РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формы и методы работы над исполнением произведений a'cappella на начальном этапе в классе сольного народного пения

Основная цель методической работы - изучение и использование в педагогической деятельности форм и методов работы над исполнением произведений a'cappella, как основополагающего принципа воспитания юного вокалиста.

Заявленная тема методической работы является актуальной в современной вокальной педагогике и поможет практикующим педагогам-вокалистам в их учебной деятельности.

1. Введение. История возникновения пения a'cappella.

Выражение «петь a'cappella» появилось у музыкантов-любителей сравнительно недавно. Происходит оно от термина «петь a'cappella», то есть исполнять вокальные произведения без инструментального сопровождения. Этот вид пения существует уже много столетий, поскольку первый «инструмент», которым научился владеть человек – это именно голос.
Несмотря на то, что пение без музыкального сопровождения появилось на заре истории человечества, сам термин a'cappella появился в XVII веке. В буквальном переводе он означает «как в капелле», то есть как во время католического богослужения. Изначально термин применялся преимущественно по отношению к хоровому пению, но сейчас им обозначают любое исполнение вокального произведения без аккомпанемента.

Пение a'cappella – обязательная часть европейской народной культуры. Образцы народных песен, которые исполнялись без аккомпанирующего и даже солирующего инструмента, есть практически у всех народов. Такие песни могли быть одноголосными или полифоническими, в зависимости от жанра и традиций.

2. Роль пения a'cappella в системе вокального образования.

Русские народные песни в своем большинстве предполагают исполнение a'cappella. Именно поэтому, пение без сопровождения инструмента является специальным навыком, овладение которым входит в содержание обучения в классе сольного народного пения.

Возбудителем голосовой функции является воспринятый извне звук или представление о нем. Процесс воспроизведения звучания у вокалиста (как и вообще у музыканта-исполнителя) сводится к основной схеме: «слышу – двигаюсь», в которой ведущую роль выполняет первая часть.

Слух, будучи решающим фактором, в подготовке музыканта, особое значение приобретает для певца. Он, в отличие от других исполнителей, не располагает готовым инструментом, имеющим налаженную механику, готовый тембр и фиксированную высоту звучания.

Все качества звука: высоту, силу и тембр певец создает сам, организуя и направляя функцию своего голосового аппарата через слуховые восприятия и представления.

Отсюда ясно, что фундаментом всего педагогического процесса в вокальном классе должно быть воспитание слуха обучающегося.

Владение навыком пения a'cappella помогает решить ряд важнейших задач:

  • создание наиболее благоприятных условий для развития и активизации внутреннего слуха;
  • развитие многокомпонентных слуховых представлений о певческом звуке: тембровых, динамических и звуковысотных.

Внимание певца, не отвлеченное сопровождающим инструментом, полностью собирается на собственных ощущениях: слуховых, мышечных, резонаторных и других. Такая концентрация внимания усиливает восприятие этих ощущений при певческом голосообразовании, активизирует память, т. е. помогает певцу лучше и быстрее запомнить как нужное звучание, так и все движения, связанные с ним.

Это не только стимулирует развитие вокального слуха, налаживает четкую координацию между слухом и голосовым аппаратом, но и формирует, и совершенствует вокальные навыки.

3. Этапы развития навыка исполнения a'cappella

При развитии навыка пения без сопровождения следует придерживаться ряда правил в подборе репертуара, использовать различные формы и методы работы.

Подбор репертуара

На начальном этапе работы рационально использовать народные песни с предельно простым интонационным и метроритмическим рисунком, ясным ладовым построением, содержащие привычные для слуха учащегося мелодические обороты.

Начинать работу над развитием навыка a'cappella следует как можно раньше, с простых попевок, небольших по объему и диапазону («Андрей-воробей», «Сорока-сорока» и т.д.) с постепенным снятием сопровождения и тональной опоры. Конечно же, многое зависит от индивидуальных способностей обучающегося, степени развития его музыкального слуха, вокальных возможностей, координации между слухом и голосом. От сочетания этих факторов зависит и выбор произведения, а так же различных форм и методов, применяемых на занятии педагогом.

Вокально-интонационные особенности мелодии песен

Необходимым условием для начала работы над песней без сопровождения является хорошее усвоение учащимся ее мелодии и словесного текста. Поэтому на начальном этапе обучения пению без сопровождения необходимо упростить задачи воспроизведения: интонационные и вокально-технические, т. е. создать вокальный «комфорт».

Для создания наиболее благоприятных условий для работы голосового аппарата в начале обучения пению без сопровождения следует подбирать песни с очень ограниченным диапазоном и исполнять их в удобной для учащегося тональности, чтобы тесситура песен была приближена к примарной зоне звучания его голоса.

На начальном этапе обучения полезны песни с плавным мелодическим рисунком, в основном с поступенным и терцовым движением, а также интервалами кварты и квинты, образованными из устойчивых ступеней.

Рекомендуются песни кантиленного напевного характера в умеренном, но не медленном темпе. На таких произведениях учащийся лучше себя контролирует и быстрее добивается качественного звучания.

Формы и методы работы над пением a'cappella

При непосредственной работе над исполнением произведения без сопровождения можно использовать различные приемы и упражнения, помогающие устойчивому формированию этого навыка:

  1. Исполнение мелодии куплета песни на нейтральный слог (выбор слога зависит от часто повторяемых согласных в тексте). Это позволяет учащемуся сконцентрироваться на мелодии, ее звуковысотных особенностях, не боясь ошибиться в тексте. В результате – более правильное усвоение мелодии. В процессе данной работы целесообразно время от времени менять слог (замена гласного, или согласного звука)
  2. Исполнение мелодии с инструментальной поддержкой (исполнение мелодии песни на инструменте на октаву ниже, или гармоническое басовое сопровождение T-S-D). Такой прием дает учащемуся необходимую инструментальную поддержку, но при этом не лишает его самостоятельности и ответственности за чистое интонирование.
  3. Исполнение с сопровождением в терцию (на инструменте), или с воспроизведением 2-го голоса (на инструменте). Данный прием несколько схож с предыдущим, однако немного сложнее в исполнении.

Основной причиной возникновения трудностей на начальном этапе обучения рассматриваемому навыку является отсутствие налаженных связей между слуховыми (звуковысотными) представлениями и вокальным аппаратом. Учащиеся обычно точно исполняют песню при «тихом» пении – таким звуком, каким они пользуются в классе сольфеджио. Но у них нередко проявляется неточность интонации при попытках спеть ту же песню с оптимальной силой звука, какой они исполняют вокальные упражнения и произведения с сопровождением на уроках сольного пения.

Конечно же, при непосредственной работе необходим постоянный слуховой контроль со стороны преподавателя за качеством исполнения, исправление интонационных, артикуляционных и иных ошибок и неточностей, анализ причин их возникновения (например: неточная интонация как результат пения без опоры, или излишнее форсирование звука).

После того, как на протяжении нескольких занятий песня будет исполняться достаточно интонационно чисто, можно усложнять исполнительскую задачу в виде добавления элементов хореографии и работы над художественным образом произведения.

Работу по освоению навыка пения a'cappella следует проводить постоянно, в процессе обучения в классе сольного пения. При постепенном совершенствовании этого навыка необходим особый подход к выбору репертуара: усложнение вокально-технической стороны воспроизведения по мере увеличения диапазона, использование позиционных требований при исполнении широких интервалов в восходящем и нисходящем движении, исполнение неустойчивых, увеличенных и уменьшенных интервалов, пение на штрихе «стаккато».

4. Актуальность проблемы

Успешное овладение навыком пения a'cappella, как показала практика, позволяет лучше проявиться природному тембру голоса, он звучит более ровно, обретает новые краски, уменьшается сиплый призвук в голосе (если это не является функциональным дефектом). При пении без сопровождения создаются объективные условия для активного формирования ладового чувства (хорошо развитого ощущения функций отдельных ступеней лада, их ладового тяготения) и навыков художественного (выразительного) интонирования.

«В искусство нет прямой дороги,
Туда нельзя купить билет.
Оно – лишь пропуск на пороги,
А дальше труд и поиск лет…»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Музыкальное воспитание в школе» в.4, Москва издательство «Музыка» 1965г. / Статьи: 1) Ю.Самойлов «О пении без сопровождения»,  2) Ю.Алиев «Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре».
  2. В.Попов «Русская народная песня в детском хоре», Москва «Музыка» 1985г.
  3. И.Кочнева, А.Яковлева «Вокальный словарь», г. Ленинград «Музыка» 1988г.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены