РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Заблуждения об инклюзивном образовании, и как инклюзия обогащает учебный процесс (Взгляд со стороны)

«В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить» (Cократ)

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей ребята здоровые и с ОВЗ обучаются совместно. Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года.

Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного. Несмотря на то, что инклюзивное образование отражено в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей, несмотря на то, что около 5% детского населения относится к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Особенно сложности возникают, когда в классе впервые появляется учащийся с ОВЗ: комментарии, полные негодования, в сторону таких детей со стороны родителей, уверенных, что такое соседство не пойдёт во благо их собственным детям, одноклассников, учащихся из одной параллели или даже школы. В данном случае на помощь учителю, классному руководителю придёт данная статья, рассматривающая основные спорные ситуации и способы выхода из них, основанные на Федеральных законах об инклюзивном образовании и опыте педагогов.

Мнение 1. «Инклюзия — это лишь слова о равноправии и поддержке. На практике такое образование не работает. По крайней мере, в России».

Существуют разные определения слова «инклюзия». Инклюзивное (включенное) образование, инклюзия. ЮНЕСКО понимает инклюзию как «позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение». Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психо-физического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование — подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конечно, инклюзивное образование на территории РФ не настолько разработано, как на Западе. Это связано с тем, что такой метод образования сталкивается с двумя основными трудностями на своём пути развития: отсутствием разработанной всероссийской программы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями и проблемой в совмещении темпов преподавания и основного объема знаний для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Но, несмотря на то, что во введении инклюзивного образования есть некоторые трудности, всё же можно выделить основное преимущество этой методики: с каждым днём дети с ОВЗ получают всё больше возможности учиться, расти и развиваться вместе с остальными детьми. Скорость разработки методов и приёмов этого направления в педагогике увеличивается постоянно. И, как знать, может, буквально через 5-8 лет инклюзивное образование в РФ достигнет небывалых высот, ведь оно просто необходимо.

Мнение 2. «Ребенок с ОВЗ в классе отнимает силы и время у преподавателя – и поэтому тянет весь остальной класс назад. В чем смысл?»; «Учителя будут сильнее загружены, уставать и вообще забросят класс».

Инклюзивное образование – это образование специальным образом организованное, то есть одна из важнейших характеристик инклюзивного образования – это гибкость. Система образования в РФ достаточно давно отходит от железобетонных рамок преподавания как для детей с ОВЗ, так и для обычных детей.

Инклюзия требует педагогического творчества, отхода от однотипности учительских директив, максимальной индивидуализации обучения.

Для учеников с ОВЗ – это базовое условие. Но, в итоге, все это распространяется и на учеников обычных. Учителя начинают искать новые методы и приёмы, ставят пред собой новые задачи, обнаруживают именно на особых учениках, насколько это эффективный «мотиватор». В результате невероятно наращивается дидактический арсенал. Одной зеленой, как тоска, доской уже не обойтись.

В итоге, как показывает практика, использование новых (и интересных!) методов и приёмов, учебных пособий и компьютерных программ приводит к значительному улучшению результатов по контрольным работам, тестам и устным ответам как у учащихся ОВЗ, так и обычных учеников.
Главное – чтобы учитель был настроен открывать для себя что-то новое и вместе с детьми идти по этому открывшемуся пути.

Мнение 3. «Ребёнку с ОВЗ лучше учиться на дому. Раньше все так учились, и нормально!»

Надомное обучение — самый тупиковый и бесперспективный из-за своей закрытости метод обучения. Ребёнок не общается с другими людьми, у него нет никакой социализации. А вот если ребёнок с ОВЗ изучает материал вместе с остальными детьми в классе, у него есть возможность обсуждать учебную ситуацию, делать что-то совместно с одноклассниками — это уже инклюзивное обучение. Оно заметно расширяет границы и социализации, и коммуникации: ребёнок получает не только знания по предмету, но и получает возможность научиться важным социальным и коммуникативным навыкам, проявить свою творческую активность, индивидуальность.

Мнение 4. «А он у нас просто сидит в углу, для проформы. Ребенок с ОВЗ в любом случае отстает по выполнению школьных заданий, усвоению материала от остального класса – какой смысл тогда в этом? Зачем он тут «просто сидит»?

Школьное образование, как трактует его Закон об образовании РФ – это обучение и воспитание. Это не только академическая программа. Интеллектуальные цели, безусловно, относятся к целям школьного образования, но еще цели социальные и цели правовые. И инклюзия – это, в первую очередь, право. Основной законодательный акт об образовании – это Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ». Именно в нем указано, что каждый ребенок имеет право получить нормальное образование независимо от своих возможностей и состояния здоровья.

Но вернемся к тому, «какой смысл?» «Просто сидеть в углу» – это не инклюзия. Любой ученик приходит в школу для того, чтобы учиться. Именно поэтому создаётся индивидуальная программа для обучения детей с ОВЗ.

Однако как ни про одного даже самого способного ребенка в 7 лет невозможно сказать, с каким баллом ЕГЭ он окончит школу, так и про ребенка с ОВЗ невозможно предсказать, к каким достижениям его приведет обучение в общеобразовательной среде. Быть может, такой ребёнок, придя в общеобразовательный класс, первое время и не покажет особенных успехов. Но под чутким руководством учителя и дружеского подбадривания одноклассников учащийся с ОВЗ достигнет небывалых высот.

Мнение 5. «Ребёнок с ОВЗ остальными детьми воспринимается как «тупой», то есть его точно будут обижать! Зачем это ему? Возможно, ему стоит быть лучшим в коррекционном классе, чем худшим в обычном?»

Травля (буллинг) – явление, не имеющее границ, и в группе риска находится любой человеческий коллектив. Исследования в области буллинга не выделяют конкретных и однозначных типов жертв, но среди жертв травли есть и дети богатых семей, и здоровые, и талантливые, и даже выдающиеся дети. В изоляционных моделях социальных сообществ, в том числе, и образовательных, риски буллинга и насилия значительно выше.

Думать нужно не о том, что, возможно, обидят ребёнка с ОВЗ, а о том, что травле может быть подвергнут любой ребёнок. Если в классном коллективе есть буллер, то жертва найдётся, учится в классе ребёнок с ОВЗ или нет.

Поэтому внимание должно быть обращено к самой проблеме травли. И бороться надо с ней, а не с учениками с ОВЗ, назначенными в обязательные жертвы лишь нашей фантазией.

Итак, участникам образовательного процесса важно понимать, что барьеры на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни стоят не только у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выявление этих барьеров с целью если не устранить, то хотя бы разобраться, как преодолевать их, – одна из важнейших задач, стоящих перед школой на пути построения инклюзивной среды.

Читайте также:
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Автор живого ребёнка с ОВЗ видел? Я не говорю о детях с сохранным интеллектом (ДЦП) и небольшими нарушениями речи. А так, чтоб ТМНР? Когда он орёт и мастурбирует на уроке, бросается на детей с колюще - режущими. И тут бедный учитель должен проявлять героизм, чтоб живы все остались, какое тут обучение! Те копейки, которые перечисляет государство на таких детей (по сравнению с западном) до учителя не доходят. На тьютеров директора не раскошеливаются также. Поэтому в нашем государстве, где решили разломать систему коррекционных школ (невыгодно) никакого принятия инклюзии не будет учительским сообществом.
avatar
0
2

Господи, какой бред! Сразу видно, что человек и понятия не имеет, что такое ребёнок с ОВЗ!  И никакая это не передовая система обучения, а очень вредная. Да и не система вовсе! Нет никакой системы!  Есть непродуманные, ничем не подкреплённые лозунги. Какая социализация! Тут только смотри, чтоб не зашиб кого-нибудь, а уж про то, чтоб он чему-нибудь научился и говорить нечего.  Инклюзировать можно лишь единицы детей, и лишь с немногими диагнозами.  Нужно прекратить издеваться над этими детьми и дать им возможность учиться в специальной школе, где всё предусмотрено для них, и учителя - дефектологи прежде всего.  А также сообщаю автору, что такой формы как "надомное обучение" не существует! Нужно читать как следует 273-ФЗ,  прежде чем о чём-то высказывать своё мнение.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.