РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Родителям о признаках опасной религиозной организации

Иногда классным руководителям сложно объяснить родителям об опасности, которая может угрожать их детям. Данная статья поможет классному руководителю, социальному педагогу и школьному психологу объяснить родителям, насколько могут быть опасными деструктивные религиозные культы для их детей. В статье подобраны материалы из статей российских и белорусских религиоведов, занимающихся практической деятельностью по спасению детей от влияния опасных религиозных организаций.

Традиционными для Беларуси являются такие мировые религии, как православие, католицизм, ислам, иудаизм и лютеранство. Толерантное белорусское религиозное законодательство позволяет каждому жителю страны самостоятельно и свободно выбирать свой духовный путь. Поэтому в нашей стране постоянно появляются новые религиозные организации, относящиеся к нетрадиционным для нашей страны религиозным меньшинствам. Большинство из новых нетрадиционных религиозных групп совершенно безопасны для человека, общества и государства.

Но, среди множества нетрадиционных религиозных организаций встречаются опасные для личности подростка, потому что они лишают его свободы, порабощают и затем жестоко эксплуатируют. Ломаются детские судьбы, наносится тяжелый, а зачастую и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому. Разобраться в том, опасна или нет та или иная религиозная организация родителям очень сложно. Поэтому целью статьи является напомнить родителям о некоторых признаках опасных для наших детей моментах в деятельности деструктивных религиозных культов. В статье использованы разработки белорусских и зарубежных специалистов – религиоведов.

Многие родители уверены «Попасть в секту моему ребенку не грозит». Это серьезное заблуждение. От попадания в деструктивный культ никакой подросток не застрахован. Т.к. у каждого подростка бывают в жизни ситуации, когда становиться одиноко и грустно, когда нужна чья-то поддержка, а ее нет. Хочется найти друзей, с которыми можно поговорить за жизнь, которые помогут, если что - то случится. Бывает и друзья есть, но жизнь всё равно какая-то кислая. Школа – дом, дом – школа. Хочется чего-то особенного, чтобы все ахнули, внимание обратили. Именно в такие моменты сознание подростков наиболее податливо для манипуляций с ним посторонними людьми.

Проблема в том, что в опасный религиозный культ не приходят. Вряд ли кому-то из подростков придёт в голову мысль: «А не пойти ли мне в секту?». Более того, само упоминание этого слова вызывает негативные и неприятные ощущения. Если бы кто-то открыто сказал, приходите к нам в секту, и мы сделаем с вами то-то и то-то, вряд ли бы нашёлся хоть один желающий. Поэтому главная цель религиозных деструктивщиков на первоначальном этапе – скрыть правду. Подросток попадает в секту не потому, что он делает сознательный выбор, а потому, что его обманули. Это процесс обольщения, а не свободного выбора. Ему обещают всё и сразу, осыпают комплиментами, подчёркивая его исключительность и невероятные способности изменить мир, предлагают щедрые подарки и т.д. Подростку говорят, что здесь он найдет добрых и верных друзей, понимание всех его проблем, что это прекрасная возможность проявить самого себя, стать свободным. О чём ещё может мечтать современный подросток? Тем более что всего-то необходимо, сходить на собрание организации раз-другой. Любопытство пересиливает, и вот он на их территории. Здесь за него берутся профессиональные психологи. На чужой территории и среди незнакомых людей подросток становится более внушаемым, легче поддаётся психологическому воздействию. Как правило, в этот период работы культистов с подростком некоторые родители радуются, что их ребенок, наконец – то нашел настоящих, положительных друзей.

Через некоторое время подросток перестает замечать, что он это уже не он, его поступками руководят, на мир он смотрит чужими глазами, а между реальной жизнью огромная пропасть. И только теперь родители начинают замечать тревожные изменения, произошедшие с их ребенком.

Несколько советов родителям.

Не всегда с первого взгляда удается разглядеть, что скрывается под маской: деструктивный культ (опасная религиозная организация) или безобидный кружок по интересам.

Поэтому родителям необходимо очень внимательно присмотреться, к тому, чем и как занимается ребенок в группе, «кружке» или «секции». К основным признакам религиозного деструктивного культа можно отнести:

1. В «кружке» (секции, группе) обожествляют некоего живого человека, который является создателем или организатором «нового духовного пути», «нового прогрессивного движения». Он единственный знает истину. Поэтому «старые» члены кружка беззаветно преданно служат лидеру группы (учителю, преподавателю, воспитателю, гуру) и не подвергают сомнению ни одно из его слов или действий. Мыслить, действовать, чувствовать разрешается только по одобрению лидера организации.

2. В «кружке» (секции, группе) требуют отделение от мира, непринятия других мировоззрений. Учение (идеология), с которым знакомят подростка, является, по мнению членов организации единственно правильным и способным решить все проблемы.

3. Члены «кружка» (секции, группы)проповедуют закрытость: «Хочешь присоединиться к нам, закрой за собой дверь, а за ней оставь всё, что у тебя есть: друзей, учёбу и увлечения. Всё это не имеет смысла, мешает тебе развиваться и быть успешным». Позже потребуют оставить и родителей.

4.Члены «кружка» (секции, группы) уделяют чрезвычайное внимание тому, каким образом добыть побольше денег. Деньги якобы тратятся на добрые дела:

  • на «благотворительность»;
  • на оплату лекций приезжих лекторов «по духовным тематикам»;
  • на издание и продажу: «замечательных» книг, видеофильмов и слайдфильмов;
  • на издание и распространение листовок, объявлений и т.д.

Все это оправдывается как методы для достижения «высших целей». Вскоре на «благие дела» придётся пожертвовать и новым его членам.

Если родители увидели наличие в «кружке» (секции, группе) хотя бы один из перечисленных моментов, то им в кратчайший срок необходимо узнать какой организации принадлежит этот «кружок», «группа по интересам» или «спортивная секция». И в случае, если этот «кружок», «группа» или «секция» не имеет отношения к системе государственного образования, то, не слушая никаких оправданий и объяснений руководителей, родителям надо сразу увести оттуда ребенка. Пока не стало поздно.

Родители часто задают вопрос «Что же может наиболее эффективно защитить детей от опасных религиозных культов?».

На сегодняшний день многие религиоведы считают наиболее эффективным средством профилактики попадания подростков в опасные религиозные культы, это воспитание у детей уважения к вероучению традиционному для народа, к которому ребёнок принадлежит. В этом случае совсем не обязательно воспитывать ребёнка верующим, главное воспитание уважения к традиционному вероучению своего народа, своих предков.

Если семья имеет православных предков, то ребенка нужно воспитываться в наибольшем уважении к Православной Церкви, как к культурообразующей религии своего народа. Так же необходимо воспитывать детей и в семьях имеющих корни в мусульманстве, иудаизме, буддизме и других традиционных вероучений. Тогда при встрече с адептами опасных религиозных культов ребёнок будет защищен убеждением, что традиционное вероучение его народа самое важное. Это никоим образом не является нарушением прав ребёнка, потом что не отменяет получение ребёнком (естественно только с согласия родителей) знаний по другим мировым религиям.

Остальные профилактические меры по преодолению влияния опасных религиозных организаций на подростков, могут стать хорошим дополнением к воспитанию у ребёнка уважения к вероучительным традициям своего народа.

Чепелев Л.А.
Психолог «Информационно – аналитического центра» при СвКвБГЦ.

Всего комментариев: 0
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика