех этих упражнений, когда «трогаем» звук, возникает его образ, который с помощью двигательной (моторной) памяти фиксируется и запоминается. Таким образом, формируется мышечная память правильной артикуляционной позы. В результате добиваемся правильного и устойчивого звукопроизношения. Данная методика подходит для работы и с детьми и с взрослыми. Дети воспринимают подобную форму занятий в игровой форме, это способствует снижению утомляемости и зарождает мотивационный интерес к занятиям. У взрослых снижается порог «стеснения», образуется интерес к правильному диалогу и разговору.

Логопед высшей категории Великанская Виктория Владимировна

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.