РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательной активности учащихся на уроках истории

Конец XX - началоXXІ века требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать задачи производственного и гражданского поведения. Это означает, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, умения разбираться в ситуации и находить решения.

Зеркальное отображение жизни — школа. На нее-то и ложится трудная задача по воспитанию образованного, высококультурного гражданина и патриота, задача по формированию человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за это решение, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова.

Достичь этой цели в учебно-воспитательном процессе невозможно, применяя консервативные, авторитарные технологии. Традиционное обучение напоминает гладкую дорожку, с которой убрали все камешки. Получается парадокс: дети, которых учитель ведет по ровной дорожке к знаниям идут и спотыкаются. Облегчая труд детей, преподнося «на тарелочке» программный материал, тем самым вредим процессу самоутверждения ребенка как личности, освобождаем детей от права иметь свое мнение, притупляем их любознательность. А каждый ребенок хочет научиться понимать, думать, способен познавать, сравнивать, анализировать и делать выводы. Труд ученика, который годами молча сидит за партой, слушает учителя и старается запомнить то, что ему говорят,— не может обеспечить ни полноценного формирования личности, ни высшего счастья человека от успехов в труде.

Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как, прежде всего, он исполнитель, вооруженный определенной суммой знаний.

Развитие творческого потенциала человека трактуется сегодня как основная задача школы. Для реализации ее необходимо, прежде всего, рас-сматривать ученика не как сумму внешних влияний, а как целостную, активную, деятельную личность. В этом основная сущность перестройки учебно-воспитательного процесса. Ученик—не объект, а, прежде всего творец своего собственного «Я».

Методическая переориентация обучения с информационной формы на развитие творческой личности ученика, требует от учащихся овладения универсальными способами деятельности и индивидуальной техники получения знаний. При этом возрастает роль и значение творческих работ учащихся. Приведя задачи нашего образования в действие, на уроках истории я работаю над проблемой " Развитие познавательной активности учащихся на уроках истории".

Как учитель-историк в своей работе я всегда руководствуюсь философским утверждением (и на собственном опыте убеждаюсь в его справедливости), что знания только тогда становятся настоящими знаниями, когда они получены усилиями мысли, а не памяти. Поэтому уже длительное время работаю над проблемой формирования у учащихся умений и навыков творческого мышления, познавательной активности.

Приоритетная задача обучения в школе на современном этапе — не только сформировать у учащихся определенное количество знаний и навыков, а обеспечить дальнейшее становление личности ребенка, развитие его умственных способностей. В процессе преподавания истории особое внимание уделяю развитию личности, познавательных способностей и активности, умению самостоятельно пополнять свои знания из различных исторических источников. Будучи центральной фигурой, в школе, учитель должен быть постоянным руководителем умственной деятельности учащихся. Побуждая детей на каждом уроке сравнивать и сопоставлять, анализировать и обобщать, доказывать и оценивать, учитель не только активизирует мысль учащихся, а и готовит необходимую психологическую основу для формирования знаний.

Методы активизации познавательной деятельности позволяют решить комплекс проблем, которые часто встают перед учителем:

  • все ученики класса включаются в работу;
  • обрабатывается, обобщается и повторяется большое количество учебного материала;
  • каждый ученик имеет возможность высказать собственное мнение;
  • ученики учатся грамотно аргументировать свою точку зрения и находить альтернативные решения;
  • формируются доброжелательные отношения в ученическом коллективе.

Важную роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет группа простых по организации методов, которые предусматривают совместную работу всего класса. Их основной целью является сбор как можно большего количества мнений по поводу поставленной проблемы.

Такие методы используются на разных этапах урока и имеют такой алгоритм подготовки и проведения:

1. Постановка и краткий анализ проблемы.

2. Проведение инструктажа.

3. Работа с классом:

  • высказывается только один ученик;
  • ответы не комментируются и не оцениваются;
  • выступления не прерываются .

4.Общее обсуждение и подведение итогов.

Памятка для ученика

А) Говорите все, о чем думаете.
Б) Не обсуждайте и не критикуйте высказываний других.
В) Можно повторять предложенные идеи.
Г) Развитие выдвинутых идей поощряется.

В своей работе я, как и другие учителя, использую на уроках парную групповую работу и коллективно-групповую работу.

Каждая группа выполняет свое задание. Каждый отвечает за свою часть работы. Высказаться должны все по очереди, не перебивая друг друга, и, наконец, прийти к общему мнению. Работая в парах, все дети класса имеют возможность говорить, высказываться. Дети имеют время подумать, обменяться мыслями с партнерами, а потом уже озвучить свои мысли перед классом. Важным компонентом групповой работы есть позитивная взаимозависимость.

Успех для одного не может быть, если его нет для всех: личное взаимодействие, стимулирующее деятельность, передача друзьям собственных знаний, объяснение того, как решить проблему, обсуждение ее развивает навыки межличностного общения, каждый член группы отвечает за часть работы.

"Микрофон"

Это технология группового обсуждения, которая дает возможность что-то сказать быстро по очереди, отвечая на вопрос или высказывая свое мнение, очень удобно во время подведения итогов урока. Учитель предлагает ученикам проблемный вопрос. Они берут в руки воображаемый микрофон и передают его друг другу, по очереди высказывая свое мнение. Говорит только тот, кто получил "микрофон". Ответы должны быть лаконичными; они не комментируются и не оцениваются.

"Мозговой штурм"

Технология коллективного обсуждения, которая используется для выработки решения проблем. Цель ее — за короткое время выслушать как можно большее количество идей учащихся. Учитель четко формулирует вопрос, записывает его на доске и предлагает ученикам высказать идеи, комментарии, привести фразы или слова, которые будут раскрывать поставленную проблему. Все предложения (без замечаний и комментариев) записываются на доске в порядке их поступления. В конце происходит коллективное обсуждение и критическая оценка предложенных версий.

"Незаконченные предложения"

Обозначив тему для обсуждения, учитель формулирует начало предложения и предлагает ученикам закончить его. Каждый последующий участник диалога должен начинать с предложенной формулировки.

Ориентировочные "незаконченные предложения"

  • От этого урока я ожидаю…
  • На сегодняшнем уроке самым важным для меня было…
  • Поражение Директории было неизбежным, так как…
  • Главными причинами неудач Красной Армии в 1941г. были…

"Взаимовопрос"

Прием, при котором учащиеся читают текст, разбившись парами, останавливаются после каждого абзаца и по очереди задают один другому вопросы.
"Вопросы к тексту"— прием этот использую, начиная работу с учебником. Ученики получают задание составить вопросы к тексту и провести конкурс на лучший вопрос.

"Метод ПРЕСС"

Учитель объясняет механизм этапов метода ПРЕСС и приводит примеры его использования. Желающие делают попытки использовать этот метод по отношению к определенной проблеме. Когда алгоритм поймут все ученики, учитель использует его на каждом уроке.

Алгоритм метода ПРЕСС:
- Я считаю, что…(выскажите свое мнение, объясните, в чем состоит ваша точка зрения)
- Потому что…(приведите причину появления этой точки зрения, то есть на чем основываются доказательства в поддержку вашей позиции)
- Например,… (приведите факты, которые демонстрируют ваши доказательства, они усилят вашу позицию)
- Поэтому…(обобщите свое мнение, сделайте вывод)

"Обучаясь, учусь"

Учитель готовит карточки с фактами по изучаемой теме и раздает по одной каждому ученику. В течение нескольких минут дети изучают полученную информацию. Перемещаясь по классу, они обмениваются между собой знаниями. На протяжении определенного времени каждый должен пообщаться с максимальным количеством товарищей. После завершения упражнения ученики воспроизводят полученную информацию во время коллективного обсуждения.

Работа в парах

На начальных этапах обучения учащихся работы в малых группах достаточно эффективной становится работа в парах. Ее можно использовать для достижения практической цели (усвоения, закрепления, проверки знаний, умений и навыков), в частности для:

  • обсуждения краткого текста, задания, документа;
  • определения становления партнера по отношению лекции или иного источника информации;
  • критического анализа или редактирования письменной работы партнера;
  • подведения итога урока или серии уроков по теме;
  • проведения взаимоаттестации или взаимооценивания;
  • разработки системы вопросов по отработанной проблеме.

Последовательность работы в парах имеет определенную последовательность:

1. Постановка проблемы и ее краткий анализ.

2. Объединение учеников в пары путем раздела класса на две половины.

3. Проведение инструктажа:

  • определение очередности ученических высказываний ;
  • установление продолжительности обсуждения .

4. Работа в парах:

5. Представление результатов работы. Общее обсуждение.

Работа в малых группах

Эта форма организации обучения, которая помогает обеспечить положительный результат в классе с большим количеством учащихся. Каждый школьник осознает: от его усилий зависит результат труда всей группы. Групповая работа помогает сформировать у детей навыки структурирования материала, выделения основных его элементов, развивает умение делать выводы, высказывать собственное мнение, ценить время.

Последовательность организации работы в малых группах включает в себя пять основных элементов:

1. Сообщение цели и ожидаемых результатов учебной деятельности учащихся.

2. Объединение класса в малые группы.

  • Класс делится на 4-6 групп по 4-7 человек в каждой. Увеличение численности группы ухудшает качество ее работы.
  • Состав групп периодически меняется. Не допускается деятельность постоянных групп на протяжении всего учебного года. Такой подход обеспечивает эффективное взаимодействие всех учеников класса.
  • Учитель регулирует процесс формирования групп. В одной группе должны работать мальчики и девочки, сильные и слабые, лидеры и исполнители, активные и пассивные.
  • группы размешаются за отдельными столами.

3. Проведение установочного инструктажа.

  • Ученики получают учебные задания (они могут быть одинаковыми для всех групп или разные—в контексте основной темы).
  • Определяется способ представления результатов работы.
  • Даются критерии, по которым будет оцениваться работа группы.
  • Распределяются дидактические материалы, необходимые для выполнения заданий.
  • Регламентируется рабочее время (ориентировочно 10-30 минут).

4. Работа в группах.

Учитель постоянно наблюдает за работой групп, убеждается, правильно ли ученики поняли его распоряжения, отвечает на их вопросы, контролирует в случае необходимости.

5. Презентация результатов работы, коллективное обсуждение, оценивание и подведение итогов.

Форма презентации зависит от группы и темы и находчивости участников. Это может быть схема, таблица, рисунок (плакат), сценка, устный рассказ. Продолжительность отчета для группы — не больше 5 минут. Оценивается вклад каждого члена группы в общий результат. В случае необходимости проводится краткая итоговая дискуссия.

Обязательные правила работы в группе

1. Быстро распределите роли в группе.

Спикер (руководитель группы)

  • зачитывает задание;
  • организовывает порядок их выполнения;
  • устанавливает очередность высказывания участников;
  • подводит итоги работы.

Секретарь

  • ведет лаконичные записи хода и результатов работы

Наблюдатель (тайм-кипер)

  • следит за временем

Докладчик

  • четко высказывает общее мнение;
  • объявляет результаты общей работы.

2. Придерживайтесь правил активного слушания.

3. Высказывайтесь по очереди.

4. Будьте толерантными.

5. Старайтесь прийти к общему мнению.

Для работы в малых группах выбирается широкая историческая тематика или отдельная проблема. Но они должны объединять цепь самостоятельных структурных единиц, которые станут отдельными заданиями для каждой группы. Групповая работа может быть использована на разных этапах урока.

"Диалог"

Общий поиск всеми созданными в классе группами согласованного решения одной проблемы, которая находит свое отражение в заключительном тексте, таблице, схеме. После обсуждения проблемы каждая группа создает свой собственный текст, таблицу, схему, которые докладчик записывает на доске или листе бумаги. Специальная группа экспертов, то же готовит свой вариант ответа, обобщает и предлагает конечный вариант для всего класса. Он заносится в тетради.

"Атака на учеников"

Каждая группа выдвигает по одному представителю для соревнования. Учитель задает вопросы. Представители поворачиваются к своим группам и, выслушав мнение каждого, выбирают лучшее решение, поворачиваются к учителю и отвечают.

"Атака на учителя"

Группы обсуждают те составляющие проблемы, которые требуют дополнительного уточнения, и по очереди ставят учителю вопросы. Можно провести атаку на отдельную группу или подготовленного ученика.

"Мозаика" ("Ажурная пилка")

Работа проводится в два этапа. Перед тем как начать упражнение, необходимо провести раздел на группы. Он должен быть двойным: например, А1, А2, А4, А5, А6; Б1, Б2, Б3, Б4, Б5, Б6..Количество учеников в группе должно равняться количеству групп. Во время первого этапа группы располагаются за столами согласно буквам(А, Б, …) и получают задания , которые касаются разных аспектов одной темы. На втором этапе группы формируются в соответствии с цифрами (1, 2, 3, ..) и получают общие задание. Сначала каждый участник новой группы представляет результаты работы своей группы на первом этапе, а потом группа вместе выполняет новое поставленное задание.
Метод "ажурная пилка" предусматривает наличие третьего этапа, когда ученики возвращаются в первую группу и делятся полученной во время второго этапа информацией.

"Поиск информации"

Специально организованный анализ первоисточников с помощью познавательных заданий. Можно объединять изучение группами одинаковых источников по общим заданиям, изучение группами разных источников по разным заданиям.

"Круг идей"

Все группы работают над одной проблемой. Завершив обсуждение, они последовательно озвучивают лишь один аспект проблемы. Учитель опрашивает группы до тех пор, пока не исчерпаются все идеи. Такую работу можно проводить письменно.

"Дерево решений"

Ученики заранее знакомятся с проблемой, которая будет предметом анализа. Учитель объединяет класс в 4-6 групп, и каждая получает схему для заполнения. Выполнение заданий продолжается 10-20 минут. Учитель собирает листы, проводит (на основе написанного учениками) обсуждение результатов деятельности групп.

"Дерево решений" проблемы

"Выбери позицию"

Учитель предлагает ученикам дискуссионный вопрос и предлагает им определить собственную позицию. На доске размещены плакаты с надписями: "согласен" ("да"), "не согласен" ("нет"), "не определена конкретная позиция" (не знаю"). Ученикам необходимо стать возле того плаката, который совпадает с его точкой зрения. Ученик должен обосновать свою точку зрения. Если после обсуждения дискуссионного вопроса ученик изменил точку зрения, то может перейти к другому плакату и объяснить причину своего перехода, а также назвать наиболее убедительную идею или аргумент противоположной стороны.

Средства условной наглядности как способ познавательной работы

В своей практике на уроках активно использую такой метод как структурно-логические схемы и конспекты, которые минимизированы по содержанию, но емки по смысловой нагрузке.

Структурно-логические схемы (СЛС) — общий схематический образ темы урока — линейный, матричный, табличный.

Условно-графическая наглядность (учебные карты, таблицы— хронологические и синхронистические; графики, диаграммы, опорные конспекты и сигналы, меловой и схематический рисунок)— средства обучения, которые дают возможность прямо или ассоциативно раскрывать причинно-следственные связи между элементами темы, которые изучаются.

Опорный конспект — передает целостное восприятие исторических фактов и процессов.

Опорные символы — упрощенные (условные) знаки-рисунки, которые отражают содержание исторического процесса или факта (факта-события или факта-явления). Опорные символы, по мнению преподавателей, использующих методику В.Ф.Шаталова, концентрируют информацию, которая компактно воспринимается памятью ребенка.

Решая проблему активизации рациональной деятельности учеников, развития творческого мышления, формирования базовых исторических представлений об историческом времени, пространстве, движении, учитель может раскрывать суть схемы-образа и причинно-следственных связей, объясняя с ее помощью определенные исторические процессы или использовать их в самостоятельной работе, когда ученики создают собственные опорные конспекты.

Работа с опорными конспектами, в основу которых положены СЛС, разнообразна. Можно объяснять материал по готовому конспекту, который изображен на плакатах, классной доске или экране компьютера. Но полезнее и интереснее "строить" опорный конспект вместе с учениками в процессе изучения нового материала методом аналитической или эвристической беседы.

Логические схемы не могут быть самодостаточной методикой и пользоваться ими нужно только в соединении с другими методиками. Они являются опорой для познавательной деятельности учеников и одновременно, минимизируя объем содержания, что очень важно при условии снижения интереса детей к чтению в целом и учебника, в частности, позволяют не только сфокусировать внимание школьников на материале, но и ведут их мысль по пути анализа и синтеза явлений. Условные знаки, стрелки и сама схема в целом являются самостоятельным дидактическим средством, потому что отражают причинно-следственные связи, хронологическую последовательность процессов и явлений.

Учитель должен учитывать следующие правила использования СЛС:

  1. Использовать не более трех видов секторов, стрелок, шрифтовых выделений текста.
  2. Изображения СЛС должны быть четкими и выразительными, с использованием в основном прямых линий. Схемы должны быть симметричными или почти симметричными, что облегчает их восприятие.
  3. Графическое изображение СЛС сопровождается объяснениями учителя, а не наоборот.
  4. Опорные символы используются в ограниченном количестве, лучше — текстовые СЛС, потому что для тех учащихся, которые не знакомы с условными символами, или тех, кто отсутствовал на уроках длительное время, они сложны для прочтения и понимания.

Работа с картой на уроках истории

Кроме основных приемов мышления (анализ, синтез, сравнение) и общих приемов учебной работы (умения работать с книгой, составлять план и др.) большое значение уделяю работе с картой. Считаю, что учащиеся должны овладеть картографическими умениями. А в частности, учу своих учеников читать историческую карту, пользоваться картой как источником знаний, заполнять контурную карту. Конечно, залогом успеха должна быть систематическая работа с картой, от темы к теме. К сожалению, мне приходится в основном работать с картами атласа и учебника, так как школа очень плохо обеспечена настенными картами, но все же это не препятствие для работы.

Работа с картой проходит поэтапно. В 6 классе при изучении курса истории древнего мира, важно научить читать карту, показывать исторические места, определять географическое положение страны, знать легенду карты. Учащиеся овладевают навыками заполнения контурной карты.

В 7-8 классе ученики работают с картой, учатся ее читать, пользуясь картой находить причины и следствия исторических событий. К 9 классу ученики должны уже свободно читать карту, пользоваться ею как источником знаний. В 10-11 классах ученики учатся анализировать информацию на карте, использовать карту как источник знаний о геополитических интересах стран в конкретной исторический период.

При работе на уроках использую следующую памятку.

Учимся работать с исторической картой, читать ее.

Работая с картой, вы должны уметь использовать содержание несложной исторической карты или карты-схемы в рассказе о событиях, их причинах и последствиях. Для того чтобы прочитать карту и заставить ее «заговорить», необходимо запомнить порядок работы с ней.

  1. Прочитайте название необходимой карты.
  2. Карта начинается с так называемой легенды - таблички в нижней ее части, содержащей условные обозначения. Познакомьтесь с каждым условным знаком легенды, прочитайте его.
  3. Найдите на карте условные обозначения, указанные в легенде, подробнее остановитесь на тех, которые вам необходимы при изучении конкретного вопроса.
  4. Показывая на карте город, селение, обязательно назовите его местонахождение.
  5. Недостаточно показывать границы государства (или территорию расселения народов), их следует описывать. Надо называть реки, моря, горы, служившие естественной границей.
  6. Перед работой с настенной картой хорошо изучите такую же карту в атласе, учебнике или пособии. Найдите всю интересующую вас информацию.
  7. При работе с настенной картой необходимо стоять слева от карты, в правой руке держа указку. В противном случае вы будете закрывать собой карту от одноклассников; дадите сразу же понять учителю, что слабо ориентируетесь в карте и вам необходимо впервые отыскать интересующий объект.

Составление сравнительных таблиц

Цель данного метода работы: научить учеников более активно работать над предметом, уметь составлять сравнительные таблицы.

Деятельность учителя: Выбор темы очень важен, так как ученики должны уметь обработать тему самостоятельно. Учитель дает четкую инструкцию (например, распознать основные и второстепенные проблемы). Во время обсуждения результатов учитель также может сделать выбор: он может проверить таблицу каждого ученика или, если таблица невелика по объему, попросить ученика начертить ее на доске. Потом другие ученики ставать вопросы к таблице, вносят коррективы.

Деятельность учеников: Ученики самостоятельно выполняют задания. Они должны уметь представить результаты своей работы классу.

Пример.
10 класс. Тема "Парижская мирная конференция". После рассмотрения Версальского договора ученики самостоятельно составляют таблицу "Мирные соглашения со странами Четвертного союза"

Составление синхронистических таблиц

Цель данного метода работы: облегчить ученикам сравнения и анализа данных синхронистических событий

Продолжительность: урок или несколько уроков темы

Деятельность учителя: Объявляет задание, акцентирует внимание на графах таблицы, организует анализ и коррекцию полученных результатов.

Деятельность учеников. Ученики самостоятельно выполняют задание. Они должны уметь представить результаты своей работы классу и объяснить, почему они занесли в таблицу те или иные события.

Пример 1. 10 класс. Тема: "Первая мировая война"

Ученики получают задание создать таблицу с аналогичным названием, которая будет использована на обобщающем уроке для анализа интенсивности военных действий на том или ином театре войны.

Пример 2.

11 класс. Тема: "Завершение и итоги Второй мировой войны".

Ученики работают с заполненной синхронистической таблицей для проверки и обобщения знаний об основных событиях данной войны:

  1. Определите, на каком театре Второй мировой войны были задействованы наибольшие силы воюющих блоков. Почему?
  2. Выясните задачи воюющих сторон в данной войне. Насколько им удалось реализовать эти задачи?
  3. Выясните тактику воюющих блоков в данной войне. Оправдала ли она себя?

Военные действия на театрах Второй мировой войны

Определение уровня знаний учеников с помощью таблиц

Цель данного метода работы: определить уровень знаний учащихся по фактажу с помощью таблиц

Продолжительность: до 5 мин.

Деятельность учителя: раздает ученикам полностью или частично незаполненную таблицу. Проверяет правильность работы учеников.

Деятельность учеников: Правильно заполняют таблицу, поясняют мотивы своих действий.

Пример 1. (систематические таблицы). Тема "Завершение и итоги Второй мировой войны", задание для проверки знаний о мировых войнах с помощью систематической таблицы "Мировые войны"

  1. Определите причины мировых войн. Какие из них общие?
  2. Отметьте особенности мировых войн.
  3. Назовите последствия мировых войн. Определите главные. Объясните свой выбор.

Пример 2. (сравнительные таблицы). Тема "СССР В 30-х гг. XX века", задание для проверки знаний об экономике страны в предыдущем десятилетии с помощью сравнительной таблицы "Особенности экономического развития России—СССР в 1917-1939 гг."

  1. Кратко охарактеризуйте политику большевиков в период "военного коммунизма" и НЭПа.
  2. Сделайте выводы об экономической политике большевиков в данный период истории.

Формирование умений

1. Учимся самостоятельно работать с различными источниками информации

Изучать историю только по учебникам неправильно и неинтересно. Наши знания расширяют множество других источников информации. Среди них особое место занимают предания, легенды;
- Предание - это рассказ, о каком-то необычном событии, личности и т.д., который передается устно из поколения в поколение. Пройдя жизненный путь длиной несколько десятилетий, а то и столетий, такой рассказ обрастает, конечно же, какими-то нереальными подробностями, в нем присутствует доля вымысла. Но это и понятно. Рассказчикам очень хочется показать необычность, величие, силу какой-то личности или события. Много таких рассказов было записано их собирателями, которые понимали, что из такого предания можно почерпнуть много полезной, исторически реальной информации. Но надо учиться отличать ее от вымысла.

Как работать самостоятельно с источником информации?

  1. Внимательно прочитайте текст источника информации.
  2. Определите, кем составлен текст источника и по какой причине.
  3. Установите дату появления данного источника.
  4. Как можно охарактеризовать тот исторический период, когда был составлен источник? Что вы уже о нем знаете?
  5. Определите, о каком конкретном историческом лице или событии идет речь в тексте источника? Сколько времени отделяет само событие или личность от времени их описания.
  6. Насколько правдиво в источнике отражены исторические события? Постарайтесь доказать свои размышления. Найдите в тексте те места, которые помогут аргументировать ваше мнение.
  7. Что является нереальным в тексте источника? С какой целью, на ваш взгляд, автор (авторы) прибегли к вымыслу?
  8. Чем данный источник информации обогатил ваши знания?
  9. На какие размышления наталкивает вас содержание данного источника?! Размышляйте!
  10. Какие выводы из своих размышлений вы можете сделать?

Учимся составлять сравнительную характеристику исторических событий, процессов.

Необходимо знать:

  • Сравнение - очень важная мыслительная операция, которая дает возможность глубже изучить исторические события и процессы.
  • Сравнивать можно только однородные явления, события, процессы, связанные общностью признаков, и только по сопоставимым признакам (например, причины, цели, состав участников, итоги и т.д.).

Как составить сравнительную характеристику

  1. Внимательно прочитайте информацию о событиях, явлениях, процессах, которые сравниваете.
  2. Определите существенные и сопоставимые признаки, по которым можно провести сравнение.
  3. Расположите признаки сравнения по степени важности.
  4. Ход работы по сравнению оформите в таблице, в левой части которой расположите составленный план (на основе признаков сравнения).
  5. Последовательно сравните оба исторических события, явления, процесса по каждому признаку (по каждому пункту плана). Ход сравнения запишите в центральной части таблицы.
  6. Находите различия и сходства, сделайте запись в правой части таблицы

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены