РАЗРАБОТКИ

Другие модули

История возвращения имени...

Мы очень часто повторяем тот лозунг, когда «Никто не забыт, ничто не забыто», а может быть этот лозунг выполняется не всегда, во-первых, мы знаем не все, а во-вторых у нас плохая память, а если еще в деле фигурирует политическая оценка, такая, как белогвардеец или враг народа, то это следует немедленно забыть по логике, победившей стороны. Наш классовый подход разделил нас с теми, кто вынужден был покинуть страну в годы гражданской войны. Он выстроил стену забвения с теми, кто олицетворял «белое» движением, тех кого принято называть белой костью, интеллигенция, офицеры и нами, жившими за этой стеной. За стеной было не принято называть имена, покинувших страну. Они не строили социализм. Они оставались верны своим суждениям и представлениям. Они болели за этот мир справедливый или несправедливый, им оставалось только верить в то, что когда-то великая Россия вспомнит о них… Это отдаляло нас от них и казалось, что никогда эти разные суждения не смогут пересечься, нет ничего такого, что может изменить оценки, взгляды людей, но, если в мышлении, хотя бы одного человека возникает мысль о том, а что они сделали? Как им это удалось, значит не напрасно они жили, творили, а пути, проложенные ими, будут долго служить людям.

Имя человека, о котором я хотел бы рассказать было услышано мной впервые, когда мы готовили игру в детском клубе Центра науки и культуры в Брюсселе, звали этого человека – Борис Андреевич Вилькицкий и этот человек был полярным исследователем, открывшим Северную Землю.

Соединение всего самого невозможного случилось для меня, во-первых, я не слышал этой фамилии, более того известны фамилии Седов Г.Я., Русанов В.А., Брусилов Г.Л. и наконец Колчак А.В., но фамилии Б.А. Вилькицкий не упоминалось в учебниках географии. Как удивительно устроена жизнь, она всегда проходит путь от революционного неприятия до желания разобраться и понять почему так получилось?

Борис Андреевич Вилькицкий родился 3 апреля 1885 года в семье Андрея Ипполитовича Вилькицкого, проживавшего в ту пору в Санкт-Петербурге. Любопытно, что имя «Борис» в старославянском означало «славный в борьбе», «борец» и «борящийся за славу», так имя определит в дальнейшем дела, поступки нашего героя. Его папа Андрей Ипполитович Вилькицкий (1858 – 1913 г.г.) являлся полярным исследователем, руководителем Главного гидрографического общества. Его девизом были слова, сказанные о нем современником – «Он беречь своих сил не умел». Многое сделано для служения России, разработана Программа гидрографических исследований морей России, учреждены Высшие курсы по подготовке штурманов, впервые в России стали производить оборудование для гидрографических исследований, раньше его закупали за границей. Россия по всем статьям стала лидирующей державой в области гидрографии. Объясню, почему это так важно, сегодня мы говорим о цифровой модели общества, экономики, а теперь представьте себе, что Вы хотите получить такую же цифровую информацию о море, следовательно Вам необходимо знать глубины, течения, скорость ветра, рельеф дна… В наших руках сегодня электронные средства навигации, эхолоты, локаторы, а в то время это все делалось с помощью троса, но как для будущего исследования важна постановка задачи может быть даже на многие годы вперед.

1 сентября 1897 года Борис Вилькицкий был принят в Морской кадетский корпус, детство закончилось. Начинается подготовку к тому, что ждет его в реальной жизни. По свидетельству капитана первого ранга Д.И. Драган о воспитаннике Борис Вилькицком писал – «Это был прелестный ребенок, баловень судьбы, страшно талантлив, с блестящими, но слабо проработанными проектами… все как-то само давалось ему». С какой любовью написаны эти слова, ведь жизнь очень часто не соглашается с нашими предложениями. Она учит нас по-иному – за ошибками офицера стоит жизнь подчиненных, она заставляет самым серьезным образом прорабатывать эти проекты, доказывать, что они состоятся. Сколько раз потом ему придется составлять проекты, прошения, записки на финансирование экспедиций.

Выпуск из Морского кадетского корпуса – Борису Вилькицкому исполняется 18 лет. По своей нравственности и поведению он лучший по мнению воспитателей. По успеваемости он четвертый в списке. Отец А.И. Вилькицкий обращается к капитану первого ранга И. К. Григоровичу с просьбой, чтобы молодой офицер служил под его началом. Это была единственная просьба за сына. И. К. Григорович взял под опеку Вилькицкого младшего, но когда Григоровича И. К. назначили командиром Порт-Артура, то Б. Вилькицкий стал его адьютантом, но вскоре … побранился с Григоровичем и ушел воевать. Тем не менее И. К. Григорович дал ему должное заключение: «Познания в морской и строевой службе прекрасные. Главное видна любовь к службе и самостоятельность. Обладает настойчивостью и отвагой во время огня, туша под огнем пожары. Немного горяч. Нужно, чтобы плавал на боевом корабле». Во время четвертого штурма Порт-Артура в бою за гору Высокая Б. Вилькицкий был ранен пулей навылет в грудь и попал в японский плен. В январе 1905 года его выпустили на свободу из г. Нагасаки. По возвращении на Балтику был награжден орденом Святого Станислава третьей степени с мечами и бантом; орденом Святого Владимира четвертой степени с мечами и бантом; орден Святой Анны четвертой степени с надписью «За храбрость!», по службе получил звание лейтенанта. Наступило время учиться, поступил и с отличием окончил Николаевскую морскую академию по специальности – гидрографический отдел. После окончания Морской академии он продолжает службу на Балтике. Он обладает способностью к штурманскому делу. По свидетельству его сослуживца Д. Драга «Он вводит много хорошего по организации штурманского дела, проектирует навигационные приборы, систематизирует таблицы и повсюду вносит оживление»

За проявленные знания и стремление к службе назначили на должность флагманского офицера Штаба командующего Морскими силами Балтийского моря. Это не просто повышение, это отражение стремления к росту молодого офицера. В 1910 году были построены в Санкт-Петербурге два ледокола «Таймыр» и «Вайгач». (Прошу запомнить этот факт!) Интересно, что ледоколом «Вайгач» одно время командовал тогда еще лейтенант А.В. Колчак, как полярный исследователь. Именно в 1910 году начинает свою работу ГЭСЛО. Что это такое? Расшифровывается – это так, Гидрографическая Экспедиция Северного Ледовитого Океана, именно в ее состав вошли два ледокола «Таймыр» и «Вайгач».

В 1912 году Борис Вилькицкий стал командиром «Таймыра» и помощником начальника экспедиции И. С. Сергеева. Жизнь в этом году омрачилась смертью отца А.И. Вилькицкого, он очень тяжело переживал за трагический исход трех арктических экспедиций В. А. Русанова, Г. П. Брусилова и Г. Я. Седова. Арктика продолжала хранить свои секреты и это как напоминание о том, что любая экспедиция – это тяжелый труд ради человеческого познания. Это не кратковременная удача, а серьезная работа, осознание своих сил и возможностей, осмысление, полученных результатов. Все это готовила судьба для молодого офицера Б. А. Вилькицкого. Он был везунчиком, но везет тому, кто подготовлен и имеет запас сил, из-за болезни И. С. Сергеева командование экспедицией поручено Б.А. Вилькицкому. Основная задача пройти по Северному Морскому пути из Владивостока в Архангельск.

Во время плавания вошли в воды севернее мыса Челюскин, с кораблей увидели полоску Земли, а на картах было указано море. Нанесли на карту дали имя - остров Цесаревич Алексей. Вспомнили о легендарной Земле Санникова, но по свидетельству экспедиции Э. Толля она должна была расположена восточнее. Утром 22 августа 1914 года увидели высокий скалистый берег. Это был крупный остров. На острове подняли Российский флаг, Б.А. Вилькицкий зачитал приказ о присоединении открытой земли к России, как когда-то это сделал Х. Колумб.

Вот этот приказ: “При исполнении приказания начальника Главного гидрографического управления пройти после работ на запад в поисках великого Северного пути из Тихого океана в Атлантический, нам удалось достигнуть мест, где еще не бывал человек и открыть земли, о которых никто и не думал. Мы установили, что вода на север от мыса Челюскина не широкий океан, как это считали раньше, а узкий пролив. Это открытие само по себе имеет большое научное значение, оно объяснит многое в распределении льдов океана и даст новое направление поискам великого пути”.

В последствии исследования показали, что это не один остров, а громадный архипелаг, состоящий из четырех крупных островов и множества малых. Общая площадь земель, присоединенных к России, составляет 38 тысяч квадратных километров. Первоначальное решение было назвать этот архипелаг – «Тайвай» (сокращение от названия судов «Таймыр» и «Вайгач», но потом от этого отказались и назвали острова Земли императора Николая второго. Это открытие, казалось, лежало на поверхности. Летом с мыса Челюскин видно полоску Земли, зимой пролив Вилькицкого занят льдами и кромка берега сливается с торосами.

После возвращения в Архангельск, а они первыми прошли по Северному Морскому пути, Б. А.Вилькицкий был пожалован аксельбантами флигель-адьютанта Его Императорского Величества. Русское Географическое Общество удостоило его высшей награды – Константиновской медали.

Французское географическое общество наградило его золотой медалью «Ла Рокет».

Задержка об открытии экспедиции Б. А. Вилькицкого обусловлено началом первой мировой войны. При этом Р. Амундсен писал, что в мирное время эта экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира, а ее руководитель признание, которого заслуживает его подвиг. Именем Б. А. Вилькицкого Р. Амундсен назвал острова в море Лаптевых, открытые им 1919 году.

В годы первой мировой войны командовал эсминцем «Летун», участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Гражданская война расколола Россию, начинаются мятежи на кораблях, где матросы поднимаются против своих офицеров. Великая смута охватила головы многих, рушится дисциплина, рушится флот, но от крушения удерживает голос разума. В 1918 – 1919 годы Б.А. Вилькицкий является начальником гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана по разрешению Льва Троцкого. Он обеспечивает вывоз хлебных грузов из Сибири в европейскую часть страны. Ему пока еще доверяют, его опыт, знания необходимы стране, победившего пролетариата. Очень важное решение для себя принимает Б. А. Вилькицкий – «…я решил, что моим патриотическим долгом является принятие предложения стать во главе экспедиции, идти в Сибирь и произвести личную разведку».

Выполнив свою работу по вывозу хлеба, Борис Андреевич в Архангельске присоединяется к Правительству Северной области, где ему был пожалован чин контр-адмирала, а после разгрома Северной армии Миллера эвакуировал на судах остатки армии, беженцев. Все это сопровождалось тем, что в районе Архангельска была сложная ледовая обстановка, необходимо было вывести суда и людей из-под обстрела артиллерии противника. Суда удалось привести в Норвегию, где адмирал Вилькицкий оказался в плену, кстати слово – адмирал в переводе с арабского означает «повелитель морей», где к нему отнеслись благосклонно. Через «эмиссаров» Л.Б. Красина, который прибыл в Европу для восстановления торговых отношений с Западом. Он действовал от организации «ЦентроСоюз», это та организация, с которой сотрудничал Б.А. Вилькицкий. В результате переговоров была зарегистрирована новая компания «АРКОС», которая была важнейшей внешнеторговой компанией России. Понимая, важность происходящего, он возглавляет третью и четвертую Карскую экспедицию, где были налажены экспортно-импортные перевозки между районами Западной Сибири и Западной Европы, однако меняются времена, меняется власть и в стране, победившего марксизма, при усилении тоталитарного контроля вести плодотворную работу невозможно. Остаются размышления – Почему белое движение потерпело поражение? Оставалась надежда на то, что население поймет весь ужас этой власти. Вот отрывок из его книги, написанной в 1942
году в Брюсселе «Когда, как и кому я служил под большевиками». Вот эта цитата:

«О том, до каких ужасов может дойти эта советская власть, принося в жертву своей оппортунистической политике и стремлению удержаться все слои населения, о том, как евреи пропитают собой весь правящий слой, о той густой паутине шпионажа и предательства, которая покроет собой всю страну, — тогда никто не мог допустить и мысли.
Вывод напрашивается один: великая страна не может быть уничтожена волей преступников-недоучек, захвативших власть, и если их не удалось опрокинуть силою оружия, надо изживать изнутри, поддерживая здоровые силы народа и придя их на помощь в нужный день. Закончив войну с белыми армиями, советская власть как будто искала опоры в населении, искала примирения с научными, техническими и интеллигентными силами, и много представителей этих сил верили в возможность эволюции».

После этого Б.А. Вилькицкий навсегда отверг все попытки сотрудничества с Советами. Времена резко изменились политические чистки, поиск и разоблачение врагов стали обычным делом. О возвращении в такую страну не могло быть речи… В реальной жизни необходимо было думать о хлебе насущном. Здесь как раз пришло приглашение на работу в Бельгийском Конго, возглавить там гидрографическую экспедицию по изучение притоков реки Конго. Как шутила княгиня З. Шаховская о Б. А. Вилькицком «из арктического адмирала стал тропическим». Тропическое Конго подорвало здоровье и силы были на исходе. К этому времени Б. А. Вилькицкий остался один. Долгие плавания, война не способствуют семейной жизни, отсутствие сбережений, дома все это ведет к одиночеству. Работать приходится не по специальности, а тем, что дает какую-то возможность прокормиться бухгалтером, учителем русского языка, водителем такси.

Умер Б.А. Вилькицкицй в Доме для престарелых на окраине Брюсселя 6 марта 1961 года, но память о нем жива. В 1996 году прах Б.А. Вилькицкого перенесен из Брюсселя в Санкт-Петербург и перезахоронен на Смоленском кладбище в семейном захоронении Вилькицких. Таково соединение и возвращение славного имени Бориса Андреевича Вилькицкого! Он соединился со своим отцом и братом. Но на этом история не заканчивается в ноябре 2018 года в Санкт – Петербурге спущен на воду новейший ледокол «Андрей Вилькицкий», названный в честь отца, крупнейшего гидрографа царской России, как признание его заслуг.

Для Бориса Вилькицкого, как последнего первооткрывателя двадцатого века, останется на веки пролив Вилькицкого между мысом Челюскин и Северной Землей! Всем последователям останется Северная Земля, как природный заповедник, где все так же необходимо будет изучать течения, температуру, давать прогнозы погоды и защищать арктические рубежи России.

Автор:
Сергей Лиходеев,
учитель математики и физики
Школы при Посольстве РФ в Бельгии, г. Брюссель

Литература:

  1. Вилькицкий Б. А. Земля Императора Николая II // Возрождение. — Париж, 1934. — Т. 2, № 3140.
  2. Вилькицкий Б. А. Когда, как и кому я служил под большевиками // Архивы русской эмиграции / Под ред. А. Г. Пронина и А. А. Геринга. — Т. 5. Fresno, CA, 1972—1974.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.