РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Концептуальные основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей

Подростковый возраст - один из главных периодов роста и формирования организма; в это время идёт перестройка деятельности всех органов и систем.

Особую роль играет изменение в нервной и эндокринной системах. Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков. Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см., что является достаточно сложным испытанием для всего организма. Активнее всего растут трубчатые кости: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание; формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.

Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы: изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.

Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.

Половое созревание девочек начинается на 1-2 года раньше. Они обгоняют в росте мальчиков. Отсюда и увлечение мальчиками, которые старше их. После завершения полового созревания темп роста девочек резко падает. К 15 - 16 годам они уже сформированы. Рост прекращается. Мальчики в 12 – 14 лет продолжают усиленно расти, и к 15 - 16 годам (10 -11 класс) они значительно выше девочек. Мальчики растут до 18 - 20 лет, т. к. полное созревание завершается позднее. В это время наблюдается изменение давления, скорость сокращения сердца. Эти отклонения увеличиваются при физических, умственных, эмоциональных перегрузках. Чем меньше двигается подросток, тем хуже работает сердце и сосуды. В подростковый период улучшается аппетит.

Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью. Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых.

Негативизм и чувство взрослости являются психологическими новообразованиями личности подростка. В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей. Особенности характера общения с родителями, учителями, одноклассниками и друзьями оказывает значительное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Характер самооценки определяет формирование личностных качеств. Адекватный уровень самооценки формирует уверенность в себе, самокритику, настойчивость, или даже чрезмерную самоуверенность и упрямство. У подростков с адекватной самооценкой обычно более высокий социальный статус, нет резких скачков в учебе. Подростки с низкой самооценкой подвержены склонности к депрессии и пессимизму.

Что главное для подростка? Внешность. Внимание сверстников. Это является мерилом успеха.

Именно недостатки бросаются в глаза их сверстникам. Именно внешность и желание не быть отвергнутыми заставляют подростка по-своему решать свои проблемы. Общение со сверстниками становится в этом возрасте ведущим. И тогда, чтобы обратить на себя внимание, они не выбирают средств, которыми можно обратить на себя внимание. Это бравада, дерзость, веселье без причины, курени. Лишь бы привлечь внимание.

Именно в этом возрасте у подростка идёт быстрая смена настроения, гиперактивность, из-за чего падает внимание, ухудшается поведение и успеваемость, ухудшается почерк, речь. Плохое поведение, замкнутость - это первый признак того, что потребность в «принятии», «уважении», «самовыражении» не удовлетворяется. Подростки самонадеянны, но одновременно застенчивы, не уверены в себе. Происходит переоценка ценностей. И, прежде всего, оценивается поведение, высказывание, социальные установки, авторитет родных. Они критически анализируют психологический климат в семье, который создали родители. И критика чаще всего бывает не в пользу родителей. Часто взрослые приписывают недостатки окружению. На самом деле подростку нужен взрослый человек, чтобы научиться быть взрослым.

Здоровьеформирующее образование невозможно без организации здоровьесберегающей среды и применения новых технологий здоровьесбережения, которые осуществляются в различных формах деятельности:

  • Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и коррекцию нарушенных физических функций организма. Образовательная здоровьесберегающая деятельность это воспитание валеологической культуры и культуры здорового образа жизни.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников.
  • Социально-психологическая деятельность обеспечивает эмоциональную комфортность и позитивное взаимодействие всех субъектов коррекционно-образовательного процесса.
  • Спортивно-досуговая деятельность направлена на приобщение детей с ОВЗ к адаптивному спорту и воспитание потребности в активном образе жизни.
  • Информационно-просветительская деятельность включает в себя работу с семьей и педагогическими кадрами.

«Стратегия развития здоровьеориентированной личностной позиции»

В основе готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности лежит процесс создания человеком ценностей, поскольку здоровье рассматривается именно как ценность со всеми образующими ее элементами структуры сознания – ценностными ориентациями (определяемыми через отношения), потребностями, установками, мотивами и интересами. Развитие обозначенных структур во многом зависит от степени вовлеченности человека в различные виды деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Соответственно, здоровьесберегающую деятельность школы необходимо организовать таким образом, чтобы поднимать внутреннюю активность обучающегося через формирование нужного объема знаний и его осмысление к последующему закреплению результатов в различных видах здоровьеориентированной деятельности.

Формирование готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности предполагает учет принципов:

  1. ценностности, предполагающий формирование устойчивой мировоззренческой позиции обучающихся относительно ценности здоровья;
  2. деятельностности, предусматривающий активное вовлечение обучающихся в различные виды деятельности по сохранению и укреплению здоровья;
  3. самоуправляемости, предусматривающий расширение здоровьесберегающего потенциала личности;
  4. индивидуализации, предусматривающий разработку содержательных и процессуальных методических и методологических разработок по формированию здоровьесберегающей личностной позиции обучающихся с учетом их возрастных особенностей;
  5. векторности, предполагающий развитие здоровьесберегающего потенциала личности по индивидуальным траекториям движения в границах заданных векторов;
  6. интегрированности, обуславливающий разносторонность и комплексность педагогического воздействия на обучающихся в процессе сохранения и укрепления здоровья.

Концепция формирования готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности, соответствующая идеями личностно ориентированной парадигмы образования, включает в себя следующие положения:

  1. здоровье рассматривается в качестве целевого ресурса личности, которым можно управлять;
  2. базисом данного ресурса служит здоровьесберегающий потенциал личности;
  3. модель готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности включает в себя содержательную и оценочную характеристику взаимосвязанных структурных компонентов
  4. принципами формирования готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности выступают: принцип ценностности, самоуправляемости, индивидуализации, векторности и принцип интегративности.

В своей работе я реализую следующие направления социализации:

  • формирование информационной компетентности;
  • социализация в области усвоения здорового стиля жизни, в том числе профилактики зависимостей;
  • содействие приобретению обучающимися компетентности в области социальной безопасности;
  • профориентация и профессиональное самоопределение.

В нашей школе регулярно организуются встречи с медицинскими работниками во вопросам профилактики различных заболеваний, зависимостей, в том числе со специалистами Центра СПИД; на классные часы приглашаются специалисты центра социального обслуживания; для решения вопросов профориентации с обучающимися проводят встречи представители различных ВУЗов, ССУЗов; посещаются ярмарки учебных мест.

Для определения структуры социальной компетентности подростка- школьника важно учитывать возрастные особенности, которые способствуют или препятствуют формированию социальных компетентностей подростков. Например, большее внимание подростков к внешнему виду, чем к содержанию, может привести к поверхностным суждениям.

Повышенное эмоциональное восприятие, свойственное подростковому возрасту, с одной стороны, помогает ребятам принимать опыт успешного социального действия, но, с другой стороны, может привести к эмоциональному дискомфорту и желанию подростка снизить ценность социальных успехов других людей.

В структуре социальной компетентности подростков-школьников можно выделить актуальные компоненты:

  • когнитивный – освоение социальных смыслов, ценностей, норм;
  • эмоционально-волевой – принятие и волевая готовность подростков-школьников следовать социальным смыслам, ценностям, нормам;
  • деятельностный – осознаваемая подростком продуктивная деятельность как социально значимое событие, эффективное межличностное взаимодействие.

Решение вопросов физического и нравственного здоровья учащихся происходит через традиционные и нетрадиционные формы урока.
При организации занятий учителя –предметники используют различные методы, которые способствуют решению вопросов оздоровления учащихся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация, упражнения, подвижная игра.

С учетом здоровьесберегающих технологий вытекают следующие требования.

Дидактические:

  • реализация ведущих принципов обучения;
  • четкость занятия;
  • связь нового с предыдущим;
  • умелый отбор методов, приемов, средств обучения;
  • умелая организация занятия.

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, бережного отношения к традициям, истории, культуре;
  • формирование общечеловеческих ценностей;
  • соблюдение педагогического такта;
  • правильный подбор материала;

Гигиенические:

  • реализация требований принципа доступности;
  • соответствие температурному режиму;
  • соответствие нормам освещения;
  • владение техникой безопасности и методами охраны труда.

Здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке включает в себя:

  • условия проведения урока в соответствии с гигиеническими нормами и требованиями;
  • цели урока сориентированные на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика;
  • создание положительного настроя и рабочей обстановки в классе;
  • обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности в течение урока;
  • соответствие содержания учебного материала и формирование культуры здоровья учащихся;
  • дифференцированный подход в даче домашнего задания в соответствии с реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.

Оздоровление детей нравственно и физически происходит не только на уроках, во внеклассной работе, но и во внеурочных формах: музыкально-спортивные праздники, игра «Зарница», «День Здоровья», «Лыжня России», «Школьный поход» и т.д.

От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения. А, в свою очередь, состояние здоровья подростков является важнейшим показателем благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Образцы поведения, отношений, способы действий, которые использует учитель во взаимоотношениях, усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении обучающихся. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, своим поведением убеждает в том, что именно в этом заключается благополучие любого человека, коллектива, общества и семьи.
Если же педагог не здоров, то он не реализуется, не актуализируется, нарушает "равновесие" в общении с детьми, что может подорвать и здоровье воспитанников. Но физическое здоровье, также, не существует без психологического благополучия.

Развитие культуры здоровья педагогов — одно из условий обеспечения здоровья обучающихся. В то же время, как психологическое здоровье учителя — основа успешности образовательного процесса. Каждый педагог должен осознать необходимость вырабатывать собственный опыт поддержания оптимального состояния здоровья организма; должен иметь личную программу здорового образа жизни, чтобы поддерживать тонус, укреплять здоровье и быть наставником для обучающихся.

Очень важен, конечно же, микроклимат, в котором педагог осуществляет свою деятельность: сквозное проветривание, освещение, температурный режим.
Психологический аспект. Создание психологически комфортной обстановки, демократический стиль общения, доброжелательное отношение к людям, учет индивидуальных особенностей, способность видеть и утверждать личность – вот те основные условия, которые необходимы для сохранения и укрепления психологического здоровья.

Могу с уверенностью сказать, что здоровый учитель - успешный учитель.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены