РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Психологические причины эстрадного волнения и методы его преодоления

Каждый музыкант с момента поступления в музыкальную школу проходит испытание эстрадой: академические, классные и праздничные концерты, конкурсы и фестивали, выпускной экзамен.

Публичное выступление – это важный момент в жизни музыканта (и мастера и ученика), так как выносится на суд слушателей результат творческого труда.

От чего зависит успех или неудача выступлений? Этот очень важный для музыкантов вопрос изучался и изучается многими выдающимися исполнителями, педагогами и музыкальными психологами.

Большое значение имеет:

  • масштаб дарования исполнителя
  • ценность исполнительского замысла
  • уровень мастерства (умение воплотить замысел)
  • опыт концертных выступлений
  • объективные условия (качество инструмента, акустика зала, реакция публики)
  • психофизическое состояние выступающего.

Остановимся на психофизифеском состоянии – это комплекс психофизических ощущений музыканта или так называемое «эстрадное самочувствие».

Это особое состояние, в котором на первый план выходит вечная проблема – неизбежное волнение.

Чувство страха испытывают и опытнейшие исполнители. Г. Пятигорский, великолепный русский виолончелист, работавший за рубежом писал в своих воспоминаниях: «… только слово «пытка» может передать то, что я чувствую перед концертом. Я знаю, что на эстраде стоит и ждет меня стул, который превратится в электрический, и что, несмотря на смертельный страх, я все же усядусь и буду выглядеть собранным и готовым для публичной казни…» (Пятигорский, 149, 150).

Степень волнения зависит от ряда факторов.

Во-первых, это связано с типом нервной организации исполнителя. Экстраверты любят выступать в больших залах. Чем больше публики, тем комфортнее они себя чувствуют. (Ф. Лист, А. Рубинштейн, С. Рихтер). Интраверты хорошо себя чувствуют в маленьких залах с ограниченной аудиторией (Ф. Шопен, Балакирев, В. Софроницкий, Г. Гульд).

Во-вторых, условия и характер публичного выступления. В наше время существует выступление на радио или телевидении, запись в студии или трансляция по интернету в системе On-lain.

Исполнители по-разному реагируют на условия выступления. Свободно играя на публике в зале, некоторые испытывают сильнейший дискомфорт при словах: «Тишина в студии. Запись пошла».

Особой эмоционально-психической устойчивости требует участие в исполнительских конкурсах и игра на экзаменах.

В-третьих, степень эстрадного волнения зависит и от возраста исполнителя. Маленькие дети, за редким исключением, не боятся играть на концертах и с удовольствием слушают аплодисменты. Они еще не осознают ответственности выступления.

Страх публичного выступления появляется, как правило, в подростковом возрасте, когда приходит чувство ответственности, появляется осознание себя, как личности, формируется представление о своем месте в обществе.

В-четвертых, степень волнения зависит от того, играет музыкант сольно или в составе ансамбля. Распределение ответственности за выступление по всем участникам исполнения снижает остроту страха.

Эстрадное волнение различается и по времени проявления – моменту наступления и длительности.

Есть музыканты, которые волнуются непосредственно перед выступлением, их волнение проходит, едва они выходят на сцену. У других волнение долгое, изматывающее, доводящее до душевного и физического истощения.

Фазы эстрадного волнения и формы его проявления.

Первые признаки волнения появляются, как только становится известна дата концерта – предконцертное состояние.

По мере приближения даты, мысль о выступлении все чаще приходит на ум, превращаясь в идею фикс. При этом нарушается равновесие нервных процессов, ослабляется адаптация к окружающей среду.

В воображении то и дело проигрывается ситуация концерта, которая оборачивается то триумфом, то провалом, и сама мысль о концерте вызывает усиление вегетативных, не зависящих от воли человека рефлексов.

Это особенно характерно для следующей фазы – непосредственно предконцертного состояния. Начинает знобить, подташнивать, мышцы напряжены или, наоборот, мышечный тонус вялый, дыхание сбивчиво, во рту пересыхает. Увеличивается чувствительность кожи (как при лихорадке и гриппе), руки потеют или мерзнут, учащается пульс. Могут повышаться артериальное давление и температура тела, появляется тремор (дрожание) рук.

А главное – возникает общее чувство тревоги, безрадостности, душевного и физического дискомфорта. При повторах, эти явления приводят к истощению нервной системы, что проявляется в виде депрессии или перевозбуждения. Слишком сильный эмоциональный заряд разрушает нормальное протекание нервных процессов: это проявляется в различных типах поведения исполнителей непосредственно пере концертом.

Оптимальное состояние у музыкантов, как и у спортсменов – состояние «боевого возбуждения»: повышается быстрота реакции, обостряется внимание, яснее работает мысль, прибывают силы. Эта «приподнятость» естественна и полезна. Она дает чувство, что ты «в ударе» и все получится прекрасно.

Исполнитель охотно общается с окружающими, готов и хочет выйти на сцену.

Состояние «боевого возбуждения» характерно для сангвиников.

Второй вид предстартового состояния – «стартовая лихорадка». При таком состоянии ослабляются тормозные процессы. Движения становятся суетливы, внимание неустойчиво, пульс учащен, дыхание неровно. Не оставляет чувство тревоги. Речь становится торопливой и излишне громкой. Такой исполнитель нота за нотой проверяет свою память, ночью просыпается в поту, ловя себя на мысли, что забыл какое-то место. Он не может оторваться от инструмента, снова и снова повторяя трудные места.

Это тип поведения холериков.

Третий вид предстартового состояния – «стартовая апатия», при которой кора головного мозга, истощенная длительным возбуждением, впадает в тормозное состояние.

Исполнитель испытывает чувство сонливости, вялости, ему совершенно не хочется выступать. Движения разлажены, реакция замедленна, осаждают неприятные мысли.
«Стартовой апатии» подвержены флегматики.

Если выступающему не удается справиться с чрезмерным волнением, результат бывает плачевным. При волнении – панике нарушается координация, появляются лишние движения, происходит мышечные зажимы, страдает качество звука (прикосновение становится поверхностным), темп делается неуправляемым. Подводит память. проявляются прежние, вроде бы исправленные, ошибки. Идет насмарку долгая и тщательная работа.

По выражению Г. Когана, хорошо подготовленное произведение превращается в «позорное месиво».

Провал или неудачное выступление наносит ученику серьезную психологическую травму, оставляя глубокий след в психике ученика; формируется рефлекс на то, что разрушительное волнение обязательно повторится, появляется страх перед собственным волнением.

Нельзя допускать ученика до провала, срыва, неудач, так как растущая боязнь сцены – это настоящий кошмар для музыканта, который вынуждает многих одаренных людей отказываться от артистической карьеры.

Многие родители, учившиеся в детстве в музыкальной школе, вспоминая свой страх перед сценой, предпочитают не травмировать психику своих детей и не дают им возможности получить музыкальное образование.

Поиски средств против «вредного» волнения ведутся в музыкальной педагогике давно.

Причины эстрадного волнения и способы их преодоления.

Надо понимать, что у эстрадного волнения есть целый ряд причин и для удачного выступления действие этих причин необходимо свести к минимуму.

Причины объективного характера и их профилактика.

1. Одна из причин сценического страха – «нечистая совесть» то есть недоученность, «сырость» пьесы.

Для устранения этой причины, ученик и педагог должны быть уверены в полной готовности программы.

Как проверить готовность произведения?

Появляется ощущение простоты и легкости процесса исполнения. Движения естественны, ловки, получаются все технически трудные места. Хорошо выученное произведение цепко схвачено памятью двигательной, слуховой и логической. Ученик может играть с любого места наизусть; может играть отдельно мелодию и аккомпанемент, один из голосов полифонии и т.д.

Полезно записать пьесу в исполнении ученика и дать ему послушать. Очень полезна игра на разных роялях, во время которой проявляются все недостатки и достоинства.

Готовую пьесу можно отложить на некоторое время, а потом вернуться к работе над ней. Появится ощущение новизны и свежести.

2. Причиной волнения может быть неудачно подобранная программа.

Для публичного выступления нужно отбирать произведения, которые позволяют раскрыть сильные стороны ученика.

3. Боязнь забыть – еще одна причина волнения.

Педагог должен многократно проверять степень выученности программы наизусть.

Просить ученика играть фрагменты, отдельно каждой рукой и т.д. Какие места обычно забываются? Никогда не забываются быстрые пассажи. Играя быстрые пассажи, мы не помним каждую ноту и каждый палец: поэтому и не забываем.

4. Волнение особенно остро возникает от редких публичных выступлений.

Опытный преподаватель помимо обязательных академических концертов и зачетов, увеличивает число выступлений своих учеников на классных собраниях, праздничных и шефских концертах, приучая, таким образом, своих питомцев к публичным выступлениям и вырабатывая у них сценический опыт.

5. Еще один фактор для волнения – необычность обстановки: другой стул, яркое освещение, большая сцена, просторный зал, иная, чем в классе, акустика, другая нарядная одежда и т.д.

Чтобы помочь ученику адаптироваться к условиям предстоящего выступления, необходимо создавать «эстрадоподобную» обстановку: поднять крышку рояля, пригласить других учеников и коллег, попросить ученика громко объявить, что он будет играть, и ученик сразу же начнет волноваться.

Одна из самых важных задач репетиции – познакомиться и подружиться с роялем, понять его сильные и слабые стороны, педаль.

Желательно устраивать 2-3 прогона в зале.

6. Волнение может проявляться от неправильного поведения в день концерта.

Решающее условие успешного выступления – свежесть рук и головы. Работать до изнеможения – основная ошибка. То, что доделано в последние минуты, лишь портит целостность исполнение пьесы.

Выступая, надо верить в себя, в свое исполнение – иначе играть нельзя. В последние дни перед концертом, играющий должен быть убежден, что его исполнение превосходно.
Это, конечно, не так, но в это надо верить. А вот после концерта, необходимо доработать все, что не получилось.

В день выступления надо разогреться игрой часа 1,5, а не утомляться.

Конечно, надо пораньше лечь спать и хорошо выспаться. Стараться не менять привычный ритм жизни, погулять, не слишком плотно пообедать, часа за 4 до концерта.

На концерт приходить минут за 30-40. Разыграться лучше на гаммах и этюдах. Нельзя бесконечно «гонять» концертное произведение. Педагог не должен делать замечания перед концертом. Лучше сказать несколько ободряющих слов и никогда не позволять спрашивать «Ну ты как, волнуешься?». И не позволять ученикам слушать чью-либо игру до своего выступления.

С. Рихтер категоричен в этом отношении: «Правило: никогда не надо слушать что-либо перед собственным выступлением – это приводит к катастрофам» (Монсежон, 240).

7. Фактор неопределенности, непредсказуемости того, как пройдет выступление.

Н. Перельман писал: «Неизвестность эстрадного результата – беда и привилегия исполнения, беда – потому что она источник вечной тревоги; привилегия – ибо хранит в себе постоянную и тайную веру в чудо» (Перельман, 10).

Смягчить эту неизвестность может преподаватель. Он прекрасно знает, что можно ждать от своего ученика. Он должен внушить тому уверенность, что доволен его игрой, что все будет хорошо, что он в него верит.

Критиковать игру ученика перед самым концертом не следует, но и обещать фурора тоже не стоит.

Все вышеперечисленные причины волнения серьезны, но с ними можно справляться. А причины, связанные с личностно-психологическими свойствами музыканта гораздо более сложные.

8. Чувство волнения может быть вызвано ощущением собственной неполноценности, неуверенности в себе, недооценки своих возможностей.

Это чувство появляется от внутреннего разлада с собой, а разлад часто возникает от случившегося ранее провала, или имеет более глубокие корни.

Это может быть разница между самооценкой и мнением других людей.

Комплекс неполноценности развивается уже в детские годы, из-за неправильного обращения с ребенком родителей и учителей. Нельзя постоянно говорить ребенку, что он глуп, неуклюж, неловок, что у него «руки не оттуда растут» и т.д. Если учитель музыки будет подчеркивать постоянно неспособность ученика, то успехов ждать нельзя, их не будет.

Захваливание тоже опасно, так как малейшая неудача становиться для ребенка жестокой травмой. Ребенок сначала сверх меры напрягается, а потом теряет веру в себя. То есть комплекс неполноценности – результат специфичных межличностных отношений. Именно в общении с другими людьми происходит самопознание и самооценка, именуемая «уровнем притязаний». Преподаватель должен помочь ученику определить этот уровень и соотнести поставленные перед учеником задачи с его реальными возможностями.

Высокий уровень притязаний при завышенной или заниженной самооценки может вызывать сильнейшее эстрадное волнение.
Первые проявления сценических переживаний приходятся на подростковый возраст, когда особенно ярко проявляется стремление к самоутверждению.

9. Неверная нравственная установка, ложная мотивация тоже может быть причиной болезненного волнения.

Что происходит в сознании ученика? «перед ним вырастает громада, закрывающая весь горизонт: эта громада – он сам и предстоящее событие» исполнения им трехминутной пьесы. Все остальное отступает на второй план.

Преувеличивая значение этого события, ученик в то же время боится не справиться с этим. То есть, ученик занят оценкой себя. Он не сосредоточен на произведении.
Он думает – как я сижу, как выгляжу, что обо мне скажут, если…

И именно это отвлекает его от исполнения. Как бороться с такого рода волнением? Нельзя говорить: «Не бойся, не волнуйся». Вместо отвлечения внимания от страха, вы ставите задачу: «победить страх».

Волнение можно побороть, лишь думая о чем-то другом. Привлечь внимание к этому другому – лучший способ отвлечь человека от волнующих мыслей о себе.
Г. Коган приводит такой пример: «Прыгая на ходу в трамвай, рискуешь гораздо большим, чем прыгая на ре диез в «Кампанелле». Но в первом случае ты не волнуешься, потому что на это нет времени. Сосредоточенность на том, что нужно сделать, даже в минуту смертельной опасности не пропускает в голову мысли о том, что со мной будет и сопутствующие этой мысли волнение».

Так же и в исполнительстве. Волнение – паника – признак недостаточной сосредоточенности. На сцене надо думать не о себе, а о музыке, которую играешь.
«Обращайся к слушателям мысленно: Какая чудесная музыка, а не так: как хорошо я играю» (Н. Голубовская).

10. Преодолеть тревоги, дурные предчувствия, неуверенность и страх позволяет аутогенная тренировка, которая сначала проводится под руководством специалиста.

При отдельных учебных заведениях существуют и успешно функционируют кабинеты и лаборатории психо-профилактики, сеансы аутотренинга которых помогают преодолеть эстрадобоязнь, оптимизируют душевное состояние, снимают лишнее напряжение, позволяют обрести веру в себя.

Главная цель борьбы с волнением – паникой не абсолютное спокойствие, а воспитание исполнительской воли. С. Рихтер на вопрос журналиста, как он чувствует себя перед началом концерта, ответил: «Мне всегда очень страшно. И я считаю это нормальным, что исполнитель перед концертом испытывает эстрадное волнение. Но из него у меня рождается уверенность, появляется какая-то новая энергия и колоссальное желание сыграть как можно лучше, преодолеть все трудности и победить самого себя». (Совершенный пианист, 126).

Самое страшное, когда ни сел за инструмент. Все смотрят и ждут, в эти мгновения время ощущается по-другому. Оно несется вскачь и вырывается из рук. Это решающие мгновения. Необходимо поймать время, замедлить его бег. Каждый исполнитель ищет свои способы. Можно протирать очки, подкручивать стул, протирать клавиатуру и т.д.
Этих нескольких спокойных движений достаточно, чтобы овладеть собой и временем и начать пьесу осознанно.

Н. Перельман говорил, что «Излишек эстрадного волнения хорошо растворяется в двух состояниях:

  1. в хроническом упоении исполняемым
  2. во временном упоении собой» (Перельман, 97).

У М. Анчарова есть стихотворение, в котором великолепно передан процесс преодоления музыкантом страха, его осознание себя художником – миссионером, несущим людям музыкальное искусство и растущего упоения собой.

Используемая литература:

  1. Г. Коган «У врат мастерства», «Работа пианиста» (изд. «Музыка», Москва, 1969г.)
  2. Н. Корыхалова «За вторым роялем» (изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2006г.)
Читайте также:

Алямкина Людмила Алексеевна 01.05.2019 281 0 Фото: скворцовская.рф
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика