РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы. Взгляд молодого педагога.

Пей тоску, как горький чай,
Чувствуя давление плит.
И тоску, томясь, встречай,
Зная, что ты инвалид…

Так ли жить, гоня весь свет,
Уходя в бреду под воду?
Я учитель. Мой совет:
Пой по жизни счастью оду.

Ты наш герой,
Ухмылка всем запретам.
Как новый смелый крой,
Как знающий с ответом.

И множество дано дорог:
Жить, ограниченным стенами,
Или, шагнув через порог,
Идти за знаньем в школу с нами.

Что нам готовит XXI век?
Доступную среду как доступ в интернет.
Свободно мысли, действуй, человек.
Ограничения в возможностях отныне больше нет!
Маленьких Н.А.

Когда молодой специалист приходит в школу, едва окончив институт, ему оказывается колоссальная поддержка педагогом-наставником. Так почему этого не происходит при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Мне кажется, и те, и другие нуждаются в адаптации.

Но молодой специалист «окунается» в трудовые будни, становясь полноправным членом педагогического коллектива, опытного и знающего. А дети с ОВЗ зачастую попадают в среду «таких же, как они». Правильно ли это? Правомерно? Нет. Это банально не честно.

Все люди равны, все имеют равные права. Так стоит ли делить общество на «здоровых» и «не здоровых», изолируя вторых? Согласитесь, это не корректно. Как решается этот вопрос в современной системе образования?

Инклюзивное образование.

Для современного человека крайне важно чувствовать свою значимость в информационный век. Как реализовать себя, если возможности организма ограничены? Инклюзивное обучение.

Однако внедрение инклюзивного образования в школах натыкается на «подводные камни».

Во-первых, детское непонимание «почему ему можно?», «он не такой, как мы». Избежать этой ситуации легко – инклюзия должна прослеживаться в преемственной связи: дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательное учреждение.

Опыт из жизни. В детский сад с моим сыном ходит мальчик с ОВЗ. Дети, начиная с 1 младшей группы, привыкают друг к другу. В школьном возрасте «неудобных» вопросов не возникнет, так как, взрослея вместе, они научатся оценивать друг друга не по внешности, а по заслугам.

Во-вторых, не всегда образовательные учреждения технически могут обеспечить образовательный процесс для детей с особыми потребностями. Здесь же кадровый вопрос: штатный логопед, дефектолог, педагог-психолог, «подкованность» преподавателей- «предметников» в вопросах инклюзивного образования.

Возвращаясь к тому, с чего начала, молодой специалист, ведь, по сути, тоже ограничен в возможностях: он не обладает тем багажом педагогического опыта, что его коллеги, но ведь его за это не изолируют в «специальную школу для молодых педагогов». Поэтому правильно детей, интеллект которых сохранен или частично сохранен, обучать в общеобразовательной школе. Конечно, они нуждаются в адаптированной образовательной программе (дети с ЗПР, УО) или в специальном оснащении кабинетов и методическом сопровождении школы (дети с НОДА, нарушением зрения и слуха).

Перспективы инклюзии, несомненно, стоят тех сложностей, с которыми приходится сталкиваться на уроке учителям.

Обучение детей с ОВЗ совместно со здоровыми одноклассниками полезно всем участникам образовательного процесса: дети учатся дружить, быть терпимыми, сочувствовать и сопереживать. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают полноценное гармоничное развитие личности: качественное образование, воспитание в среде сверстников, и поэтому адаптированы к взрослой жизни (они не испытывают чувства неполноценности, готовы отстаивать свою позицию наравне со всеми). И учитель. Огромный опыт получает руководитель учебного процесса.

Потому особенно важно привлекать к преподаванию в инклюзивных классах именно молодых специалистов. Молодой педагог гибок и всегда готов к трудностям, его теоретический багаж информации актуален.

Из опыта. Недавно в интернете познакомилась с мамой второклассника. Она рассказывала, что у сына синдром гиперактивности и дефицита внимания, расстройство аутического спектра, задержка психического развития, дислексия, дисграфия. После окончания первого класса мальчика посоветовали показать на ПМПК. В ходе обследования рекомендовали семейное обучение. Это в городе-«миллионере»! Ребенок с таким списком диагнозов насильно отрывается от общества, корректировать поведения без социализации невозможно.

У нас в сельской школе обучается 26 детей с ограниченными возможностями. В инклюзивных классах обучаются дети с задержкой психического развития, инвалид по зрению, трое учащихся, которым рекомендованы индивидуальные учебные маршруты. Учителя нашей школы успешно реализуют надомное обучение с детьми, которые имеют сложные множественные заболевания (как соматические, так и психические) и в силу этого не могут посещать образовательное учреждение. Однако в школе созданы благоприятные условия для организации учебного процесса таких детей. Успешно функционирует специальный (коррекционный) класс для детей с умственной отсталостью, в него зачислены учащиеся после прохождения ПМПК, по настоянию родителей. Квалификация и опыт иковских учителей позволяет обучать в инклюзивном режиме учеников с нарушениями интеллекта и учеников без отклонения, уделяя достаточное внимание еще и работе с одаренными детьми. Практика курирования семейного обучения появилась с 2018 года: ребенку оказывается помощь в образовательном процессе.

Было ли мне, молодому специалисту, страшно, идти на урок в инклюзивный класс?

Естественно. Но этот опыт учит дисциплине, дает возможность в короткий срок овладеть искусством использования технологии интегрированного обучения. Где, если не на уроке, испытать себя «на прочность», на профпригодность, если хотите!

В заключении, инклюзивное образование – это огромный реформаторский шаг в системе образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт требует использования, в первую очередь, системно-действенного подхода, современных образовательных технологий: информационно-коммуникативных технологии, технологии игрового обучения и т.д. Эти критерии зарекомендовали себя при работе с инклюзивным классом, значительно облегчая деятельность всех участников образовательного процесса.
И как показывают Паралимпийские игры, инвалидность условна.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика