РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация ФГОС в начальной школе

6 октября 2009 года Министерством образования и науки РФ был утверждён Федеральный государственный стандарт второго поколения начального общего образования, и с сентября 2011 – 2012 учебного года все школы России начали работать по нему. Наша школа стала экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС еще в 2010 году.

Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы работали по традиционной методике, не могли сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.

Первым всегда сложно. В то время мы плохо понимали, что нужно изменить в своей работе, чтобы осуществить переход на стандарты второго поколения.
Но мы твёрдо знали, что школа сможет обеспечить доступное качественное образование детям с различными способностями и образовательными потребностями при сохранении их здоровья.

Наши обучающиеся должны стать успешными людьми, умеющими добиваться поставленной цели, удовлетворёнными собственными достижениями, способными адаптироваться и легко ориентироваться в условиях современного мира.

Наши учителя должны получить возможность для творческой самореализации, профессиональной переподготовки, социально психологической защищённости.

Наши родители должны научиться взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса на принципах взаимного доверия и сотрудничества.

Первым делом мы изучили все документы по новому стандарту. Затем стали создать условия для его реализации. Процесс этот долгий и нелёгкий. Проще идти в обратном направлении, но время как всегда против нас.

Сегодня мы можем сказать, что нам удалось добиться некоторых результатов:

разработаны и апробируются

  1. пакет нормативных документов, регулирующих деятельность образовательного учреждения
  2. основная образовательная программа начального общего образования, тесно связанная с программой внеурочной деятельности и воспитательной работы
  3. составлен учебный план, отражающий не только перечень, но и содержание учебных предметов, распределение по годам обучения, разработано календарно-тематическое планирование по учебным предметам с планируемыми результатами и УУД

Актуальным остаются решение задач психолого-педагогического, методического, технологического сопровождения и механизм коррекции несоответствия ожидаемых результатов полученным результатам.

Реформа школы продолжается, и главным её двигателем по-прежнему остаётся учитель, находящийся в центре школьной жизни. Как учителю работать по новым стандартам? Как запустить механизм реализации новой образовательной программы?

Мы поставили перед собой цель, выдвинули первоочередные задачи, движемся маленькими шажками вперёд, делаем всё возможное, чтобы наши ученики соответствовали новым государственным стандартам:

  • были любознательными, любили свой край, Родину;
  • уважали и понимали ценности семьи
  • умели слушать и слышать, обосновывать свою позицию
  • выполняли правила здорового и безопасного образа жизни
  • владели основами умения учиться, были способны организовать свою деятельность.

Самая большая ценность – это наши кадры. О возрасте даже думать не хочется. Творческий человек всегда способен на решение самых сложных задач.
Большинство наших учителей более 30 лет своей жизни посвятили школе. Во что трудно поверить, глядя на активность познавать новое, стремление добиться высокого качества, используя современные технологии, в том числе икт. Есть у нас и молодые специалисты. Взаимное сотрудничество очень помогает в работе. Педагогический опыт и современные знания – это огромная сила. Все наши учителя прошли курсы по новым федеральным стандартам. У всех есть желание работать по-новому.
Среди ребят проводилось анкетирование об оценке работы школы и учителя.

Среди 99 участников 98 оценили работу школы и учителя положительно.
По внешней оценке окружающих при посещении театров и музеев наши дети культурны, воспитаны, очень много знают.

Наша школа реализует три учебно - методических комплекта:

  • развивающее обучение Л.В.Занкова
  • Гармония
  • Школа России

Классы, участвующие в эксперименте, получили учебники с новым содержанием только на третий год обучения. Содержание учебника это очень важный момент для внедрения ФГОС. Мы это проверили, когда стали принимать участие в эксперименте по апробации инструментария проверки качества образования. Первый год было сложно, так как задания кимов: различного вида диаграммы, графики не встречались в учебнике. Дети просто не знали, как с ними работать. Во второй раз было гораздо проще – дети стали учиться по учебникам с изменённым содержанием.

На данном этапе все наши учебники соответствуют требованиям Федерального стандарта:

  • сохраняют и поддерживают индивидуальность ребёнка
  • предоставляют возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе
  • осуществляют обязательную успешность деятельности
  • создают условия для реализации творческих возможностей ребёнка.

Учителя на уроках применяют новые педагогические технологии: проблемное изучение материала, пары и группы сменного состава, взаимоконтроль, самооценку, исследовательскую деятельность. Каждый ученик начальной школы является активным участником и организатором образовательного процесса, учиться принимать учебную задачу и вырабатывать средства её решения. В этом году мы особое внимание уделили эффективности проведения урока, что помогло сделать их более интересными и результативными.

Одно из условий внедрения механизма реализации образовательной программы - это создание материально-технической базы. В 2010 году мы начинали с 3 мультимедийных установок. Сегодня они есть в каждом классе.

В шести классах есть интерактивные доски, все классы имеют связь через интернет. У каждого учителя - электронная почта, через которую осуществляется обратная связь с администрацией школы: посылаются нормативные документы, условия конкурсов, диагностические работы, собираются результаты мониторингов. Все учителя имеют копилки цифровых образовательных ресурсов, которыми можно воспользоваться. За 4 года их накопилось достаточно много, что даёт возможность педагогам более рационально использовать время при подготовке к урокам. Последнее наше новшество – это мобильный класс, помогающий детям более успешно на современном уровне осваивать учебные программы.

Большое внимание мы уделяем работе с одарёнными детьми, а так же с теми, ребятами, которым не всегда удаётся справиться с учебной задачей самостоятельно. Мы стараемся работать на результат. Проводим предметные недели. Большинство учащихся принимают участие в различных олимпиадах и творческих конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Бульдог», «Золотое руно» и других.

Обучающийся нашей школы стал победителем муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике.

Я вам приведу пример того как мы осуществляем корректировку промежуточного результата. Проведена контрольная работа. Пять человек не справились с заданиями. На них заводятся карточки, где записывается фамилия и определяется уровень помощи. Я буду осваивать этот материал самостоятельно, с помощью своего одноклассника или мне требуется помощь учителя. Ученик выбирает. Через неделю он повторно пишет другой вариант работы. Если это не помогает, можно поменять условия. Эта работа даёт хороший результат для тех, кто хочет учиться, но по какой-то причине не смог усвоить новую тему. Здесь очень хорошо прослеживается взаимопомощь.

Сегодня главной нашей задачей стоит соединение учебного процесса, воспитательной работы и внеурочной деятельности. Должна быть единая система, работающая на результат.

В начале года методическое объединение учителей начальной школы составляет план работы. Так же мы просим и общешкольный родительский комитет принять участие в планировании. Интересуемся мнениями детей. Задумываем несколько мероприятий, в которых будет принимать участие вся начальная школа. Каждый класс по мере своих сил и творческих способностей. Для каждой параллели планируется задание, которое в конечном итоге могут изменить дети, если оно не понравится и у них есть своё предложение (например, вместо газеты выпустить журнал, книжку раскладушку, сделать альбом, создать презентацию или спроектировать макет). В каждом классе происходит свой этап работы. Проводится исследование проблемы. Решается, как выполнять: индивидуально, группами или всем вместе. В каждом классе работает своя система управления, используются индивидуальные или групповые формы работы. После получения результата, все классы с ним знакомятся, могут использовать в своей деятельности.

Например, «Любое юбилейное мероприятие»

  • 1 классы рисовали рисунки и с помощью родителей собирали воспоминания родных или знакомых об этом событии
  • 2 классы знакомились с литературой по данной теме и создавали свои иллюстрации.
  • 3 классы читали стихи на конкурсе и выпускали газеты
  • 4 классы готовили литературно музыкальные композиции и выступали с ними перед первоклассниками, несколько четвероклассников посещали уроки литературного чтения и читали ребятам рассказы по данной теме.

Через деятельностный подход на всех этапах работы идёт постепенное развитие личности ребёнка и формирование универсальных учебных действий.
Главное для школы и учителя возможность заниматься полезным творчеством, что даёт реализация ФГОС.

Стандарт написан, всем на диво.
Всё в нём гладко и красиво.
Но как его осуществить?
Забыли толком объяснить.

Понятны вроде бы желанья:
Улучшить качество образованья,
Здоровье сохранить, духовность обрести
И деятельностный подход в процесс внести.

Всю жизнь привыкли мы трудиться,
Да так, чтоб целей всех добиться.
Но трудным стал для нас вопрос:
Как одолеть нам этот ФГОС?

Программу сами создавали.
Учебный план свой написали.
Но не рискнули всё менять,
Чтобы ошибок избежать.

Вот если б мы могли сегодня
Вперёд сквозь время заглянуть,
Увидеть результат реформы,
Быть может, мы могли б рискнуть.

Мы учимся учить учиться,
Работаем на результат,
Но от урочной системы
Мы не откажемся никак

Самооценка, КИМы, тесты
Нам тоже вроде не страшны,
Но с нелинейным расписанием
Всё ж отношения сложны.

Вот от проектов мы в восторге.
Их интересно выполнять.
И внеурочку, наконец-то,
Реально можно нам внедрять.

Вот только б времени побольше
Да в сутках 36 часов,
Чтоб все задачи воплотить,
И для себя ещё пожить.

Зеленчук Е.С. 25.01.2014г.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены