РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие музыкальности дошкольников в группах эстетического развития

Раннее развитие музыкальности детей – сегодня для многих педагогов очень актуальная тема. А для меня, как для практикующего педагога – это еще и очень близкая тема. Я работаю преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Иртышском филиале «Детской школы искусств Омского района». Также веду дисциплины в группах раннего эстетического развития детей – «Слушание музыки» и «Хоровое пение».

Сегодня музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. Целенаправленное художественное музыкальное воспитание ребенок начинает получать в детском саду на музыкальных занятиях, а в последствии и в школе [1]. Однако, то время, которое выделяется на музыкальные занятия весьма ограничено, и, восполнить этот пробел можно на занятиях в детских школах искусств.

В последнее время, всё чаще, в детских школах искусств открываются отделения эстетического развития детей. Так и в нашей школе – Иртышском филиале Детской школы искусств Омского района, вот уже более десяти лет, действует отделение эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Учебный процесс на отделении эстетического развития опирается на образовательную программу «Мир искусства. Первые шаги». Эта программа рассчитана на два года обучения. При этом первый год обучения направлен на обще-эстетическое развитие детей, а второй – подготовительный по конкретному направлению.

Остановимся на программе первого года обучения.

Она включает пять предметов:

  • гимнастика
  • слушание музыки
  • хоровое пение
  • общая эстетика
  • изобразительное искусство.

Гимнастика проходит в хореографическом классе, ребята выполняют упражнения на растяжку мышц, координацию, музыкально-ритмические и танцевальные движения.

Слушание музыки проходит в обычном классе, ребята знакомятся с музыкальными понятиями – ритм, метр, лад, динамика, темп, регистр, слушают музыку, осмысливая, развивают воображение, знакомятся с музыкальными инструментами (шумовыми), учатся играть на них.

Хоровое пение проходит в актовом зале, ребята учатся петь, интонировать, слушать друг друга, развивают навыки сценического поведения.

На занятиях общей эстетики дети развивают речь, дикцию, читают стихи и скороговорки, решают различные головоломки, учатся правилам поведения в разных ситуациях.

Изобразительное искусство, занятия проходят в художественном классе, ребята рисуют карандашами, фломастерами, красками, выполняют различные аппликации из цветной бумаги, лепят из пластилина.

После окончания первого года обучения, ребята, по рекомендациям преподавателей школы, зачисляются в подготовительные группы по специальным предметам.

Остановимся подробнее на предметах – «слушание музыки» и «хоровое пение», где активно происходит развитие музыкальности детей.

«Слушание музыки» – лишь название дисциплины, по сути это комплексный музыкально-ритмический игровой урок. С чего начать? Как подойти к изучению предмета? Какие методы, формы, приемы работы применять на музыкальных занятиях? Как сделать урок интересным и увлекательным, при этом не забывать, каких результатов мы хотим добиться и как развить музыкальность детей старшего дошкольного возраста?

С этими и многими другими вопросами мы столкнулись, когда отделение только начинало свою работу. Освоение и изучение различной информации: имеющихся учебных программ, различных учебно-методических пособий по слушанию музыки в ДШИ, литература для музыкальных руководителей в детских садах, открытые уроки и мастер-классы преподавателей городских школ искусств, а также знакомство с различными авторскими методиками музыкального воспитания и образования, привело к формированию комплексного подхода по развитию музыкальности детей.

В программу «слушания музыки» входит изучение теоретических понятий – лад, динамика, темп, регистр, ритм, метр, и другие, игра на музыкальных инструментах, ритмические упражнения, пение небольших песенок. Надо сказать, что предмет «слушание музыки» богат разнообразием разделов, это связано с возрастными особенностями детей, поэтому заниматься длительное время чем-либо одним становится практически невозможно, и надо постоянно менять виды деятельности, формы и приемы работы на одном уроке. Итак, рассмотрим основные разделы урока.

Музыкальная настройка на занятие. Начинается урок с музыкального приветствия. Ребята настраиваются на занятие, при этом, пропевая простое «Здравствуйте», они уже учатся интонировать.

Изучение средств музыкальной выразительности в игровой форме. Например, знакомство с темой «Лад»: произношу фразу: «А давайте, ребята, сейчас поиграем в музыкальную игру – загадку. Я сыграю вам известную песенку два раза, а вы послушайте внимательно, и постарайтесь отгадать, что изменилось в песенке? Как она звучала в первый раз, а как во второй? И название песенки, тоже отгадайте». Я исполняла песенку «Маленькой елочке» сначала как есть, в мажорном ладу, а затем в минорном. Эту игру можно проводить при знакомстве с любой темой средств музыкальной выразительности.

Смена деятельности – музыкальная зарядка. Здесь применяю песенки – потешки Е. Железновой [2, 3]. Песенки исполняем стоя, чтобы была возможность показывать движения. Ребятам предлагаю сразу повторять за мной. Движения очень тесно связаны с текстом, так дети лучше усваивают текст песенки. За, таким несложным и игровым исполнением песенок скрывается: развитие памяти (слуховой, музыкальной), интонации, координации, музыкальности исполнения. Вот некоторые песенки, которые я использую в своей практике: «Паучок», «Мышь», «Хоровод», и другие [2, 3]. К этим песенкам я ещё раздаю ребятам картинки – раскраски, так становится ещё интереснее выполнять это задание.

Активизация внимания и слуха, воображения и фантазии. В качестве примеров для прослушивания музыкальных произведений и непродолжительных по времени, что очень важно для детского восприятия, использую пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского. После прослушивания – выясняем характер музыки, употребляя различные прилагательные и сравнительные эпитеты. Таким образом у ребят развивается воображение, фантазия, речь, мышление, формируется музыкальный вкус.

Учимся петь правильно, или сказ о том, где живут ноты. Для большей наглядности используем, изготовленные вручную родителями ребят, нотные станы в виде дощечки с начерченными 5–ю линейками и скрипичным ключом, с натянутыми вертикально ниточками или леской, на которых расположены «пуговки – нотки. Изучая нотки, сначала учимся расположить их по порядку – лесенкой, от нотки «до» первой октавы до «до» второй октавы. Двигая эти пуговки-нотки, помимо знакомства с самими нотками, и где они находятся на нотном стане, ребята также развивают мелкую моторику рук. А далее, переходим к исполнению простых и коротких песенок, с показом ноток на нотном стане. Таким образом, занимаясь с «нотными станами» активно развивается интонация, мелкая моторика рук, музыкальная и зрительная память, благодаря наглядности.

Но более активное и практическое закрепление певческих и интонационных навыков происходит на занятиях «хорового пения». В программу предмета входят: упражнения на дыхание, на артикуляцию и дикцию, интонационные распевки, разучивание и исполнение песен детского репертуара, выступления на различных мероприятиях, концертах школы. Предмет «Хоровое пение» привлекает разнообразием певческого репертуара.

По окончанию прохождения курса обучения проводятся открытые занятия для родителей ребят, где дети демонстрируют свои знания, умения и навыки, полученные в ходе прохождения данной дисциплины. У родителей есть возможность не просто понаблюдать за детьми, но и оценить развитие, а в частности именно музыкальное развитие, своего ребенка и всей группы, их творческие способности и возможности к дальнейшему обучению музыкальному искусству.

Таким образом, за период обучения курса на предметах «слушание музыки» и «хоровое пение» происходит активное развитие музыкальности дошкольников старшего возраста.

Комплексный подход к предметам, а также их тесное взаимодействие способствуют развитию: памяти (музыкальной, слуховой, зрительной), музыкального слуха, интонации, чувства ритма, внимания, координации, фантазии, воображения, представления. И главное – это приобщение ребят к музыке, интерес к музыкальным занятиям, увлечение миром музыкального искусства.

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968. – 416 с.
  2. Железнова Е. Бим Бом! Читаем, рисуем, играем, поем. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. М.: изд. В. Катанского, 2006. – 48 с.
  3. Железнова Е. Паучок ходил по ветке. – М.: Карапуз, 2008. – 16 с.
  4. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989 – 224 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены