РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Как правильно контролировать ребёнка. Советы консультанта

Есть люди, которым не нравится, когда их контролируют. В то же время, именно благодаря контролю, человек достигает своих целей. Лучше всего понять контроль можно, рассмотрев его как способность человека начинать что-то, изменять это и в нужный момент останавливать. Водителю нужно контролировать автомобиль: начинать движение, задавать направление и останавливать, когда необходимо. Хозяйке нужно контролировать посуду и кухонную плиту, диспетчеру - движения поездов, а руководителю - своих подчиненных. Можно сказать, вся наша жизнь состоит из контроля. Дети также нуждаются в контроле, я бы даже сказал, что они ожидают его от своих родителей.

Если управление автомобилем обычно не доставляет сложностей, то с контролем над детьми бывают большие трудности. Дети - не машины, когда родители сталкиваются с какой-то проблемой у ребенка, у них обычно возникает вопрос: «Что делать?»

Рассмотрим проблемы в обучении и способность родителей контролировать эту область в жизни ребёнка. В моей практике был случай, когда одна мама не могла понять почему её дочь просиживает часами за уроками и все безуспешно. Довольно часто в такой ситуации взрослые начинают кричать на ребенка, чтобы «ускорить» его. Кажется, что они достигают результата, ведь в такие моменты ребёнок начинается быстрее все делать. Вернее он вынужден делать это быстро из-за страха наказания, обычно не понимая, что он делает и для чего. В результате, у детей вообще исчезает желание обучаться, а родители начинают мечтать о том, чтобы их ребенок хоть как-то сдал экзамены и получил аттестат.

Бывает «хороший контроль» и «плохой контроль». Различие между ними заключается в уверенности и неуверенности. Хороший контроль - это уверенный, позитивный, предсказуемый контроль. Плохой контроль - это неуверенный, изменчивый и непредсказуемый контроль. При хорошем контроле человек может чувствовать себя уверенно. При плохом контроле уверенности нет никогда», - писал Л. Рон Хаббард в книге «Проблемы работы». К примеру, школьник не может решить задачу, и кто-то из родителей подходит, и они вместе разбирают то, что ребенок не понимает. Ребенок чувствует себя уверенно, родитель чувствует себя уверенно - это хороший контроль. Или школьник не может решить задачу, подходит один из родителей и начинает угрожать: «Будешь плохо учиться, пойдёшь работать дворником». Ребенок не уверен в собственной способности решить задачу, родитель не уверен, что из ребенка получится «что-то стоящее» - плохой контроль.

Хороший контроль строится на взаимном согласии, которое и приводит к тому, что повышается уверенность и у родителей, и у детей. Достижение согласия возможно при наличии общения. Родители, которые общаются с детьми на равных, имеют все шансы договориться с ними. Детская поэтесса Агния Барто как-то сказала: «Справедливо некоторые врачи считают, что, если ребёнок нервный, надо прежде всего лечить его родителей». Но я бы оспорил ее утверждение. Родителей нужно не лечить, а учить находить согласие со своими детьми с помощью общения. В том примере, где дочка просиживала часами за уроками, а мама старалась криками ускорить ее, было найдено согласие. Как выяснилось, все, что нужно было ребенку, - чтобы мама посидела с ней рядом и поддержала своим присутствием. Когда мама стала поступать так, у дочери уже не было проблем с тем, чтобы выполнять домашнее задание быстро.

Детям нужна наша поддержка. Это может быть даже спокойное отношение к ошибкам, которые они допускают, стараясь контролировать свое тело и окружение. Несколько лет назад я консультировал одну женщину, которая была недовольна тем, что ее дочь при ходьбе косолапит. Сколько бы замечание она не делала ребенку, ситуация не разрешалась. Мама уже потеряла веру в то, что день можно переучить. Дочка была расстроена своей неспособностью и только плакала. Все, что я тогда посоветовал женщине, - перестать делать замечания и с пониманием относиться к ситуации. Это было сделано, дочка через некоторое время перестала косолапить.

Понимаю, что проявлять терпение и находить согласие с ребенком может быть не простым делом. Но «терпение и труд все перетрут».

Консультант по вопросам воспитания детей Леонов Вячеслав

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.