РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интернет-технологии как средство социализации дошкольников

Аннотация: в статье раскрывается проблема использования интернет-технологий как средства социализации дошкольников. Проанализированы факторы влияния киберпространства на ребенка-дошкольника. Представлены современные научные концепции в спектре социализации посредством Интернет-технологий, изучены основные составляющие данного процесса. Охарактеризованы интерактивные технологии социального развития дошкольников. Отмечена популярность и активное внедрение инновационных Интернет-технологии в социальную психологию.

Предметом междисциплинарных исследований Интернет стал почти с самого его появления.

На сегодняшний день становиться очевидным насколько современное общество вовлечено в интернет-пространство. Изучением интернет-среды занимаются социологи, культурологи, философы, лингвисты, этнографы, психологи, педагоги, политологи, то есть Интернет-пространство представляет собой весьма популярное научное направление [1].

Отметим, что понятие «информационное общество» не имеет четкой общепринятой дефиниции. В задачи нашего исследования не входит изучение соотношения между информационным обществом и иными концепциями, описывающими современный этап развития социальных и коммуникационных технологий. Поэтому мы ограничимся пониманием информационного общества как общества постиндустриального и поставим между ними условный знак равенства; такая трактовка является широко распространенной.

Актуальность исследования связана с тем, что серьезный интерес к проблеме социализации дошкольников средствами интернет-технологии и виртуального общения имеет веские основания, тем более в русле развития сетевого общества, когда рациональное сочетание традиционных и инновационных форм взаимодействия ориентирует детей на высокие жизненные результаты, а также, обращение к этой проблеме в связи с исследованием других психолого-педагогических явлений, сочетаются в отечественной науке с немногочисленными научными теоретико-практическими исследованиями сетевого общения как такового.

Целью исследования представляется рассмотрение интернет-технологий как средства социализации дошкольников.

Вопросами изучения влияния киберпространства на детей и различных возрастных групп занимались такие авторы, как Н.С. Кудакова [5], А.М. Прихожан [7], А. А. Серебрякова [8] и многие др. Сегодня многие исследователи пытаются дать ответы на эти вопросы и понять логику жизни в виртуальной реальности.

Определение зоны рисков подрастающих поколений – это вопрос будущего детей и родителей. Отбору современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях эффективной социализации детей посвящены исследования: Е. И. Абрамовой [1], Е. А. Барсуковой [2], Н. А. Голубевой [3], В. А. Довгаль [4], Е. С. Шабуровой [9] и др. Ряд авторов подчеркивают, что возникшая социальная виртуальная реальность Интернет представляет собой своеобразный ответ на распад старых социальных связей между людьми, удовлетворяет потребность человека в общении, обмене информацией, в знаниях, в творческой реализации [2;3;5;7].

В исследовании Л. И. Микрюковой, Интернет-технологии рассматриваются фактически однозначно, как источник познавательной, наглядной, аналитической и просветительской информации, и пространство сети, как место, где можно ознакомиться с материалами о событиях текущей жизни детей. А дошкольный возраст представляется автором как наиболее целесообразный для успешной положительной социализации личности ребенка [6].

По справедливому мнению, А. А. Серебряковой ИКТ дают возможность:

  • предъявить информацию в игровой форме на экране монитора, что возбуждает у детей огромный интерес, поскольку это отвечает ведущему виду деятельности дошкольника
  • игре. ‒ образно, броско, в доступной данной возрастной группе форме преподнести материал, что сообразно наглядно-образному мышлению дошкольников;
  • привлечь внимание детей звуком, движением, мультипликацией;
  • формировать у дошкольников исследовательское поведение и творческие возможности детей [8].

Процесс освоения ребенком социального опыта, бесспорно, происходит не только в сформированной семейной среде, но и сквозь средства массовой информации, в частности через Интернет-технологии.

Социальные психологи подчеркивают, что в современном мире ребенку необходимо во многом самостоятельно обозначать стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в дошкольном возрасте. В силу чего, эффективная социализация – одно из ключевых условий жизни ребенка в обществе, где базой социализации служит формирование у него психологической саморегуляции поведения [2].

Слайд-шоу, презентации, мультимедийные фотоальбомы, мультфильмы являются одним из важных средств расширения детских представлений.

Это наглядность, помогающая выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При подобной организации материала задействуется три вида памяти детей: слуховая, зрительная, моторная.

Рассмотреть сложный материал поэтапно позволяет презентация. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

В научной работе Н.С. Кудаковой, за основу Интернет-социализации дошкольников взята программа IBM KidSmаrt, которая разработана для обучения детей от 3-х до 6-ти лет посредством применения коммуникационных и информационных технологий и организации стимулирующей среды, содействующей когнитивному и социальному развитию детей. Данное программное обеспечение пособляет формировать творческие способности и пространственное воображение, освоить основы математики и компьютерной грамоты [5].

Социальные сети, отмечает В. А. Довгаль, формируют иллюзию интерактивного и коммуникативного пространства, при этом мы не можем пренебрегать тем фактом что через подобный механизм идет ретрансляция ценностей, правил и норм, важных для социализации.

Ребенок-дошкольник примеряет на себя чужие роли, приобщается к различным группам, которых, к примеру, ВКонтакте полно.

«Возможности Интернета красочно и наглядно с беспрецедентной откровенностью позволяют оказывать мощное влияние на эмоциональную сферу. При этом, данное влияние может быть и в позитивном контексте» [4, с. 168].

Анализ новых научных источников по воздействию Интернет-технологий на социализацию ребенка-дошкольника дает возможность выделить психологические закономерности и специфику формирования детского сознания:

  • острый сюжет поддерживает и вызывает внимание и заинтересованность детей;
  • возможность привлечения ребенка к участию в процессе просмотра развивающих видеосюжетов;
  • завлечение ребенка визуальным образом базируется на психологических механизмах;
  • легкость запоминания интересного, короткого и близкого дошкольникам сюжета;
  • возможность формирования в детстве этических и моральных норм, ценностей посредством интересного и доступного ребенку сюжета [4].

Вывод.

Итак, Интернет-технологии, в частности образы компьютерной визуализации, являются мощным средством воздействия на становление детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо создать новую культуру жизни с информационными технологиями, научиться пользоваться ими, не теряя способности критически мыслить, чувствовать, общаться.

Литература:

  1. Абрамова Е. И. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях эффективной социализации детей [Текст] / Е.И. Абрамова // НТИ. Сер.1. – 2010. – №1. – С.1-8.
  2. Барсукова Е. А. Интернет – как фактор социализации личности. / Е. А. Барсукова // Вестник ТГУ им. Г.Р. Державина. – №7. – 2015. – С. 12-16
  3. Голубева Н.А. Информационная социализация: психологические условия и факторы: Дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13. – Москва, 2012. – 198 c.
  4. Довгаль В. А. Информационные технологии в системе социализации личности / В. А. Довгаль // Вестник Адыгейского государственного университета. – № 2. – 2017. – С. 168-175
  5. Кудакова Н.С. Влияние компьютерных игр на социально-коммуникативное развитие дошкольника. / Н.С. Кудакова. // Международный научно-исследовательский журнал. – № 3(45). – 2016. – С. 17-18
  6. Микрюкова Л. И. Социализация и ранняя профориентация детей дошкольного возраста. / Л. И. Микрюкова, Е. В.Кулакова // Психологический журнал. – № 26(6). – 2015. – С.16–24.
  7. Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста. / А.М. Прихожан // Психологические исследования. – 2011. – №1(9). – С. 7–11.
  8. Серебрякова А. А. Особенности социализации детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества. / А. А. Серебрякова // материалы Шестой Всероссийской научно-практической конференции - Красноярск: Сибирск. федеральн. ун-т., 2016. – С. 172-175
  9. Шабурова Е. С. Сущность компьютерной зависимости и ее влияние на социализацию детей дошкольного возраста. / Е. С. Шабурова // Молодой ученый. – № 12. – 2015. – С. 56-61
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены