РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Пение на уроках музыки в общеобразовательной школе. Гигиена голоса.

На уроках музыки в общеобразовательной школе часть урока мы посвящаем вокально-хоровой работе. В своем большинстве дети и взрослые любят петь и только благодаря этой практике возможно научить эмоционально откликаться на музыку, развить эстетическое чувство в ребенке, способность видеть и ценить прекрасное, продуктивно усваивать теоретический материал.

Как привить интерес к своему предмету, любовь к музыке? Каждый педагог задавался этим вопросом. Гораздо эффективнее это сделать через приобщение ученика к лучшим образцам классического искусства, через исполнительство, сотворчество.

Я – профессиональная певица, занимаюсь концертной и педагогической деятельностью уже более десяти лет. Конечно мой исполнительский концертный опыт очень помогает мне в преподавании, параллельно с ведением уроков музыки я организовала свою студию вокала, где особо увлеченные ребята могли реализовывать свои исполнительские способности. Хочется передать свой практический опыт своим ученикам и коллегам-учителям.

О пользе пения не приходится рассуждать – ведь у каждого улучшается настроение, когда мы поем наши любимые песни, пение помогает общению, объединяет нас. Значение пения для физического состояния человека огромно – укрепляется пресс, развивается дыхание, увеличивается объем легких, улучшается работа сердца, пищеварения и всего организма в целом, повышается общая выносливость, активность и укрепляется иммунитет. Вокальные занятия помогают справляться с различными заболеваниями – органов дыхания, сердца, с помощью пения даже лечат заикание. Профессиональные певцы, особенно оперные – известные долгожители.

Как сохранить певческий голос на долгие годы? Практически каждый вокалист на своем пути рано или поздно сталкивается с голосовыми проблемами, с так называемыми “профессиональными” заболеваниями, а даже иногда и с потерей голоса. Как этого избежать? Как при необходимости помочь своему голосу быстро восстановиться? Существуют простые правила, которые помогут нам в этом. Знать их необходимо каждому – вокалистам-профессионалам, педагогам, учащимся и их родителям, и всем, кто любит музыку и поет в быту.

Есть два понятия: голос разговорный и голос певческий. Мы используем наш разговорный голос каждый день, чтобы передавать друг другу информацию, а так же для общения. При неправильном использовании пострадать может не только певческий голос, но и разговорный. Как правило с такой проблемой сталкиваются начинающие певцы. Голосовой аппарат еще недостаточно развит, навыки звукоизвлечения еще не столь устойчивы, а нагрузка на голосовые связки уже достаточно серьезная. Поэтому педагог-музыкант должен очень внимательно относится к хрупкому детскому голосу, начальные вокальные занятия не должны превышать 20-30 минут, при этом необходимо делать небольшие перерывы через каждые 10 минут, при необходимости и чаще. Ведь полноценное пение – вопреки обывательскому мнению – это достаточно большая физическая нагрузка (особенно задействованы мышцы живота, работает диафрагма, укрепляется пресс – причем задействованы специфические глубокие мышцы, которые невозможно заставить работать никакими другими спортивными упражнениями). Ощущения после вокального занятия, при условии, что голосовой аппарат работает правильно, сравнимы с нагрузкой после поднятия тяжести.

Если исполнителю при достаточно большой эксплуатации голоса трудно петь, иногда и разговаривать; в голосе появляются посторонние призвуки – хрипы, сипение; трудно заставить голос звучать в полную силу – это так называемая голосовая “усталость”. Главная помощь в этой проблеме – это режим молчания. Хотя бы один день голосу необходим полный покой, или по крайней мере все общение нужно свести до минимума, или даже говорить шепотом.

Когда вокалист пытается заставить свой голос звучать сильнее, чем он есть на самом деле, или поет в несвойственном ему диапазоне (слишком высоко или слишком низко) – на связках могут образоваться кровоподтеки, это может грозить в дальнейшем возникновением более серьезных проблем – появлением узлов на связках. Чтобы предотвратить это, в пении нужно избегать излишнего форсирования голоса, каждый учитель должен знать, что работу над расширением диапазона ученика нужно вести крайне осторожно, особенно в верхнем регистре. Так как дети любят пошуметь и покричать, особенно в младшем школьном возрасте, педагог обязательно должен предупредить учащихся об опасности травмировать голосовой аппарат. Такое варварское отношение к собственному голосу недопустимо.

Важно соблюдать режим сна и отдыха. Нужно гулять на свежем воздухе каждый день, полезны пешие прогулки, но здесь главное избегать переохлаждения. Сон должен иметь продолжительность не менее восьми часов для взрослого и более восьми часов для ребенка. Известен феномен, когда человек просыпается и уже бодрствует, а его голос как бы “спит” еще примерно три часа. То есть, голос будет глухим и неспособным полноценно звучать. Этот факт нужно учитывать особенно перед ответственным мероприятием (например, концертом, конкурсом, прослушиванием или кастингом). Необходимо пробуждаться раньше и уделить особое внимание распеванию, то есть приведению голоса в рабочее состояние.

Певцу нужно соблюдать режим питания. Петь на полный желудок нельзя, после приема пищи надо подождать полтора – два часа. Из рациона необходимо исключить некоторые продукты или по крайней мере употреблять их с большой осторожностью: холодные блюда, мороженое; слишком горячая пища; пища, имеющая кислые, острые вкусы; пряности; шоколад, сладости; пища, распадающаяся на мелкие, острые частицы – орехи, семечки, чипсы, сухарики (это частицы могут механически травмировать связки). Полезны свежие овощи и фрукты; пища, богатая белком (мясо, рыба). Хорошо влияет на голос регулярное употребление теплого некрепкого черного чая без сахара – этот напиток достаточно быстро помогает разогревать связки и чувствовать себя комфортно во время пения. На занятия, концерт, прослушивание нужно всегда иметь с собой небольшую бутылочку минеральной воды без газа, вода должна быть примерно комнатной температуры, чтобы избежать переохлаждения.

Соблюдение этих простых рекомендаций помогут сохранить здоровье голоса. Это в наших силах!

Автор статьи:
Голованова Екатерина Александровна.
Должность: учитель музыки.
Место работы: ГБОУ Школа 1363

Литература:

  1. А.Г. Менабени “Методика обучения сольному пению”, М., 1987 г.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены