РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Агрессия и подросток"

СПб ГБУ «СРЦ для несовершеннолетних «Воспитательный дом»
Педагог – воспитатель
Кирокосян К.В.

Агрессия. И как бороться с нею?
Когда её с годами всё труднее
Извлечь, изъять из сердца человека…
А человек со злом в душе – калека…

Когда мы о хорошем забываем,
Агрессию зовём и развиваем,
Весь мир чернеет, как с приходом ночи
И небо нам недоброе пророчит…

Эмоции играют злую шутку
И потеряв контроль хоть на минутку,
Мы совершаем жуткие поступки,
Перемолов добро, как в мясорубке…

Мы рушим отношения былые,
На правду и неправду очень злые…
Мы выключаем солнце над собою
И называем боль своей судьбою…

Агрессия… Давайте вместе с вами
Посмотрим вверх на солнце с облаками…
Дадим надежду тем, кто с нами рядом,
А сгоряча судьбу решать не надо…

Давайте не разрушим, а построим!
Давайте не разделим, а удвоим…
Вот стих к людской агрессии с протестом…
Добро на воле, злоба – под арестом…

Ирина Самарина

Понятие «агрессия» имеет очень широкое значение и не сводится к акту физического насилия одного человека над другим. Агрессия (от лат. aggressio — нападение) – мотивированное, а иногда и не мотивированное, как правило деструктивное поведение человека, которое противоречит правилам (нормам) принятым в обществе, и наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред, материальный ущерб людям, вызывая у психологического дискомфорта(негативные переживания, состояние страха, подавленности, напряженности и т.п.).

Хочется отметить, что теоретически агрессию можно считать динамической характеристикой активности и адаптивности человека, если рассматривать в социальном плане личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Потому как в норме она может оказываться качеством социально-приемлемым и даже необходимым в решении определенных задач, преодолении препятствий -это как раз и есть целесообразная форма агрессии, без которой просто невозможно жить, невозможен прогресс – все обозначается словами: «засучить рукава», «броситься в бой с трудностями» и т.п.

Я, как педагог воспитатель, работающий в Социальном учреждении для несовершеннолетних в своей практической деятельности постоянно сталкиваюсь с агрессивным поведением подростков и отмечаю различные виды агрессии: тревожность,трансформирующаяся в агрессию (испытывающий страх, тревогу стремится к единственному желанию: защитить себя от дискомфортного состояния, по принципу «чтобы я не боялся – пусть боятся меня». В этом случае ребенок, подросток начинает проявлять агрессию по отношению к окружающим его людям, иногда даже к близким, членам семьи. Альтернативой проявлениям разрушающей агрессии существует и цивилизованная ее форма – это участие в состязаниях, соревнованиях. Я в своей работе негативную агрессивную энергию подростков, направляю в конструктивное русло – в физический посильный труд, участие в творческой жизни Центра (игра в Домашнем Театре), в спорт, поэтому моя задача создать движение подростка, его занятость, что б от желания как-то разрядиться он пинал мяч, играл в бадминтон, боролся на кружке «Самбо» и т. д, а не пинал, например, своего одноклассника.

Последние годы в своей практике наблюдаю крайне тяжелую форму агрессии - деструктивную. Источник такой агрессии – скрытый и очень глубокий. Он гораздо серьезнее в социально-психологическом смысле, потому что является результатом эмоциональной, социальной неудовлетворенности ребенка в детстве. По различным причинам дети и подростки, получают малородительской любви, а некоторые и совсем не получаютее, что соответственно влияет на их взросление и дальнейшую социализацию. Жизнь в психологическом, эмоциональном одиночестве, когда родительские функции в семье нарушены или совсем не удовлетворяются ребенок, взрослея начинает компенсировать неудовлетворенность в эмоциональном голоде на низком уровне. Поэтому, статистика говорит,что часто подросткам, доставляет удовольствие мучить животных, а позже более слабых (младших, немощных, социально незащищенных и др).

Наиболее страшное поведение ребенка и подростка мы с коллегами считаем тогда, когда он (подросток) проявляет агрессию в причинении боли самому себе. К нам часто поступают дети с порезами, проколами, шрамированием на теле и все это мы относим на уровень пассивно-агрессивного поведения.

Когда он(ребенок) проявляет вербальную или физическую агрессию – обзывается, ябедничает, когда он кого-то колотит или ломает стулья, игрушки, мы говорим, что это все-таки не так страшно, как пассивно-агрессивное поведение. Сосредотачиваясь на себе, он накапливает дурную отрицательную энергию внутри себя, которая рано или поздно проявится внешне. И тогда уж многие беды будут видны, и, кстати сказать, с такими детьми работать значительно сложнее.Поэтому для меня, как педагога важно знать и понимать причины, которые могут деформировать характер подростка и оказать своевременную помощь и поддержку не только ему, но и ближайшему ему окружению (родителям или лицам им заменяющим). Практика показывает, что поведение подростка в основном зависит от эмоционального климата в семье. Здесь сразу вспоминаются стихи средневекового поэта Себастьяна Бранта, которое может служить для всех напоминанием о воспитании детей и жизни семьи в целом.

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб.
Пусть помнит, что с лихвой получит…

…Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
И за дела: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Подростковый возраст — особый период в жизни любого человека. Переживая этот период подросток, не важно мальчик или девочка, претерпевает различные изменения на физиологическом, физическом, и особенно на психологическом уровне. То есть меняется  не только внешность подростка, но и внутренние потребности, установки, «фильтры» восприятия окружающего мира, формируются новые ценности и цели. Такие изменения — значительный стресс для любого ребенка. Поэтому при неблагоприятных в этот период для подростка обстоятельствах он может просто «запутаться», «заблудиться» и «сломаться», и как следствие стать  агрессивным.

Если рассматривать подростков с агрессивным поведение с которыми я работала, то диагностика подтверждает однозначно, что ребята выросли в семьях где мало кто, интересовался развитием ребенка, в этих семья предпочитают наказывать вместо то чтоб любить заботиться итерпеливо объяснять, что хорошо, а что плохо. Трудно жить в семье, в которой разрушены положительные эмоциональные связи между членами, жизнь в такой семье становиться для подростка настоящим испытание, особенно если родители используют его как аргумент и оружие в споре между собой и дележке имущества. Часто так бывает, что подросток хочет в меру своих сил померить своих родителей так как он их любит обоих, но в результате он может попасть «под горячую руку».В результате он вынужден жить в постоянном напряжении, либо очерстветь душой или использовать ситуацию в своих целях. Тяжело приходиться подростку, родители которого безразличны, а то и враждебны по отношению к нему или чрезмерно заботливы, тем самым нарушая личное его пространство. Так же хотелось отметить, что агрессивное поведение подростка зависит и от того как к нему относятся сверстники насколько его, принимает класс, в котором он обучается.

Часто в беседе с родителями подростка, который находиться в нашем Центре, выясняется, что родители не понимают, почему их сын раздражается, гневается, кричит, все крушит, ведь они старались сделать все, чтобы он рос «послушным хорошим ребенком», они ему все покупали, многое разрешали. Я стараюсь объяснить, что воспитание не сводится только к удовлетворению социально-бытовых и материальных потребностей ребенка.  Привожу аргументы, что родителями или лицами, их заменяющими не были удовлетворены базовые потребности мальчика: то есть отсутствие или недостатоклюбви, мало внимания, мало ласки. Естественно ребята, которые растут в подобных суровых условиях, когда их мамочка такая вот холодная, безразличная не ласковая, вот они обязательно вырастут агрессивными. Но ведь есть еще и такие ребята которых «перелюбили», это когда подростку разрешено все, ему не надо старается быть лучше. Чтобы завоевать любовь матери или бабушки, ему не надо вести себя соответствующим образом, чтобы получить порцию похвалы, любви. Он ведет себя в буквальном смысле развязно. Что хочу, то и буду делать. Такие ребята тоже тревожны. Если ему разрешено все, то на подсознательном уровне он думает, что родителям вообще безразлично, каким он будет, как он себя чувствует, раз они так попустительски себя ведут. Часто в правонарушениях участвуют  ребята как недолюбленные, так и те, которым позволяли делать, что хочешь.

Наблюдая за своими воспитанниками, могу сказать, что многие используют агрессию для самоутверждения. Меня тревожит то, что у ребят отсутствует гуманность, снижены этические, нравственные критерии и духовность. Кроме того, среди подростков усиливаются инфантильные тенденции. Хочется отметить что опасность дегуманизации подрастающего поколения стремительно нарастает. Безусловно, изъяны в духовном становлении личности – это результат многих слагаемых.

В своей практической деятельности я опираюсь на гуманизм, веру и милосердие, считаю, что только через любовь и безусловное принятие можно помочь формированию личности подростка, его взрослению и социализации. Прежде всего я стараюсь дать возможность высказать все свои эмоции, все свои чувства и выслушать его до конца. Только после этого уже можно потихоньку разбирать, причине.

И главное, надо вывести его агрессию в конструктивное русло.

В работе с агрессивными, тревожными подростками на первом месте должны быть доброжелательные, теплые отношения.  Необходимо говорить о нравственности, любви, духовных ценностях, приобщать к творчеству, чтению книг, формировать знания и практический опыт в здоровье сберегающих технологиях. привлекать к делам милосердия, посильной помощи младшим, слабым.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены