РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников

В настоящее время, современное образование подверглось колоссальным изменениям, согласно которым содержанием образования станут такие ключевые социальные результаты, как российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества. Эти качества должны основываться на способности к взаимопониманию и доверию.

Таким образом, происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой нахождения себя в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей.

Ответственность за решение данной проблемы берёт на себя образовательное учреждение. Начальная школа, как одна из первых ступеней в образовательном процессе становится важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, а именно толерантности, поскольку в именно школе учащиеся впервые сталкиваются с проблемами взрослого сообщества.

Каждый учитель, работающий в начальной школе, должен помнить, что ученик будет толерантным только тогда, когда он будет воспитываться в грамотной образовательной среде, поэтому объективной потребностью современного общества является развитие толерантности.

Изучению степени толерантности у младших школьников посвятили свои работы многие ученые отечественной и зарубежной педагогики: Л.С. Выготский, В.А. Сластёнин, Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, П.И. Пидкасистый, Г.Л. Бардиер, Е.В. Бондаревская, Г.В. Безюлева, В.З.Вульфов.

Понятие «толерантность» произошло от латинского слова «tolerantia», что в переводе на русский язык означает «способность переносить», «терпение». Изначально этот термин был заимствован из фармакологии, но словари XXв. Уже однозначно указывают его прямое толкование: терпимость.

«Толерантность – способность переносить неблагоприятное влияние каких-либо факторов, терпимость к чужим мнениям, поведению и т.д.»[3].

«Толерантность – система внутренних ресурсов личности, отражающая готовность и способность личности позитивно и продуктивно решать сложные задачи взаимодействия с самим собой и другим, отличающимся по внешности, мыслям. Чувствам, ценностям, поведению, и т.д., способствующая невосприимчивости к провоцирующим факторам социальной среды.

Толерантность может реализовываться в разных системах:

  1. «Я», «Я – Другой»;
  2. Находиться в актуальном или потенциальном состоянии;
  3. Проявляться в разных видах: межличностная, межэтническая, гендерная и т.п., основываясь при этом на единой готовности и способности личности позитивно и продуктивно решать сложные задачи взаимодействия»[2].

«В.А. Лекторский привёл четыре философских понимания толерантности, в соответствии с которыми она трактуется как

  • безразличие; этот подход имеет либеральную политическую основу, с точки зрения которой проблемы всего общества более важны, нежели наличие разногласий между людьми;
  • невозможность взаимопонимания: если человек не может понять другую культуру или поведение он не должен, априори, быть враждебен по отношению к ней;
  • снисхождение к слабостям других;
  • расширение собственного опыта и критический диалог»[4].

Основными компонентами этого понятия являются активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости. Эти компоненты не возникают на пустом месте и не являются – как и любое социальное качество – врождёнными, а формируются, стимулируются (прежде всего изнутри) и корректируются.

Для того чтобы развить толерантность у младшего школьника, необходимо использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций города.

В социальной среде у ребёнка появляется выбор: с кем дружить, кого ненавидеть и что можно изменить в целом. Задача школы в этой ситуации заключается в том, чтобы обеспечить учащемуся необходимую множественность выбора, чтобы обеспечить учащемуся необходимую множественность выбора, чтобы у него был целостный, плюралистический взгляд на школьную среду [1].

Актуальность данного исследования определяется необходимостью создания условий для самореализации и развития каждой личности как гражданина России, формирование поколения, способного создавать и приумножать ценности общества. Эта задача, которая давно ставилась перед педагогами нашей страны, она побуждает к созданию такой образовательной среды, в условиях которой, будет воспитана толерантная личность. Личность, способная взаимодействовать с окружающими, готовая жить в непрерывно меняющемся современном мире, способная самосовершенствоваться, смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

Несмотря на богатейший материал по проблемам формирования толерантности у младших школьников, остаются потенциалы совершенствования педагогического труда в виде уточняющих технологий и условий.

Список литературы:

  1. Бобинова С.В. Образовательная среда как условие формирования толерантности младших школьников. Начальная школа: плюс-минус / – М.: Баласс, 2011(2 номер) 72с.
  2. Капустина, Н.Г. Формирование толерантности в образовательной среде. Начальная школа: плюс-минус / – М.: Баласс, 2008 (8 номер) 79с.
  3. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / – СПб. : НОРИНТ, 2002. –1327 с.
  4. Петрович, В.Г. Толерантность – привилегия сильных и умных. Начальная школа: плюс-минус / – М.: Баласс, 2011(2 номер) 65с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены